Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:
психологические особенности личности, отбывающей наказание
понятие, виды, методы исправительно-трудовой психологии
значение учебной деятельности и трудовой деятельности в ресоциализации осужденных, в том числе несовершеннолетних
иметь представление:
о стратификации криминальной субкультуры в исправительных учреждениях
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и задачи исправительной психологии.
2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.
3. Психология личности, отбывающей наказание.
4. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология).
Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)
1. Что такое социальная адаптация?
2. Почему в штате исправительных учреждений обязательно должен быть профессиональный психолог?
3. Какие методы психологического воздействия применяют в исправительных учреждениях?
4. Что такое стратификация в криминальном сообществе?
5. Что такое криминальная субкультура? В чем причина жестокого ритуального поведения заключенных?
6. Как социальная изоляция воздействует на личностную самореализацию индивида?
7. Какой период социальной изоляции отличается наиболее напряженным психическим состоянием? С чем это связано?
8. Почему длительное пребывание в местах лишения свободы способствует закреплению антисоциальной установки осужденных?
9. Какое значение в ресоциализации осужденных имеет трудовая деятельность?
10. Получение общего образования – это право или обязанность осужденных? Какие нормы регулируют взаимодействие администрации учреждения и заключенного по этой проблеме?
11. Какие условия необходимы для формирования социально адаптированного поведения?
12. Перечислите факторы, повышающие и понижающие уровень адаптивности в условиях изоляции от общества.
Критическое мышление
1. По мнению некоторых психологов, адаптация личности несовершеннолетнего и взрослого человека имеет ряд отличий. Так, сформировавшаяся личность, приспосабливаясь к ситуации, меняет поведение. Подростки, адаптируясь, корректируют систему жизненных ценностей и установок. Как эти особенности могут быть использованы в учреждениях исполнения наказания?
2. Связано ли покаяние и раскаяние с психическим здоровьем? Может ли чувство вины деструктивно влиять на личность?
3. По данным социологических опросов, стыд – наименее понятная эмоция. Почему респонденты с трудом формулируют существенные признаки этой эмоции? Можно ли назвать стыд нравственным переживанием?
4. Особенности содержания в исправительных учреждениях способствуют формированию инфантильности – зависимости, беспомощности в решении некоторых житейских вопросов, ослаблению способности планировать свое поведение. Как это влияет на ресоциализацию отбывших наказание? Возможно ли сгладить это негативное воздействие изоляции от общества?
5. Работа в системе КонсультантПлюс. Ознакомьтесь с содержанием ст. 82 УИК РФ и ответьте на вопросы:
Что такое режим в исправительных учреждениях? Какое назначение имеет режим?
Практическая работа
1. Работа в системе КонсультантПлюс. Изучите нормы ст. 103 и ст. 108 УИК РФ и комментарии к ним. Какое значение законодатель придает профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных?
2. Работа в системе КонсультантПлюс. Изучите нормы ст. 109, ст. 110, ст. 112 УИК РФ, Положение об отряде осужденных исправительного учреждения и комментарии к ним. Какое воспитательное воздействие предусмотрено законом? Как вы думаете, почему норма ч. 1 ст. 112 УИК РФ распространяется на возрастную категорию до 30 лет? С какой целью в структуре исправительных учреждений создается отряд осужденных?
Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию
Изложите свои мысли, чувства, представления по предложенным темам в форме эссе (эссе – прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.) Темы эссе:
1. Психологический аспект изоляции от общества корыстно–насильственного типа преступников.
2. Значение трудовой деятельности в ресоциализации корыстного типа преступников.
3. Значение учебной деятельности в ресоциализации насильственного типа преступников.
Структура эссе:
· проблема
· актуальность темы
· позиция автора
· аргументы (2–3), подтверждающие позицию автора
· вывод, подтверждающий позицию автора.
Примеры тестовых заданий
Раздел юридической психологии, изучающий психологические основы ресоциализации, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, особенности ценностных ориентаций в условиях социальной изоляции
a) криминальная психология
b) психология судебной деятельности
c) пенитенциарная психология
d) психология оперативно-розыскной деятельности
Восстановление и воссоздание социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе
a) адаптация
b) ресоциализация
c) реинкарнация
d) реструктуризация
Наказание в психологическом аспекте это фактор
a) отрицательного подкрепления
b) положительного подкрепления
c) нейтральный
d) индифферентный
Возможность исправления и перевоспитания в исправительных учреждениях обусловлена присущей психике способностью претерпевать изменения под воздействием специально организованной
a) системы наказаний
b) внешней среды
c) внутренней потребности
d) карательной функции
Карательная функция исполнения наказания, связанного с лишением свободы, в психологическом аспекте предполагает
a) причинение осужденному физических и моральных страданий
b) ресоциализация осужденного
c) формирование поведенческих реакций в условиях различных режимов
d) воспитание потребности к труду
Пенитенциарная психология исследует факторы, которые воздействуют на осужденных в процессе ресоциализации
a) личность сотрудника ИУ и организация отношений с заключенными
b) социально-психологические условия формирования личности правонарушителя
c) виктимное поведение жертвы преступления
d) воспитательный процесс и его методы
e) режим и его положительные стороны
Признание своей вины и самоосуждение своего отклоняющегося поведения, готовность понести наказание, искреннее сожаление о совершенном поступке
a) раскаяние
b) покаяние
c) извинение
d) искупление
Одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств – это ###
Социально-психологическая ориентация, складывающаяся в результате пассивного, приспособленческого принятия определенного порядка вещей, отказ от себя как от личности – это ###
Снятие с себя вины (частичное или полное) за совершенные поступки посредством полного признания своей вины, понесенного наказания или последующих положительных поступков, за которые человек становится достойным прощения – это ###
Раздел юридической психологии, изучающий психологические основы ресоциализации, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, особенности ценностных ориентаций в условиях социальной изоляции – это ### психология
Восстановление и воссоздание социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе – это ###
Рекомендуемая литература
Алексеев В.И. Психологические аспекты правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы (1879–1917гг.) / В.И. Алексеев // Юридическая психология. – 2008. – № 2.
Антонян Е.А. Исправительное воздействие в отношении многократно судимых / Е.А. Антонян // Юридическая психология. – 2008. – № 4.
Антонян Е.А. Психологические особенности наказания в виде лишения свободы / Е.А. Антонян // Юридическая психология. – 2007. – № 1.
Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания / А.Н.Баламут, А.Х. Чудова // Юридическая психология. – 2010. – № 4.
Бережнова Н.Д. Социально–психологический и криминологический мониторинг спецконтингента пенитенциарной системы / Н.Д.Бережнова // Юридическая психология. – 2013. – № 1. – С. 8–11.
Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия / С.А.Бурлака // Российский следователь. – 2013. – № 5. – С. 25–28.
Гуляихин В.Н. Проблема гуманизации российской системы правовой ресоциализации / В.Н.Гуляихин // Российская юстиция. – 2013. – № 4. – С. 52–54.
Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.
Кокурин А.В. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно–исполнительной системы / А.В. Кокурин, Ю.В. Славинская // Юридическая психология. –2010. – № 2.
Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года / Т.Ф. Минязева // Российская юстиция. – 2013. – № 3. – С. 31–33.
Палешник О.П. Влияние срока пребывания осужденных–мужчин в местах лишения свободы на акцентуацию их характера / О.П. Палешник // Юридическая психология. – 2008. – № 1.
Попова Е.Э. К вопросу о нормативном закреплении понятия "исправление осужденных" / Е.Э. Попова // Российский следователь. – 2013. – № 2. – С. 43–48.
Рыбников В.В. История создания и развития пенитенциарной системы в России / В.В. Рыбников, А.П. Некрасов // Юридическая психология. – 2008. – № 1.
Сучкова Е.Л. Представления осужденных о неформальной нормативной системе, функционирующей в местах лишения свободы / Е.Л.Сучкова // Юридическая психология. – 2012. – № 2. – С. 37–39.
Тепляшин П.В. Перспективы институционализации уполномоченного по правам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Российской Федерации / П.В. Тепляшин // Российская юстиция. – 2013. – № 1. – С. 65 – 66.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 370.