Тема 9. Пенитенциарная психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

психологические особенности личности, отбывающей наказание

понятие, виды, методы исправительно-трудовой психологии

значение учебной деятельности и трудовой деятельности в ресоциализации осужденных, в том числе несовершеннолетних

иметь представление:

о стратификации криминальной субкультуры в исправительных учреждениях

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи исправительной психологии.

2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.

3. Психология личности, отбывающей наказание.

4. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология).

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. Что такое социальная адаптация?

2. Почему в штате исправительных учреждений обязательно должен быть профессиональный психолог?

3. Какие методы психологического воздействия применяют в исправительных учреждениях?

4. Что такое стратификация в криминальном сообществе?

5. Что такое криминальная субкультура? В чем причина жестокого ритуального поведения заключенных?

6. Как социальная изоляция воздействует на личностную самореализацию индивида?

7. Какой период социальной изоляции отличается наиболее напряженным психическим состоянием? С чем это связано?

8. Почему длительное пребывание в местах лишения свободы способствует закреплению антисоциальной установки осужденных?

9. Какое значение в ресоциализации осужденных имеет трудовая деятельность?

10. Получение общего образования – это право или обязанность осужденных? Какие нормы регулируют взаимодействие администрации учреждения и заключенного по этой проблеме?

11. Какие условия необходимы для формирования социально адаптированного поведения?

12. Перечислите факторы, повышающие и понижающие уровень адаптивности в условиях изоляции от общества.

Критическое мышление

1. По мнению некоторых психологов, адаптация личности несовершеннолетнего и взрослого человека имеет ряд отличий. Так, сформировавшаяся личность, приспосабливаясь к ситуации, меняет поведение. Подростки, адаптируясь, корректируют систему жизненных ценностей и установок. Как эти особенности могут быть использованы в учреждениях исполнения наказания?

2. Связано ли покаяние и раскаяние с психическим здоровьем? Может ли чувство вины деструктивно влиять на личность?

3. По данным социологических опросов, стыд – наименее понятная эмоция. Почему респонденты с трудом формулируют существенные признаки этой эмоции? Можно ли назвать стыд нравственным переживанием?

4. Особенности содержания в исправительных учреждениях способствуют формированию инфантильности – зависимости, беспомощности в решении некоторых житейских вопросов, ослаблению способности планировать свое поведение. Как это влияет на ресоциализацию отбывших наказание? Возможно ли сгладить это негативное воздействие изоляции от общества?

5. Работа в системе КонсультантПлюс. Ознакомьтесь с содержанием ст. 82 УИК РФ и ответьте на вопросы:

Что такое режим в исправительных учреждениях? Какое назначение имеет режим?

Практическая работа

1. Работа в системе КонсультантПлюс. Изучите нормы ст. 103 и ст. 108 УИК РФ и комментарии к ним. Какое значение законодатель придает профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных?

2. Работа в системе КонсультантПлюс. Изучите нормы ст. 109, ст. 110, ст. 112 УИК РФ, Положение об отряде осужденных исправительного учреждения и комментарии к ним. Какое воспитательное воздействие предусмотрено законом? Как вы думаете, почему норма ч. 1 ст. 112 УИК РФ распространяется на возрастную категорию до 30 лет? С какой целью в структуре исправительных учреждений создается отряд осужденных?

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

Изложите свои мысли, чувства, представления по предложенным темам в форме эссе (эссе – прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.) Темы эссе:

1. Психологический аспект изоляции от общества корыстно–насильственного типа преступников.

2. Значение трудовой деятельности в ресоциализации корыстного типа преступников.

3. Значение учебной деятельности в ресоциализации насильственного типа преступников.

Структура эссе:

· проблема

· актуальность темы

· позиция автора

· аргументы (2–3), подтверждающие позицию автора

· вывод, подтверждающий позицию автора.

Примеры тестовых заданий

Раздел юридической психологии, изучающий психологические основы ресоциализации, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, особенности ценностных ориентаций в условиях социальной изоляции

a) криминальная психология

b) психология судебной деятельности

c) пенитенциарная психология

d) психология оперативно-розыскной деятельности

Восстановление и воссоздание социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе

a) адаптация

b) ресоциализация

c) реинкарнация

d) реструктуризация

Наказание в психологическом аспекте это фактор

a) отрицательного подкрепления

b) положительного подкрепления

c) нейтральный

d) индифферентный

Возможность исправления и перевоспитания в исправительных учреждениях обусловлена присущей психике способностью претерпевать изменения под воздействием специально организованной

a) системы наказаний

b) внешней среды

c) внутренней потребности

d) карательной функции

Карательная функция исполнения наказания, связанного с лишением свободы, в психологическом аспекте предполагает

a) причинение осужденному физических и моральных страданий

b) ресоциализация осужденного

c) формирование поведенческих реакций в условиях различных режимов

d) воспитание потребности к труду

Пенитенциарная психология исследует факторы, которые воздействуют на осужденных в процессе ресоциализации

a) личность сотрудника ИУ и организация отношений с заключенными

b) социально-психологические условия формирования личности правонарушителя

c) виктимное поведение жертвы преступления

d) воспитательный процесс и его методы

e) режим и его положительные стороны

Признание своей вины и самоосуждение своего отклоняющегося поведения, готовность понести наказание, искреннее сожаление о совершенном поступке

a) раскаяние

b) покаяние

c) извинение

d) искупление

Одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств – это ###

Социально-психологическая ориентация, складывающаяся в результате пассивного, приспособленческого принятия определенного порядка вещей, отказ от себя как от личности – это ###

Снятие с себя вины (частичное или полное) за совершенные поступки посредством полного признания своей вины, понесенного наказания или последующих положительных поступков, за которые человек становится достойным прощения – это ###

Раздел юридической психологии, изучающий психологические основы ресоциализации, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, особенности ценностных ориентаций в условиях социальной изоляции – это ### психология

Восстановление и воссоздание социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе – это ###

Рекомендуемая литература

Алексеев В.И. Психологические аспекты правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы (1879–1917гг.) / В.И. Алексеев // Юридическая психология. – 2008. – № 2.

Антонян Е.А. Исправительное воздействие в отношении многократно судимых / Е.А. Антонян // Юридическая психология. – 2008. – № 4.

Антонян Е.А. Психологические особенности наказания в виде лишения свободы / Е.А. Антонян // Юридическая психология. – 2007. – № 1.

Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания / А.Н.Баламут, А.Х. Чудова // Юридическая психология. – 2010. – № 4.

Бережнова Н.Д. Социально–психологический и криминологический мониторинг спецконтингента пенитенциарной системы / Н.Д.Бережнова // Юридическая психология. – 2013. – № 1. – С. 8–11.

Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия  / С.А.Бурлака // Российский следователь. – 2013. – № 5. – С. 25–28.

Гуляихин В.Н. Проблема гуманизации российской системы правовой ресоциализации  / В.Н.Гуляихин // Российская юстиция. – 2013. – № 4. – С. 52–54.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Кокурин А.В. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно–исполнительной системы / А.В. Кокурин, Ю.В. Славинская // Юридическая психология. –2010. – № 2.

Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года / Т.Ф. Минязева // Российская юстиция. – 2013. – № 3. – С. 31–33.

Палешник О.П. Влияние срока пребывания осужденных–мужчин в местах лишения свободы на акцентуацию их характера / О.П. Палешник // Юридическая психология. – 2008. – № 1.

Попова Е.Э. К вопросу о нормативном закреплении понятия "исправление осужденных" / Е.Э. Попова  // Российский следователь. – 2013. –  № 2. – С. 43–48.

Рыбников В.В. История создания и развития пенитенциарной системы в России / В.В. Рыбников, А.П. Некрасов // Юридическая психология. – 2008. – № 1.

Сучкова Е.Л. Представления осужденных о неформальной нормативной системе, функционирующей в местах лишения свободы / Е.Л.Сучкова  // Юридическая психология. – 2012. – № 2. – С. 37–39.

Тепляшин П.В. Перспективы институционализации уполномоченного по правам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Российской Федерации  / П.В. Тепляшин // Российская юстиция. – 2013. – № 1. – С. 65 – 66.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 330.