Тема 5. Психология профессиональной деятельности юриста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

содержание понятий профессиограмма и психограмма, профессиональная пригодность, профессиональная деформация

основы научной организации труда

основные закономерности социальной коммуникации

уметь:

организовывать свою работу в соответствии с правовыми и этическими стандартами

иметь представление:

об особенностях профессиограммы и психограммы некоторых профессий

Вопросы для обсуждения.

1. Психология личности юриста. Требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов.

2. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

3. Психологические особенности личности следователя, адвоката, прокурора, судьи, нотариуса и т.д.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. Что такое профессиография?

2. Почему профессиограмма юридических специальностей должна включать в себя психограмму?

3. Для чего необходимо разрабатывать профессиограммы юридических специальностей?

4. Какие нормативные правовые и нормативные акты определяют профессиограмму следователя, прокурора, судьи, адвоката?

5. Что такое профессиональная пригодность?

6. Как может проявляться профессиональная деформация?

7. Для чего юристам необходимо знать основы научной организации труда? 

8. В чем состоит особенность профессионального общения судьи, следователя, прокурора, адвоката, нотариуса?

9. Перечислите средства невербальной коммуникации. Каково значение невербальной коммуникации в профессиональном общении?

Критическое мышление

1. Канадский психолог, создатель учения о стрессе Ганс Селье писал: «Мне кажется, что конечная цель жизни человека – раскрыть себя наиболее полно, проявить свою «искру божию» и почувствовать уверенность, ощутить надежность. Для этого нужно найти оптимальный для себя уровень стресса и расходовать энергию в таком темпе и направлении, которые соответствуют нашим врожденным особенностям и предпочтениям».

В какой мере психограмма учитывает врожденные особенности и предпочтения человека? Возможно ли, имея цель занять определенную должность, развить в себе качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности? В каких случаях необходима коррекция своих наклонностей, привычек, системы жизненных ценностей?

2. Протокол допроса оперативного работника по поводу жалобы на неправомерные действия милиции, опубликованный в газете "Тульские известия":

"Я, старший оперуполномоченный капитан милиции Витницкий, по существу заданных мне дознавателем вопросов поясняю следующее. Вечером 16 июня с. г. около 23 часов я и старший лейтенант Рюмин зашли в ресторан, чтобы купить сигареты. В зале мы увидели гр. Суркова по кличке Гараж, полученной от братвы за большие габариты. Данный гражданин, находящийся во всероссийском розыске, был пьян и приставал к неизвестной женщине. Мы с Рюминым хотели провести с ним воспитательную беседу, но Сурков вытащил из кармана пистолет системы "ТТ", выстрелил в нашу сторону и попал в бармена, легко его ранив.

После этого Рюмин выбил у Суркова пистолет, а я свалил его на пол. Но гр. Сурков не успокоился и начал нагло, с особым цинизмом биться печенью, почками и лицом об мои и Рюмина ботинки с целью завладеть нашим табельным оружием, что могут подтвердить официанты и посетители ресторана.

Позднее уставшего гр. Суркова мы доставили к следователю в районное отделение милиции. Следователь Кокорин, увидев пистолет задержанного и услышав его матерные выражения в адрес российской милиции и себя лично, начал стыдить гр. Суркова и объяснять, что он не прав. В припадке раскаяния Гараж стал плакать и случайно ударился об угол сейфа той частью мозга, которая заведует устными показаниями.

Следователь Кокорин записал добровольные признания гр. Суркова. Потом я и Рюмин пальцами раздвинули задержанному веки, самотравмированные в ресторане, чтобы он мог видеть и подписаться под протоколом, что он и сделал. В дополнение к вышесказанному хочу добавить, что с моей стороны, а также со стороны Рюмина и следователя Кокорина никакого физического воздействия к гр. Суркову не применялось, а его заявление прокурору – наглая ложь и провокация с целью опорочить нашу родную российскую милицию".

Что такое профессиональная деформация? Допустимо ли в деятельности сотрудников правоохранительных органов применение принципа «Цель оправдывает средства»?

3. В 1886 году Московский Совет присяжных поверенных рассматривал дисциплинарное производство в отношении помощника присяжного поверенного, возмутившегося по поводу мер, принимаемых при управлении ходом судебного заседания и вызвавшего на дуэль председательствующего в судебном заседании (см.: Марков А.Н. Правила адвокатской профессии в России, с.422).

Допустимы ли в судебном заседании не процессуальные формы общения? Какие способы разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности вам известны?

4. –   А откуда вы знаете, что я солгал?

–  Ложь, дорогой мой мальчик, видна сразу, потому что бывает двух видов. Бывает с короткими ногами, а бывает с длинным носом. Твоя, похоже, относится к длинноносым. ( «Пиноккио», 1892г.)

На какие признаки обмана указывает Папа Карло? Каким образом эмоции влияют на речь, голос, тело и лицо? Как проявляются чувства, которые лжец пытается скрыть? Что именно выдает фальшивость наблюдаемых эмоций?

Практическая работа

1. В соответствии с нормой п. 2 ч. 3 ст. 86 УПК РФ адвокат имеет право опрашивать лиц с их согласия. Изучив дополнительную литературу, опишите коммуникативную, перцептивную и интерактивную составляющую структуры общения адвоката.

2. Используя материал лекции, дополнительную литературу          (П. Экман «Психология лжи», гл. 3.) и свой жизненный опыт, составьте невербальный эмблематический словарь.

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

Подготовьте реферат по теме «Моя будущая профессия». Объем реферата – 2–3 страницы.

Структура реферата.

1) Общие сведения о профессии: история возникновения, назначение в судебной системе (системе ПОО или др.), связи с другими профессиями и специальностями, возможность освоения смежных профессий и специальностей, значение профессиональной квалификации, требования к соискателям, претендующим на должность, востребованность на рынке труда, престижность.

2) Описание процесса труда: содержание трудового процесса, результаты труда, технические средства, применяемые в процессе труда, условия трудовой деятельности (наличие рабочего места, его комфортность), творческий характер, однообразие выполняемых операций и др.

3) Человек в процессе труда: психологические, физиологические, моральные и др. особенности личности, способности и наклонности, необходимые в данной профессии, 

4) Социально–экономические особенности профессии: условия труда (продолжительность рабочего дня, его нормированность, охрана труда, продолжительность отпуска и др. существенные условия трудового договора), размер заработной платы, система поощрений, социальный пакет, перспективы профессионального (карьерного) роста, возможность повышения квалификации.

Примеры тестовых заданий

1. Задачи психологии трудовой деятельности юристов

a) синтез психологических и юридических знаний

b) анализ сущности базовых правовых категорий

c) организация правоохранительной деятельности

d) организация труда

e) реабилитация

2. Качества, способствующие преодолению дестабилизирующих факторов

a) выносливость

b) смелость

c) лояльность

d) физическое здоровье

e) толерантность к длительным психофизическим перегрузкам

3. Черты профессиональной непригодности юриста

a) совестливость

b) социальная зрелость

c) безнравственность

d) недисциплинированность

e) взяточничество

4. Составные части структуры общения юриста

a) коммуникативная

b) адаптивная

c) перцептивная

d) интерактивная

e) эмоционально-волевая

5. Процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними

a) перцептивная сторона общения

b) коммуникативная сторона общения

c) интерактивная сторона общения

d) профессиональная сторона общения

6. Организация взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения

интерактивная сторона общения

перцептивная сторона общения

коммуникативная сторона общения

интерактивная сторона общения

7. Знание закономерностей межличностных отношений, применение их на практике, свободное владение навыками общения – это

коммуникативный контроль

коммуникативная компетенция

коммуникабельность

компетентность

8. Качества, необходимые следователю

a) эмоциональная устойчивость

b) резистентность

c) ригидность

d) толерантность

e) агрессивность

9. Последовательность изменения личности по степени проявления отрицательных последствий

a) девиация

b) деградация

c) деформация

10. Основными детерминантами юридического конфликта являются

a) лакуны в законодательстве

b) индивидуальные особенности участников

c) социальная среда

d) социальная среда и индивидуальные особенности участников

11. Личные качества и индивидуальные особенности, способствующие освобождению от фрустрации

a) высокая самооценка

b) конформизм

c) эмоциональная неустойчивость

d) эмоциональная устойчивость

e) нонконформизм

12. Моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности; включает правдивость, принципиальность, верность обязательствам, субъективную убежденность в правоте, искренность перед другими и самим собой в отношении мотивов, которыми человек руководствуется – это ###

13. Система требований, предъявляемых определенной профессией к психофизиологическим и психическим качествам индивида – это ###

14. Социально не организованное, не структурированное скопление людей, связанных между собой лишь общей направленность на определенный эмоциогенный объект, вызывающий сходное эмоционально импульсивное состояние  – это ###

Рекомендуемая литература

Баева Н.А. Природа и виды конфликтов в деятельности адвоката–защитника по уголовным делам / Н.А. Баева // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. – Воронеж: Изд–во Воронеж. гос. ун–та, 2006. – Вып.7. – С.11–23.

Гросс Г. О судебном следователе. См.: Юридическая психология: Хрестоматия  / Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2000.

Дупак А.А. Особенности визуальной психодиагностики ложных сообщений сотрудниками пограничного контроля / А.А.Дупак // Юридическая психология. – 2013. –  № 2. – С. 8 – 12.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Калягин Ю.С. Некоторые вопросы социальной перцепции оперативного работника / Ю.С. Калягин // Юридическая психология. – 2010. – № 1.

Кокурин А.В. Направления оптимизации психологического сопровождения сотрудников подразделений охраны ФСИН России / А.В.Кокурин,  Е.В. Овчарова // Юридическая психология. – 2013. – № 2. – С. 23 – 26.

Ксенофонтов А.М. Динамика психологического состояния сотрудников милиции в экстремальных условиях деятельности / А.М. Ксенофонтов, И.А. Новикова // Юридическая психология. – 2010. –№ 4.

Марков А.Н. Правила адвокатской профессии в России. Опыт систематизации постановлений советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики / А.Н. Марков. – М., 1913.

Панфилов И.А. О роли сети Интернет в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел / И.А.Панфилов // Российский следователь. – 2013. – № 5. – С. 31 – 33.

Поздняков В.М. О профессионально–психологической компетентности и психологической культуре личности юристов / М.В. Поздняков // Юридическая психология. – 2010. – № 3.

Попова Г.В. Особенности функционирования личностных защитных механизмов сотрудников патрульной службы милиции с разным стажем профессиональной деятельности / Г.В. Попова, Н.Э. Милорадова // Юридическая психология. – 2010. – № 3.

Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел /В.В.Простяков  // Юридическая психология. – 2012. – № 1.–  С. 2 – 7.

Простяков В.В. Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел / В.В. Простяков, О.Н.Зеленцова // Юридическая психология. – 2009. – № 1.

Ратинов А.Р. Судебная психология следователей / А.Р. Ратинов. – М., 1967.

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 588 с.

Скворцова Е.В. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции / Е.В.Скворцова // Юридическая психология. – 2010. – № 2.

Собольников В.В. Ценность права как мотив правопослушного поведения сотрудников правоохранительных органов / В.В.Собольников // Юридическая психология. – 2013. – № 2. – С. 26 – 28.

Соколова Е.Н. Психологические проблемы соблюдения законности сотрудниками оперативных подразделений / Е.Н. Соколова // Юридическая психология. – 2009. – № 1.

Фомин А.С. Проблемы формирования психологической готовности к управленческой деятельности / А.С.Фомин // Юридическая психология. – 2011. – № 1.

Чеботарева И.Н. Адвокат–защитник как субъект доказывания по уголовным делам / И.Н. Чеботарева // Адвокатская практика. – 2010. – № 4.

Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман – СПб.: Питер, 2010. – 304с.: ил.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 312.