Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:
методологические основы юридической психологии
методы юридической науки, психологии и социальной психологии.
уметь:
классифицировать методы, применяемые при изучении личности и группы
применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп.
иметь представление:
о соотношении философских и общенаучных методов в юридической психологии.
Вопросы для обсуждения
1. Философские и общенаучные методы познания.
2. Методы юриспруденции и их значение для юридической психологии.
3. Методы психологии и их применение в правовой сфере.
Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)
1. Как соотносятся всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы познания?
2. Почему в юридической психологии необходимо комплексно применять методы философии, юриспруденции, психологии и других наук?
3. Какому закону материалистической диалектики соответствует понятие «рецидив»? Какие дефинитивные нормы уголовного закона отражают действие этого закона?
4. Какие правовые отношения иллюстрируют закон единства и борьбы противоположностей? Какие проблемы противоречия между полярными субъектами вскрывает этот один из основных законов диалектики?
5. В чем состоит сущность субъектно-деятельностного подхода? На конкретном примере правоотношений поясните, какие субъект-субъектные и субъект-объектные связи в нем возникают.
6. Перечислите методы юридической психологии, применяемые при изучении личности.
7. Перечислите методы юридической психологии, применяемые при изучении социальной группы.
8. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения?
9. Допустимо ли употребление термина "экспертиза" или "судебная экспертиза" по отношению к полиграфологическому исследованию?
Критическое мышление
4. Докажите, что развитие таких сложных правовых систем, как уголовное судопроизводство, возможно только при реализации принципа состязательности на всех его этапах.
5. В конце 60–х годов прошлого века в отечественной уголовно-процессуальной науке возникла теория бесконфликтного следствия, представленная в работах А.М. Ларина, И.Ф. Пантелеева, М.С. Строговича. Эти авторы полагали, что конфликт как противоборство, в основе которого лежат антагонистические противоречия, не может возникнуть в производстве по уголовным делам (например, в таком случае невозможен логический прием презюмирования невиновности и придется признать, что показания подозреваемого не гипотетически, а реально правдивы). Тем не менее, сторонники бесконфликтного следствия не отрицают возможности возникновения противоречий, которые не являются антагонистическими, в ходе предварительного следствия. «Обвиняемый может не соглашаться с обвинением независимо от своей вины или невиновности. Противоречия по различным причинам появляются между показаниями обвиняемых в совместном совершении одного преступления, между показаниями свидетелей–очевидцев, между заключениями нескольких экспертов по одному и тому же вопросу. Такие конфликты естественны и правомерны» (Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. С.103)
Выскажите свое отношение к теории бесконфликтного следствия.
Шатровский районный суд Курганской области, рассматривая дело Кайгародова, обвиняемого в совершении деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, но вину свою не признавшего и от дачи показаний в суде отказавшегося (на основании ст. 51 Конституции Российской Федерации), постановил обвинительный приговор, указав, что заключением психофизиологической экспертизы, проведенной в отношении свидетеля Сереброва, установлено, что в момент ДТП автомобиль обвиняемого шел на обгон автомобиля КамАЗ со скоростью более 100 км/час, что и послужило причиной дорожного происшествия, повлекшего смерть четырех потерпевших.
Может ли криминалистическое исследование, проведенное с использованием полиграфа подтвердить, что скорость автомобиля была свыше 100 км/час? Какую информацию, в таком случае, может подтвердить или опровергнуть полиграфолог? Как оценивает суд показания, основанные на предположениях и догадках?
Астрологи пытаются предсказывать судьбу человека, определяя его психотип и специфические условия жизни. В чем отличие астрологических прогнозов от психологических характеристик? Зачем 52% россиян время от времени просматривают астрологические прогнозы?
Можно ли согласиться с тем, что чтение гороскопов – это прибежище от тоски и тревоги в современном мире, в котором мы чувствуем себя все более одинокими и беспомощными?
Практическая работа
1. Используя формально–юридический метод, исследуйте Конституцию РФ, УПК РФ или другой нормативный правовой акт и выявите термины, имеющие отношение к юридической психологии. Работу следует осуществлять в системе КонсультантПлюс или другой поисковой правовой системе, используя следующий алгоритм:
— введите наименование документа, например: Конституция РФ и откройте документ;
— на панели выберите значок «найти» и введите наименование термина, например: «интерес», «мотив», «вина», «психическое принуждение», «психотравмирующая ситуация», «аффект» и т.д.;
— сохраните найденные фрагменты документа в цифровом формате или выполните рукописный конспект с указанием статей нормативного акта.
2. Примените общенаучные методы анализа, синтеза, системного и функционального подхода в исследовании семьи как социального института.
3. Используя методы юридической психологии (наблюдение, беседа, анкетирование, опрос и т.д.), выявите проблемы, волнующие современную студенческую молодежь, классифицировав их по группам (учебная работа, проведение досуга, взаимоотношения с близкими и т.д.)
4. Используя метод интервью, попытайтесь получить информацию по какому-либо вопросу у представителей различных социальных групп (сокурсники, родители, преподаватели и т.д.). Какие средства коммуникации вы использовали в каждом конкретном случае? Изменялась ли ваша речь (письменная – устная, эмоционально насыщенная – нейтральная, высококультурная – инвективная и т.д.) и стиль общения в беседах с этими лицами?
Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию
Изучите гл. 6 монографии П. Экмана «Психология лжи» или две статьи об использовании полиграфа (см. раздел «Рекомендуемая литература») и сделайте вывод о возможности использования многоканального осциллографа для одновременной записи различных психосоматических процессов (дыхания, наполненности и частоты пульса, электропроводности кожи, изменения просвета кровеносных сосудов, напряжения мышц и др.) в качестве верификатора.
Примеры тестовых заданий
1. Методология юридической психологии включает в себя
a) философские и общенаучные методы
b) императивный метод
c) диспозитивный метод
d) методы юридической науки
e) методы психологии и социальной психологии
2. Юридическая психология в качестве мировоззренческого подхода, выражающего наиболее универсальные принципы мышления использует
a) метафизику
b) субъектно-деятельностный подход
c) материалистическую диалектику
d) идеалистическую диалектику
3. Метод юриспруденции, выявляющий юридические понятия и их существенные признаки
a) сравнительно-правовой
b) конкретно-исторический
c) формально-юридический
d) статистический
4. По целям исследования методы юридической психологии делятся на
a) методы научного исследования, психологического воздействия на личность, судебно-психологической экспертизы
b) методы научного исследования, психологического воздействия на личность, психоанализа
c) методы психологического воздействия на личность, судебно-психологической экспертизы, невербального воздействия на личность
d) методы научного исследования, судебно-психологической экспертизы, вербального воздействия на личность
5. Метод наблюдения включает в себя
a) поверхностное наблюдение
b) включенное наблюдение
c) стороннее наблюдение
d) наблюдение в группе
e) предвзятое наблюдение
6. Регистрация данных, отражающих простые психофизиологические процессы – это
a) наблюдение в группе
b) биографический метод
c) интервью (беседа)
d) метод проб и измерений
7. Метод, основанный на принципе онтогенеза, согласно которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления и воспитания являются решающими для формирования личностных особенностей.
a) анкетный метод.
b) интервью (беседа)
c) биографический метод
d) наблюдение в группе
8. Исследование зависимости психических процессов от воздействующих на испытуемого внешних стимулов – это
a) интервью (беседа)
b) метод эксперимента
c) биографический метод
d) анкетный метод
9. Соответствие методов
a) материалистическая диалектика, идеалистическая диалектика, метафизика
b) анализ, синтез, системный подход, функциональный подход
c) наблюдение, биографический метод, анкетный метод, интервью (беседа)
a) философские
b) общенаучные
c) частнонаучные
10. Юридическая психология в качестве мировоззренческого подхода, выражающего наиболее универсальные принципы мышления использует ### диалектику
11. Метод, основанный на принципе онтогенеза, согласно которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления – это ### метод
12. Исследование зависимости психических процессов от воздействующих на испытуемого внешних стимулов – это метод ###
Рекомендуемая литература
Баева Н.А. Субъектно – деятельностный подход в исследованиях проблемы конфликта в профессиональной деятельности адвоката / Н.А. Баева // 50 лет в криминалистике. К 80–летию со дня рождения Р.С.Белкина. Материалы международной научной конференции. – Воронеж: Изд–во Воронеж. гос. ун–та, 2002. – С.14–20.
Белкин А.Р. Допустимость, достоверность, процессуальная пригодность, или Еще раз о роли полиграфа в уголовном судопроизводстве / А.Р.Белкин // Уголовное судопроизводство. – 2013. – № 2. – С. 14 – 20.
Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука / А.В. Брушлинский // Вопросы философии. – 2001. – №2. – С.89–95.
Булгаков В.Г. Возможности получения криминалистически значимой информации о динамических признаках человека при производстве освидетельствования / В.Г.Булгаков // Российский следователь. – 2013. – № 7. – С. 2 – 3.
Гольцов А.Т. Детектор лжи в уголовном судопроизводстве США / А.Т.Гольцов // Журнал российского права. – 2009. – № 4.
Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2003. – № 2. – С.95.
Иванов Р.С. Организационно–методические основы судебно–психофизиологической экспертизы с применением полиграфа / Р.С.Иванов // Юридическая психология. – 2013. – № 2. – С. 13 – 19.
Китаев Н.Н., Результаты опроса на полиграфе не могут иметь статус уголовно–процессуальных доказательств / Н.Н. Китаев, А.Н. Архипова // Российский следователь. – 2010. – №; 3.
Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика: Научно–практическое и учебное пособие / А.М. Ларин – М.,1996.
Милюков С.В. К вопросу о составлении комплексного портрета личности / С.В.Милюков // Юридическая психология. – 2010. –№ 4.
Новикова–Грунд М.В. Текстовые методики: психолингвистический метод диагностики травмы и психотерапевтической работы с ней / М.В. Новикова–Грунд // Юридическая психология. – 2010. – № 4.
Подольный Н.А. Особенности судебной психофизиологической экспертизы / Н.А. Подольный // Эксперт–криминалист. – 2010. – № 2.
Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 588 с.
Соколова О.А. Использование данных психологии при диагностировании человека по его папиллярным линиям / О.А.Соколова // Юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 14 – 17.
Соколова О.А. Использование методов психологии при диагностировании человека при расследовании и раскрытии преступлений / О.А. Соколова // Юридическая психология. – 2010. – № 4.
Холодный Ю.И. О едином научно-методическом подходе к применению полиграфа / Холодный Ю.И. // Юридическая психология. – 2013. – № 1. – С. 11 – 13.
Холодный Ю.И. Применение полиграфа: тернистый путь эволюции терминологии / Холодный Ю.И. // Юридическая психология. – 2012. – N 2. – С. 32 – 36.
Холодный Ю.И. Совершенствование методического обеспечения криминалистических исследований с применением полиграфа / Холодный Ю.И. // Юридическая психология. – 2012. – № 3. – С. 9 – 16.
Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман – СПб.: Питер, 2010. – 304с.: ил.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 338.