Часть № 3. Отношение к жизни в целом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Я умею расслабляться и не стремлюсь контролировать все на свете.

2. Сцена в кино или в спектакле может растрогать меня до слез или насмешить до колик.

3. Иногда я балую себя приятными мелочами.

4. Я не могу чувствовать себя полностью удовлетворенным без творческого самовыражения в искусстве, музыке, живописи и т. д.

5. Я очень много работаю. Мне некогда развлекаться и отдыхать.

6. Я занимаюсь духовными практиками (медитация, йога и т. д.).

7. Я люблю бывать на природе.

8. Для меня очень важно качество моей жизни.

9. Жизнь – сложная штука. Часто я даже не пытаюсь понять и объяснить, что происходит.

10. Меня коробят плохая игра актеров, наигранные эмоции у людей.

11. Вспоминая прошлое, я могу испытывать такие же сильные эмоции, как тогда.

12. Принимая решение, я часто доверяю своей интуиции.

Результат

Подсчитайте баллы во всех вопросах, кроме № 5, в таком порядке:

Правда – 4 Скорее да – 3 Скорее нет – 2 Неправда – 1

В вопросе № 5 баллы подсчитайте в таком порядке:

Правда – 1 Скорее да – 2 Скорее нет –3 Неправда – 4

Выпишите результат в квадратик. Это ваш уровень житейского EQ.

Баллов

Скорее всего, вы умеете правильно расставить эмоциональные приоритеты. В какие-то периоды жизни вам даже могли завидовать, как легко вам что-то дается. Но вы знаете свой главный секрет: ваше позитивное мышление. Люби жизнь, и жизнь будет любить тебя.

Балла

Вы часто слишком многим жертвуете. Ваше счастье тяжело вам дается. Эмоции вы отставляете на задний план и считаете это своей силой. При этом копится усталость от жизни, недовольство. Даже если вы методично добиваетесь своей цели, радости уже не чувствуете. Но чаще вы можете бросить все на полпути к успеху. Начните с малого – откройте, что мир на­строен к вам абсолютно нейтрально. Но всегда готов ответить вам теми же чувствами, которые вы на него проецируете.

Результат

Сложите цифры всех трех частей, и вы получите общий уровень своего EQ. У вас должна получиться сумма от 38 до 152.

114 –152 – очень высокий уровень эмоционального интеллекта. Вы мастерски владеете своими чувствами. И способны заряжать других людей своим настроением. У вас все задатки лидера – будь то маленькая компания друзей или большой коллектив. Главное – вы позитивно настроены, и потому жизнь будет часто оборачиваться к вам своей яркой стороной.

68 –113 – средний нормальный уровень. В целом вы умеете управлять своими эмоциями, но иногда они вам мешают. Вы не всегда справляетесь с трудной ситуацией, так что вам есть куда расти. Но при этом вы способны испытывать сильные чувства, что само по себе – подарок судьбы.

38 – 67 – низкий уровень. Вы отставляете очень большой пласт жизни в сторону. И запрещаете огромной части своего «я» проявляться наружу. А зря! Большая эмоциональная открытость и подвижность расширяют горизонты – и в карьере, и в жизни. Вам стоит почаще спрашивать себя: а что на самом деле чувствуют окружающие вас люди и каких проявлений эмоций ждут от вас? Вы должны убедить себя, что эмоции – не признак слабости, а свидетельство богатой внутренней жизни, которую вы зачем–то от всех скрываете. А ведь в глубине души вы совсем не черствый человек, и вам тоже знакомы бури страстей!

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

1. Изучите нормы ч. 3 ст. 20 УК РФ, комментарии к этой статье (см. поисковую правовую систему КонсультантПлюс) и дайте определение понятия «отставание в психическом развитии».

2. Изучите норму ст. 22 УК РФ и комментарии к этой статье (см. поисковую правовую систему КонсультантПлюс). В чем состоят особенности возложения юридической ответственности на лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости?

3. Изучив нормы УК РФ и ГК РФ, соотнесите содержание понятий «вменяемость» и «дееспособность».

4. Изучив нормы гл. 8 УК РФ, среди обстоятельств, исключающих преступность деяния, предусмотренных уголовным законом, перечислите имеющие под собой основания психологического характера.

Примеры тестовых заданий

1. Элементарная форма психического отображения, которая обеспечивает познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира это

b) память

c) ощущение

d) восприятие

e) мышление

2. Совокупность нервных образований, активность которых обеспечивает анализ раздражителей, воздействующих на организм – это

a) рецептор

b) анализатор

c) систематизатор

d) классификатор

3. Переживание страдания, возникающее как защитная реакция на воздействие, приносящее вред тканям организма и вызывающее желание избавиться от нее – это

a) стресс

b) боль

c) страх

d) гнев

4. Изменение чувствительности, наступающее в результате длительного воздействия раздражителя, называется

a) прострация

b) перцепция

c) адаптация

d) консервация

5. Психический процесс отражения явлений и предметов действительности в их целостности – это

a) ощущение

b) память

c) мышление

d) восприятие

6. Восприятие избирательно зависит

a) от субъективных свойств, которые предопределены качествами воспринимающего человека

b) от объективных свойств воспринимаемых предметов

c) только от субъективных свойств человека

d) только от объективных свойств воспринимаемых предметов

e) от ощущений

7. Психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью и использование его в последующей деятельности – это

a) иллюзия

b) восприятие

c) память

d) мышление

8. Переживание большой силы с коротким периодом протекания, характеризующееся значительным изменением в сознании, нарушением волевого контроля – это

a) аффект

b) конфликт        

c) радость  

d) настроение

9. Склонность индивида приписывать ответственность за неудачность своих действий внутренним причинам

локус контроля

внутренний локус контроля

внешний локус контроля

когнитивный контроль

10. Соответствие вида иллюзий и их проявления

a) физиологические

b) психические

c) физические

 

преломления света в жидкой среде

зрительные иллюзии (иллюзии контраста, цветного восприятия)

ложное узнавание в условиях напряженного ожидания

11. Сложные и достаточно стойкие, но проходящее психические явления, влияющее на жизнедеятельность субъекта в сложившейся ситуации, подразделяющиеся на эмоциональные и волевые – это психические ###

12. Целеустремленное отношение человека (социальной группы, общества в целом) к какому-либо объекту его потребности – это ###

13. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации о событиях внешнего мира и реакциях организма – это ###

14. Психический процесс отражения явлений и предметов действительности в их целостности – это ###

15. Изменение чувствительности, наступающее в результате длительного воздействия раздражителя, называется ###

16. Элементарная форма психического отображения, которая обеспечивает познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира – это ###

17. Психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи – это ###

Рекомендуемая литература

Баева Н.А. Влияние психологических защитных механизмов на поведение адвокатов в ситуации конфликта / Н.А. Баева // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. – Воронеж: Изд–во Воронеж. гос. ун–та, 2003. – Вып.4. – С. 49–57.

Белых–Силаев Д.В. Акцентуации характера и подходы к их классификации  / Д.В. Белых–Силаев, А.Г.Ивашин, Д.Е. Ланцов // Юридическая психология. – 2013. – № 2. – С. 34 – 40.

Брауде И.Д. Записки адвоката / И.Д. Брауде. – М., 1974.

Из сборника Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2000. – 448 с.: Б.Г. Ананьев. Человек как объект познания; К. Леонгард. Акцентуированные личности; А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков; С.Л. Рубинштейн. Эмоции. Воля; Г. Селье. Стресс без дистресса; Н.Д. Левитов. Фрустрация как один из видов психических состояний; Н.Д. Левитов. Психическое состояние беспокойства, тревоги; Н.Д. Левитов. Психическое состояние агрессии; П. Фресс. Эмоциогенные ситуации; Я.Л. Боткин. Преступный аффект как условие невменяемости; В.Ф. Чиж. Аффект; А.Е. Брусиловский. Судебно–психологическая экспертиза, ее предмет, методика и пределы.

Клоченко Л.Н. К вопросу об унификации терминологии, обозначающей психическое насилие, в уголовном праве  /Л.Н.Клоченко // Российский следователь. – 2013. – № 9. – С. 24 – 27.

Любишкин Д.Е. Нужны ли мотивы задержания подозреваемого? / Д.Е.Любишкин // Российский следователь. – 2013. – № 5. – С. 12 – 16.

Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности / С.В.Милюков // Юридическая психология. – 2010. – № 4.

Можгинский Ю.Б. Роль аффектов в структуре агрессивного поведения / Ю.Б. Можгинский, Т.А. Андрианова // Юридическая психология. – 2009. – №4.

Полубинская С.В. Невменяемость в английском и американском уголовном праве/ С.В. Полубинская // Юридическая психология. – 2009. – № 2.

Палешник О.П. Влияние срока пребывания осужденных-мужчин в местах лишения свободы на акцентуацию характера / О.П. Палешник // Юридическая психология. – 2008. – №1.

Петин И.А. Психические эмоциональные состояния человека как фактор его взаимодействия со средой / И.А. Петин // Юридическая психология. – 2008. – № 3.

Петрова Л.Г. К вопросу о влиянии перенесенного сексуального насилия в малолетнем или несовершеннолетнем возрасте на дальнейшее развитие личности  / Л.Г.Петрова // Эксперт-криминалист. – 2013. – № 2. – С. 16 – 17.

Сафуанов Ф.С. Определение аффекта у обвиняемого: проблемы правоприменительной практики и судебно-психологической экспертизы / Ф.С.Сафуанов // Юридическая психология. – 2011. – №1.

Спасенников Б.А. К вопросу о вменяемости подсудимого / Б.А.Спасенников  // Российский судья. – 2013. – № 4. – С. 19 – 22.

Чебуренков А.А. Содержание и значение психологического компонента в структуре следственной ситуации  / А.А.Чебуренков // Российский следователь. – 2013. – № 6. – С. 32 – 35.

Тема 4. Правовая психология

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

социально–регулятивную сущность права

признаки права в их психологическом аспекте

структуру правовой психологии и правовой идеологии как элементов правосознания

соотношение убеждения и принуждения в праве

элементы структуры правового воспитания

уметь:

использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования, сравнительно-правовой метод и т.д. в исследовании правовой психологии и правовой идеологии различных социальных субъектов

выявлять индивидуальные и групповые особенности правовой психологии как элемента правосознания

выявлять индивидуальные и групповые особенности правовой идеологии как элемента правосознания

иметь представление:

об особенностях нормативно-правового воздействия на психику личности и его последствиях

об основных особенностях оптимизации механизма правового воздействия с учетом достижений современной психологической науки

Вопросы для обсуждения.

1. Социально–регулятивная сущность права. Психологический аспект правового регулирования. 

2. Правовая психология и правовая идеология как элементы правосознания. Правовая культура личности.

3. Правовое воспитание как элемент правового воздействия.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. В чем состоит основное назначение права в социуме?

2. В чем проявляется универсальность права как всеобщего социального регулятора?

3. Как система общеобязательных норм воздействует на психику? Какие эмоции и чувства могут вызывать непопулярные нормы?

4. Какими психологическими особенностями должны обладать субъекты правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности?

5. Какой из типов социального поведения вы считаете наиболее приемлемым: конформизм или нонконформизм? Имеет ли значение ситуация, в которой вы находитесь?

6. Назовите положительные и отрицательные стороны правового нигилизма.

7. В чем вы видите опасность правового идеализма?

Критическое мышление

1. М.И. Еникееев в своем учебнике «Юридическая психология» на с. 23 пишет: «Первоочередной социальной задачей является легитимизация нашего общества – неукоснительное подчинение всей его жизнедеятельности требованиям закона». Вы разделяете позицию автора? Аргументируйте свой ответ.

2. В одной из своих книг аргентинский психолог и психотерапевт Х. Букай пишет: «Никто не хочет меняться по требованию. Никто не становится лучше из страха. Никто не растет, когда он подавлен». Руководствуясь этими сентенциями, изложите ваш взгляд на оптимальное сочетание убеждения и принуждения в праве. 

3. Современная психологическая наука располагает инструментарием воздействия на психику, в том числе и без согласия на то самого человека (например, нейролингвистическое программирование – НЛП, суггестия и т.д.). Допустимо ли применение таких методов в сфере правового регулирования?

4. «Я знаю, как надо жить, но я не хочу так жить!» Прокомментируйте эту сентенцию.

5. «Если человеческое существо зависимо или является рабом, то только рабом своих собственных привидений, которые выросли из его собственной души. Это не мир делает его рабом – по отношению к миру человек абсолютно свободен». (М. Мамардашвили)

Как вы понимаете эту сентенцию? Что такое свобода, долг, обязательства, ответственность? Как соотносятся моральная и юридическая ответственность?

Практическая работа

Задание для практической работы содержится в следующем разделе (выполнение исследования в соответствии с предложенным планом).      

Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

Тема №1. Исследование правовой культуры студентов юридического факультета РАП на примере изучения отношения к проблеме соблюдения ПДД.

Цель исследования: выявить особенности проявления правовой психологии, правовой идеологии и юридически значимого поведения как структурных элементов правовой культуры студентов юридического факультета РАП в связи с воздействием норм ПДД.

Гипотеза: возрастные особенности и специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование правовой культуры студентов юридического факультета РАП.

Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на особенности проявления правовой культуры студентов юридического факультета РАП.

Результат исследования оформляется в виде отчета, состоящего из следующих элементов:

· актуальность проблемы (со ссылками на научные публикации);

· гипотеза;

· цели и задачи исследования;

· примененные методики;

· результаты наблюдений, опросов, анкетирования (анкеты с ответами в количестве не менее 30 шт.) с комментариями; выводы (подтвердилась или не подтвердилась первоначальная гипотеза);

· список источников и литературы.

Тема №2. Исследование нормативно-правового воздействия норм УК РФ о применении смертной казни на правосознание студентов высших учебных заведений.

Цель исследования: выявить особенности воздействия норм УК РФ о применении смертной казни на студентов ВУЗов.

Гипотеза: возрастные особенности, а также специфика формирования профессионального правосознания оказывают существенное воздействие на формирование отношения к применению смертной казни.

Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также сравнительно-правовой метод, выяснить отношение студентов к проблеме, обращая внимание на уровень и качество знаний по проблеме и на профессионализм правопонимания.

Тема №3. Исследование формирования социально-психологической дезадаптации молодежи под влиянием Интернет-пространства

Цель исследования: выявить особенности правовой культуры студентов юридического факультета РАП, обусловленные влиянием Интернет–пространства.

Гипотеза: виртуальное общение способствует формированию диффузной идентичности у несовершеннолетних, что в дальнейшем приводит к социально–психологической дезадаптации личности и формированию девиантных форм поведения.

Задачи исследования: используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, а также статистический и конкретно-исторический метод, выяснить особенности формирования девиантных форм поведения у молодежи.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 401.