Связь сравнительной психологии с другими науками и отраслями психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зоопсихология тесно связана с рядом естественных наук. Она не может развиваться без "содружества" с этологией. Ведь психическое проявляется в единстве с внешней активностью, поведением животных.

Опираясь на полученные этологами знания о биологических аспектах и закономерностях поведения животных (особенно в естественных условиях), можно успешно проникнуть в психический мир животного, который вполне подчиняется биологическим закономерностям и отражает биологические связи организма со средой.

Не менее важны связи зоопсихологии с физиологией, особенно с нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности. В отличие от зоопсихолога, физиолог изучает не само психическое отражение, а процессы, обусловливающие его в организме. Физиологическое исследование осуществляется также путем анализа поведения, но под другим углом зрения, с другой целевой установкой. При этом физиолог, естественно, обращает внимание на функции нервной системы, головного мозга, его задача – изучение деятельности систем и органов, участвующих в поведении животного как целостного организма.

Важны знания о психической деятельности животных и для детской психологии, где зоопсихологические исследования помогают выявить биологические основы детской психики и в сравнительно-психологическом аспекте – ее генетические корни. Тщательное изучение ранних стадий развития человеческой психики необходимо для успешного решения проблем развития психики человека в онтогенезе, включая эмбриональный период. А на этих стадиях особенно большую роль играют биологические факторы поведения, общие у человека и животных.

Без зоопсихологии, особенно без данных о высших психических функциях животных и особенностей поведения приматов, не может обойтись антропология, которая исследует проблемы происхождения человека. Данные зоопсихологии необходимы для выяснения биологических предпосылок и основ антропогенеза, для изучения предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, человеческой речи и общественной жизни.

Зоопсихологические исследования приобретают все большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности животных помогает выявлять и лечить нервные и психические болезни людей.

Велика польза зоопсихологии для сельского хозяйства, животноводства, рыболовства, охотничьего хозяйства и тому подобное.

 

Вопросы и задания к самоконтролю

1. В чем состоит предмет зоопсихологии и сравнительной психологии?

2. Что общего и отличного в сравнительной психологии и зоопсихологии?

3. Дайте характеристику методам изучения психики животных и человека.

4. Как проявлено психическое отражение в животном мире?

5. Назовите методы зоопсихологии и сравнительной психологии.

6. В чем суть метода "лабиринта"?

7. Раскрыть метод "обходного пути".

8. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук.

9. С какими науками связана зоопсихология и сравнительная психология?

10. Что практически дают эксперименты по изучению психики животных и по изучению психики человека?

 

Темы для рефератов

1. Культ животных в религиях.

2. Представление о поведении животных в ХII-ХIII вв.

3. Изучение поведения животных в XIX и первой половине XX вв

4. Основные положения этологии и ее связь с другими науками о поведении.

5. Физиология высшей нервной деятельности и ее роль в изучении поведения.

6. Основные направления изучения поведения животных в природе.

Литература

1. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. / Д. Дьюсбери. - М. Мир. - 1981. - 479с.

2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс. - 2001. - 320 с.

3. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник, 2-е изд. / З. А. Зорина, И. И. Полетаева, Ж. И. Резникова. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. – 383 с.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1981. – 496 с.

5. Рожкова А. П. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие / А. П. Рожкова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. – 2005. – 105 с.

6. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. Хрестоматия. - М: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. - 1173 с.

7. Чайченко Г. М. Зоопсихологія та порівняльна психологія / Г. М. Чайченко. – К., 1992. – 464 с.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 416.