Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:
методологические основы анализа преступной деятельности
психологию личности подозреваемого и обвиняемого
психологию преступного поведения
особенности поведения несовершеннолетних правонарушителей
иметь представление:
о типологии личности преступника
об особенностях психологического состояния потерпевших
Вопросы для обсуждения
1. Психология личности преступника.
2. Психология преступной группы и ее лидера.
3. Психология жертвы преступления (виктимология).
Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)
1. Какие методы применяют для изучения лиц, совершивших преступления?
2. Что такое мотив преступного поведения? Что влияет на его формирование?
3. Что такое типология личности преступника? Какие классифицирующие признаки могут быть положены в основу типологии?
4. Смысловой и статистический розыскной профиль неизвестного преступника: понятие, признаки, принципиальные отличия.
5. Существуют ли принципиальные отличия в структуре личности правонарушителя и законопослушного гражданина?
6. Какие преступления чаще всего совершают несовершеннолетние? В чем вы видите причины противоправного поведения подростков?
7. Приведите примеры криминальных сообществ и перечислите характерные черты этих организаций.
8. Что такое виктимология? Совпадает ли смысловое содержание понятий «жертва преступления» и «потерпевший от преступления»?
Критическое мышление
1. Итальянский психиатр, представитель антропологической школы уголовного права Ч. Ломброзо сформулировал теорию «преступного человека» («Преступный человек», 1876 год), в соответствии с которой преступник – особый биологический тип, имеющий характерные антропологические признаки – стигматы.
Как вы полагаете, существуют ли гендерные факторы, влияющие на поведение человека? Можно ли гендерные признаки назвать определяющими в их влиянии на формирование преступного замысла и преступного поведения?
Почему, по мнению О.Ю.Михайловой, «оценка многоэпизодного преступника как "серийного" должна основываться на выявлении содержания и степени сформированности единой мотивации, что не может быть реализовано средствами только правовой науки»? (См.: Михайлова О.Ю. Психологическая диагностика личности серийных сексуальных преступников / Под ред. А.О. Бухановского. Ростов-на-Дону, 2001. С. 13.)
2. Как взаимосвязаны цели, задачи и мотивы с деятельностью, действиями и операциями, осуществляемыми субъектими правоотношений? Возможна ли полимотивация преступного поведения? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.
3. Американский психолог А. Маслоу делит потребности и мотивы по их социальному уровню на высшие и низшие (они же базовые, они же фундаментальные). Низшие ("потребности нужды") – физиологические (голод, жажда, сексуальная потребность и т.п.); далее по возрастающей – потребности в безопасности и защите от боли, страха, гнева и неустроенности; затем потребности в социальных связях (любви, нежности, присоединении, идентификации); далее следуют потребности в самоуважении, признании, одобрении и достижениях; высший уровень – самоактуализация, потребность в понимании и осмыслении.
Какие из указанных потребностей могут стать мотивом преступного поведения? Рассмотрите каждый уровень и приведите примеры.
Практическая работа
1. Группа подростков 14–15 лет совершила несколько краж и два ограбления. Один из подсудимых, сын преуспевающего бизнесмена, свое участие в преступлениях объяснил тем, что его привлекала сама опасность и соблазняла возможность проявить смелость; кроме того, он боялся показаться трусом перед своими товарищами.
Объясните поведение подростка. Какие особенности личности несовершеннолетних наиболее ярко проявляются в противоправном поведении?
2. В Санкт-Петербурге была обезврежена ОПГ "черных риелторов". Согласно материалам следствия, в группировку входил дипломированный врач, добавлявший в спиртные напитки, которые употребляли жертвы, сильнодействующие лекарственные препараты. Смерть потерпевших наступала от остановки сердца в течение получаса после приема жидкости. При этом медицинский диагноз смерти соответствовал ишемической болезни сердца и не вызывал подозрений. Лиц, не желавших употреблять спиртное, преступники, используя численное превосходство, привязывали к кровати, ножом разжимали зубы и вливали жидкость в рот.
Какое значение имеет количество членов группировки для успешной реализации инсценировки? Оцените возможность совершения действий, непосильных для одного человека (согласованные действия по пресечению сопротивления жертвы, перемещению тела, сокращению временного интервала совершения и сокрытия преступления). Как с увеличением числа участников возрастает потенциал изменения материальной следовой картины?
3. Психолог был привлечен к составлению психологического портрета неизвестного преступника, совершившего серию особо тяжких преступлений – убийств девушек. Потерпевшие принадлежали к одной возрастной группе, имели аналогичный внешний типаж, работали продавцами специализированных малопосещаемых магазинов по продаже товаров для животных и продаже фейерверков, находящихся в шаговой доступности друг от друга. Потерпевшим были нанесены множественные ножевые ранения, у одной из девушек было надорвано нижнее белье. На руки и шею одной из потерпевших, прижизненно поставленной "на четвереньки", были надеты поводки для собак; на полу около головы другой потерпевшей лежали петарды ("дождик").
В ходе расследования данной серии работники следственных органов отрабатывали версию совершения преступлений с корыстным мотивом. Однако, несмотря на то, что преступником были похищены сотовые телефоны потерпевших и часть денежных средств из выручки магазинов, на месте преступлений оставались большие суммы денег, которые преступник без труда мог найти и взять. При этом в одном эпизоде преступник похитил изношенную дамскую сумочку потерпевшей, в которой находилась косметичка девушки. В другом эпизоде преступник взял губную помаду из дамской сумочки потерпевшей, которая была обнаружена открытой на месте преступления с разбросанным по полу ее содержимым, в том числе и кошельком.
Психологический анализ способа совершения преступления позволил профайлеру предположить сексуальный смысл насильственных действий при вторичном характере корыстной мотивации.
Какие данные могут подтвердить предположение профайлера? Какие предметы, похищенные с места преступления, могли выполнять функцию фетиша – напоминания и возбуждения через воссоздание у преступника определенных образов, связанных с сексуальными манипуляциями?
4. В детской палате отделения патологии беременных института клинической медицины был облит едкой жидкостью ребенок роженицы Малиновой, врача-ординатора терапевтического отделения этого же института. Тяжелые ожоги лица и глаз повлекли за собой полную потерю зрения в правом глазу и неизгладимое обезображение лица ребенка.
Следствие исключило преступную неосторожность. Обвинение было предъявлено педиатру Новинской. Основным мотивом, по мнению следствия, стала зависть к положению Малиновой и месть за высокомерное отношение. Новинская все отрицала.
Защита обратила внимание на показания профессора Пхакадзе, который первым осмотрел ребенка. Он утверждает, что по характеру ожога можно сделать вывод, что он произошел не от того, что плеснули в лицо кислоту, а от вытирания ватой, намоченной в кислоте. Опытный врач Годунова, более двадцати лет работающая в акушерских отделениях, показала, что няни обычно промывают глаза новорожденным не так, как положено – от периферии к переносице, а выжимают ватку над переносицей и затем проводят ею по глазам ребенка от центра к периферии. Таким образом, характер ожога свидетельствует о причастности к трагедии другого лица – няни Березовой. Дело в отношении Новинской было прекращено за недостаточностью улик.
Можно ли по характеру совершения преступного деяния сделать вывод о психологических, физиологических, профессиональных особенностях лица, его совершивших? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.
5. Фронтовик Петр Матейко прибыл на побывку в родную Дубровку. Еще недавно его, здорового и красивого парня проводили в армию, а теперь на его кителе сияла Звезда Героя Советского Союза, боевые ордена и медали.
Петр рассказывал односельчанам о жарких схватках с фашистскими самолетами в небе, о других ярких событиях из фронтовой жизни. Получая в финансовом отделе райисполкома пособие на ремонт избы родителей, Петр предъявил удостоверение на имя Героя Советского Союза Андрея Головина, объяснив, что смена имени и фамилии произошла из-за близости аэродрома к фронту: «У нас завсегда так делают, – фрицев дезориентируем».
По пути на фронт Петр решил посетить областной центр. Фронтовой гость – статный летчик, капитан, умело и быстро завязывал знакомства с областным начальством. Героя приглашали на митинги, он выступал по радио, дал интервью корреспондентам областной газеты: «За время войны я имею на своем боевом счету 29 вражеских самолетов, сбитых лично, и 23 – в групповых боях».
Вся история Матейко развеялась в прах из–за одного наивного вопроса. На встрече с героем в школе пятиклассник спросил:
– Дяденька, значит за три месяца можно выучиться на летчика и сбивать фашистов?
– Как это за три? – не понял оратор.
– Вы же сами сказали, что ушли в армию в апреле этого года, а сейчас июль.
«Капитан» не смог объяснить школьникам, как он стал героем за три месяца, зато он подробно рассказал об этом в судебном заседании Военного трибунала. Петр дезертировал из армии в первые дни призыва, был задержан и осужден к десяти годам лишения свободы с отбытием наказания после фронта. Сбежал вторично и укрылся в пассажирском поезде, где вошел в доверие к капитану Головину (распив с ним бутылку водки), украл его китель с орденами и продолжил свой «боевой» путь. Военный прокурор с учетом обстоятельств дела требовал для подсудимого 10 лет строго режима без применения статьи об отбытии наказания после войны. Адвокат Брауде добился более мягкого приговора – 10 лет лишения свободы с отбытием наказания после фронта.
К какому типу преступников (см.: Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. М.: Норма, 2008. – С. 53) следует отнести лжекапитана? Какие признаки архитипа трикстера проявляются у Матейко? Почему Военный трибунал проявил снисхождение к дезертиру?
6. 16 декабря 2012 года в Нью-Дели (Индия) было совершено преступление – групповое изнасилование и жестокое избиение двадцатитрехлетней студентки. Девушка со своим спутником вечером, в 21.30, возвращалась домой на автобусе после просмотра фильма. В автобусе группа из шести человек избила железным прутом обоих, после чего девушку насиловали в течение часа, причем совершали это с особой жестокостью, а затем обеих жертв выбросили из автобуса. От полученных травм девушка скончалась в больнице. Преступление вызвало огромный резонанс в индийском обществе, где изнасилования женщин, в том числе изнасилования в браке, являются проблемой национального масштаба. Некоторое время спустя один из духовных лидеров Индии заявил о виновном поведении женщин в подобных ситуациях.
Что такое виктимное поведение? Можно ли говорить о виктимном поведении в данном случае? Какое влияние на оценку событий оказывает религиозная и светская мораль? К каким последствиям, на ваш взгляд, приведет принятый в марте 2013 года закон, по которому уголовному преследованию в Индии стали подлежать сексуальные домогательства, вуайеризм и любые формы сексуального насилия, а изнасилования с летальным исходом стали караться смертной казнью.
Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию
1. Используя поисковую систему КонсультантПлюс, подберите и изучите две–три статьи по теме «Психология преступной группы и ее лидера».
2. Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» и составьте психологическую характеристику личности преступника по схеме:
1) Биографические данные. Сведения об условиях формирования личности.
2) Структура личности:
— особенности психических процессов.
Восприятие: особенности восприятия; внимание: произвольное, непроизвольное, его свойства (концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключаемость); память: наиболее развитый вид; мышление: способность к анализу и синтезу, решение проблемных задач, наиболее развитый вид мышления; речь: словарный запас, качества (содержание, выразительность, точность), культура речи; воображение: наиболее развитый вид;
— особенности психических состояний.
Чувства и эмоции: внешнее выражение; преобладающие формы проявления, постоянство, направленность, глубина, наличие аффектов, поведение в экстремальных условиях; воля: сила, твердость, настойчивость и т.д.;
— особенности психических свойств.
Общая направленность личности: потребности (материальные, духовные); интересы (широта, устойчивость); мировоззрение (взгляды, идеалы, убеждения); сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов (динамические свойства личности); Основные черты характера: отношение к другим людям, к коллективу, к обществу в целом (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к людям, и противоположные черты – замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям); отношение к труду (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность); Отношение к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные черты – самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм – как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм – склонность заботиться преимущественно о своем личном благе); Отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами). Способности общие (интеллект, креативность и поисковая активность) и специальные в отдельных видах деятельности). Талант.
3. Заключение. Что можно ожидать от данного лица, в какие условия жизни и труда его необходимо поместить в целях коррекции личности?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 334.