Общая характеристика психической деятельности животных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель: Предоставить основную информацию о понятиях инстинкта и научения, о проявлениях инстинктивной и приобретенной поведенческой активности и разницу между ними, разновидности научения и принципиальную способность к нему в зависимости от психической организации животных.

Основные понятия: инстинкт, инстинктивное поведение, внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения, гомеостаз, биологические ритмы, пусковой механизм, пусковая ситуация, ключевые раздражители, релизеры, научение, безусловные и условные рефлексы, факультативное и облигатное научение, копирование, латентное научение, викарное научение, реактивное и оперантное поведение, эвристическое научение.

 

План

3.1.Инстинктивное и приобретенное поведение.

3.2.Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения, его структура.

3.3.Научение, общая характеристика его ведущих типов.

 

Методические рекомендации к работе по теме

 

К вопросу 3.1. Ознакомиться с основными признаками инстинктивного и приобретенного поведения, провести их сравнительную характеристику, а ее результаты представить в виде конспекта.

К вопросу 3.2. Изучить и законспектировать материал по отношению к ведущим внешним и внутренним факторам инстинктивного поведения и структуры последнего.

К вопросу 3.3. Ознакомиться с основными видами научения, сделать конспект-схему по данному вопросу.

 

3.1. Инстинктивное и приобретенное поведение

 

По определению А. Слонима, инстинкт – это совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животному данного вида, которая возникает в ответ на раздражение из внешней среды или организма и происходит на фоне повышенной возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением актов поведения.

Одна из важнейших признаков инстинкта - его удивительная стабильность у каждого вида животных.

Поведенческая реакция считается инстинктивной, если она:

1. наследуется;

2. не требует предварительного обучения;

3. выполняется практически одинаково всеми особями данного вида;

4. свойственна телесной организации животных;

5. приспособлена к натуральным условиям существования вида.

Поведенческая реакция считается приобретенной, если она:

1. возникает в процессе индивидуальной жизни животного;

2. требует предварительного обучения;

3. выполняется различными животными разными способами;

4. хотя и зависит от строения тела животного, но не обусловленна им;

5. приспособлена к условиям жизни индивида.

Постоянство, ригидность инстинктивных компонентов поведения необходимые для обеспечения сохранности и неуклонного выполнения важнейших функций независимо от случайных изменений условий среды, к которым может попасть определенный представитель вида. Во врожденных компонентах поведения сохраняется результат всего эволюционного пути, пройденного видом. Это квинтессенция видового опыта, самое ценное из того, что приобретено в ходе филогенетического развития для выживания особи и продолжения рода. И эти переданные от поколения к поколению признаки обобщены и генетически фиксированы в программы действий, которые не должны и не могут легко изменяться под влиянием случайных, несущественных и непостоянных внешних влияний.

Но по современным представлениям инстинкты нельзя считать слишком ригидной формой врожденного поведения. Еще наблюдения В. А. Вагнера показали, что инстинктивное поведение – это в определенной степени пластическая деятельность, которая может изменяться под влиянием внешних условий. Эту изменчивость инстинктивного поведения Вагнер показал на примере конструктивной деятельности ласточек. Оказалось, что лабильность (изменчивость) инстинктивного поведения ограничена четкими видотипичными рамками и стабильными в пределах вида являются не сами инстинктивные действия, а амплитуда их изменчивости. Например, форма гнезда ласточек может варьироваться в определенных пределах, особенно в необычных условиях и при использовании необычных материалов для строения. При этом большое значение имеет также индивидуальный опыт, то есть научение. В целом, научение и инстинкт – это взаимосвязанные понятия.

В экстремальных условиях животные имеют шансы выживания благодаря резервной пластичности инстинктивного поведения в виде его модификации.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 341.