Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка в разных видах деятельности, формирование умения понимать отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния людей по мимике и жестам; проявлять доброжелательные отношения к людям
Специально организованная деятельность
Образовательная область.
Тема занятия.
Программные задачи
Методы, приемы, игры, упражнения
Дополнения
(дидактический материал,
пособия, картины)
Ребёнок и общество.
Тема: «Путешествие в мир настроения»
Формировать дружелюбное, уважительное отношение к окружающим. Развивать способность передавать движением, мимикой, позой основные эмоции и чувства; способствовать развитию эмпатии. Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение к окружающим
1. Д/упражнение «Скажи другу что-то приятное».
2. Сюрпризный момент: приход Кота Леопольда. Чтение стихотворения «Азбука настроения».
3. Игровая обучающая ситуация «Путешествие в волшебный мир настроения».
4. Д/игра «Угадай моё настроение».
5. Беседа по иллюстрациям к сказке «Заюшкина избушка».
6. Творческая продуктивная деятельность: рисование пиктограмм настроения.
7. Подведение итогов занятия
Костюм Кота Леопольда, иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; листы белой бумаги круглой формы, гуашь красная, синяя, ватные палочки, влажные и сухие салфетки, музыкальное сопровождение: песня «Улыбка» В. Шаинского.
Стихотворение
«Азбука настроения»
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится! Кто грустит?
Кто испугался! Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения
(И. Белопольская)
Развитие речи и культура речевого общения.
Тема: «В гости к Улыбке!»
Формировать у ребенка позитивное восприятие и самовосприятие, адекватные представления о себе и других.
Развивать способность распознавать эмоциональное состояние свое и окружающих людей, побуждать рассказывать о своих предпочтениях. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительного. Воспитывать доброжелательность, желание играть вместе
1. Сюрпризный момент: прилетел шарик, в нем записка с приглашением в страну Улыбок. Отправимся на корабле.
2. Беседа «Когда вы улыбаетесь?»
3. Проблемная ситуация: в стране Улыбок потерялись все улыбки. Как помочь жителям страны (развеселить их).
4. Психогимнастика «Улыбка».
5. Раскрашивание «Улыбок» карандашами.
6. Составление необычного солнышка: его лучи будут из улыбок.
7. Д/упражнение «Назови соседа ласково».
8. Подведение итогов занятия
Изображение домика Улыбки, изображение солнышка, фонограмма песни «Про улыбку» В.Шаинского, карточки с улыбками, карандаши, магнитофон, оборудование к сюжету «Пароход»
.
Развитие речи и культура речевого общения.
Тема: «Испорченное настроение»
Продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, определять не только своё личное состояние, но и состояние окружающих людей, оценивать свои поступки и поступки окружающих людей. Развивать, память, активизировать словарь. Воспитывать сопереживание к окружающим, проявлять доброжелательное отношение к людям
1. Рассматривание иллюстрации «Котята играют».
2. Беседа по картине: кто нарисован на этой картине? Чем занимаются котята? Какое настроение у котят? Как котята играют и др.
3. Д/упражнение «У кого какое настроение».
4. Физкультминутка.
5. Рассуждения детей по содержанию стихотворения «Котята» С.Маршака: что случилось с котятами? А мама обрадовалась, когда котята потеряли перчатки? А что котята сделали, чтобы мама больше на них не сердилась. У мамы кошки одинаковое было настроение, когда она ругала котят и когда хвалила?
6. Д/упражнение «Подарим друг другу ласковые слова».
7. Подведение итогов занятия
Картина «Котята играют», карточки, на которых изображены различные настроения.
Предварительная работа:
чтение стихотворения С. Маршака «Перчатки».
Физкультминутка:
Утром рано умывались (вращение головой)
Полотенцем растирались (ножницы)
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись (наклоны)
И друг другу улыбались (повороты)
Вот здоровья в чём секрет (потягиваемся)
Всем друзьям физкульт-привет! (машем руками)
Искусство: изобразительная деятельность (аппликация с элементами рисования)
Тема: «Мальчики и девочки»
Формировать умение составлять образ человека из геометрических фигур, Продолжать развивать умение наклеивать простые формы, дополнять работу путем рисования пальчиком. Развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность
1. Сюрпризный момент: пришли грустные куклы, не знают кто из них мальчик, а кто девочка.
2. Рассуждений детей: Во что одета Василиса? Какого цвета? А что ещё носят из одежды девочки? В какие игры играют девочки? Какая причёска у Василисы? Значит Василиса у нас девочка? Во что одет Руслан? Какая причёска у Руслана? Что ещё из одежды одевают мальчики? В какие игры любят играть мальчики? Руслан мальчик?
3. Д/упражнение «Покажи мимикой».
4.Физкультминутка
5. Выполнение работы (выкладывание и наклеивание, дорисовывание волос), индивидуальная помощь. 6. Рассматривание работ, игры с куклами
Куклы Василиса и Руслан,, образцы работ (девочка, мальчик, краска коричневого цвета, влажные салфетки, клей, кисти для клея, салфетки, готовые формы частей тела (круг – голова, треугольник – туловище девочки, прямоугольник-туловище мальчика, два маленьких треугольника-бантик)
Физкультминутка:
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные)
Искусство: изобразительная деятельность (лепка (барельефная)).
Тема: «Веселые куклы»
Упражнять в умении раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней.
Продолжать формировать представления о частях тела и лица. Развивать мелкую моторику рук.
воспитывать интерес к созданию образа человека, умение сопереживать и желание помогать
1. Беседа, показ детских работ, ответы детей на вопросы воспитателя о том, что делали на занятии по аппликации. (Чего не хватает нашим куклам? (рук, ног, глаз, носа, рта)).
2. Объяснение и показ действий.
3. Физкультминутка.
4. Практическая деятельность детей.
5. Рассматривание работ, любование
Куклы Василиса и Руслан, детские работы с занятия по аппликации, заготовки к барельефной лепке (фигурки человечков), пластилин
Нерегламентированная деятельность
Общение
Игровая деятельность
Познавательная практическая деятельность
Художественная деятельность
Трудовая деятельность
*Беседа «Мое настроение»
Цель: развивать умение детей определять личное состояние, проявлять свои эмоции через мимику и жесты.
*Беседа:
«Как создать хорошее настроение?»
Цель: познакомить детей с различными способами повышения настроения
(улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело и т.п.)
*Беседа «Мне обидно»
Цель: научить распознавать эмоциональное состояние по выражению лица (губы, глаза, щёки); познакомить детей с эмоцией «Обида»;
воспитывать чувство сострадания.
*Интервью «Когда у моих родителей хорошее настроение»
Цель: продолжать знакомить детей с эмоцией радости, развивать умение передавать это эмоциональное состояние, используя мимику и жесты, развивать связную речь.
*Ситуация общения «Подарим друг другу ласковые и добрые слова»
Цель: знакомить детей с ласковыми и добрыми словами, развивать потребность использовать их в своей речи.
*Проблемная ситуация «Медвежонок потерялся»
Цель: познакомить детей с эмоцией «страх», учить передавать это эмоциональное состояние, используя мимику, жесты и интонацию.
*Этюд «Грустный цветочек»
Цель: развивать умения передавать образ, настроение мимикой;
воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям.
*Этюд «Солнышко и тучка»
Цель: предупреждение психоэмоционального напряжения, расслабление мышц туловища
*С/ролевая игра «Кукла заболела»
Цель: знакомить детей с новыми игровыми действиями с куклой; закреплять последовательность раздевания куклы; воспитывать чувство сопереживания заболевшей кукле.
*С/ролевая игра «Мама и дочка»
Цель: развивать умения играть вместе, отображая в игре положительные взаимоотношения между членами семьи; побуждать устанавливать речевые отношения в ходе игры.
*Д/игра «Кубики настроения»
Цель: определять отдельно выраженное эмоциональное состояние человека по пиктограмме.
*Д/игра «Угадай из какой сказки»
Цель: формировать умение видеть и понимать разные эмоциональные состояния персонажей сказок.
*Д/игра «Составь портрет», «Найди
отличия»
Цель: закреплять умение видеть и понимать разное
эмоциональное состояние
персонажей сказки.
*Музыкально-дидактическая игра «Весело - грустно»
Цель: развивать умение различать эмоциональное содержание музыки.
*Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, способствуя развитию группой сплоченности.
*Игра «Выбиваем половичок»
Цель: знакомить детей со способами снятия негативных настроений.
*Игровое упражнение
«Магазин зеркал»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, способность распознавать и выражать соответствующие эмоции.
*П/игра «Как живёшь?»
Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами
*Самостоятельная работа в уголке «Настроение»
Цель: развивать умение определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний «веселое» и «грустное»
*Рассматривание тематических альбомов «Мое тело», «Мое лицо»
Цель: формировать представления о своих частях тела и своем внешнем виде, развивать познавательную и эмоциональную сферы ребенка.
*Эксперимент с водой и гуашью «Цвета настроения»
Цель: развивать у детей интерес к экспериментированию с водой и гуашью,
вызвать у детей положительные эмоции.
*Опыт с зеркалом «Изобрази настроение»
Цель: развивать умения показывать эмоции по образцу.
*Рассматривание цветных камушек при помощи лупы
Цель: познакомить с прибором помощником - лупой и ее назначением, вызвать эмоциональный отклик у детей на разнообразие неживой природы
*Лепка «Конфетки для кукол» (работа с цветным тестом)
Цель: упражнять в лепке палочек
(конфеток) приемом раскатывания
теста прямыми движениями, воспитывать желание что-либо сделать для других.
*Раскрась коврики для доброй и злой волшебницы (работа с гуашью)
Цель: раскрыть сущность понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют; развивать умение выбирать цветовую гамму для отражения понятий «добро» и «зло».
*Аппликация «Веселый и грустный клоуны»
Цель: развивать умение передавать настроение человека в изображении.
*Рисование
фломастерами
«Радостное
солнце»
Цель: формировать чувство цвета, развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук, вызвать эмоциональный отклик детей от проделанной работы.
Сюжетные музыкальные игры «Ласковый ветерок и грустное облако», «Нежная кошка и грустный котёнок»
Цель: продолжать формировать представления о том, что музыка выражает чувства, настроение человека
Хозяйственно-бытовой труд.
*Поможем куклам навести порядок в кукольном доме Цель: формировать дружеские взаимоотношения, приучать соблюдать порядок, воспитывать желание помочь окружающим.
Труд в природе
*«Поможем ежику полить цветочки в горшочке»
Цель: закреплять представления об уходе за растениями, воспитывать стремление приходить на помощь другу.
*Посев семян настурции (выращивание рассады)
Цель: дать представления о правилах посева и полива, способствовать развитию радостных чувств от совместной деятельности
Самообслуживание: *Складывание одежды в шкафу
Цель: продолжать учить детей наводить порядок в своем шкафу; вызывать у детей чувство радости за проделанную работу
*Трудовые поручения: уберем игрушки на место, сбор мусора на участке
Цель: развивать волевое усилие, желание старательно выполнять поручения, формировать чувство удовлетворения при виде чистоты и порядка
Литература
1. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: НИО, 2012.
2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2014/2015 учебному году // Пралеска. – 2015. – №7.
3. Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетноролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. К. Васильева. — Мозырь : Содействие, 2013.
4. Дубинина, Д. Н. В мире сказок : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д. Н. Дубинина. — Минск : Пачатковая школа, 2013.
5. Житко, И. В. Навстречу математике : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. — Минск : Пачатковая школа, 2013.
6. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Минск : Нац. инт образования, 2012.
7. Жихар, О.П. Основные подходы к примерному планированию образовательного процесса / О.П.Жихар // Пралеска. – 2013. – № 7.
8. Ладутько, Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и рукотворный мир»/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Мозырь: Содействие, 2011.
9. Лобынько, Л.В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В.Лобынько, Т.Ю.Швецова. – Минск «ИВЦ Минфина», 2009.
10. Пашко, В.Л. Дошкольникам об эмоциях: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Л.Пашко. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012.
11. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. В 2 ч. Ч. 1 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011.
12. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. В 2 ч. Ч. 2 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011.
13. Пралеска: У истоков образного слова. Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. инт образования, 2011.
14. Рисование, аппликация, конструирование, лепка для почемучек четвертого года жизни / авт.-сост. И.В.Омелящик. – Мозырь: Содействие, 2009.
15. Старжинская, Н.С. Учись говорить правильно: учеб.-нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с рус. яз. обучения / Н.С. Старжинская. — Минск: Пачатковая школа, 2013.
16. Стреха, Е.А. В мире природы: учеб.-нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с рус. яз. обучения / Е.А. Стреха. — Минск: Пачатковая школа, 2013.
17. Стреха, Е. А. Познание окружающего мира: животные : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск : Нац. инт образования, 2014.
Практический материал
Часть 3
Примерное тематическое планирование
Специально организованной
и нерегламентированной деятельности детей:
Вторая младшая группа
Автор-составитель
О.В.Остапюк
Корректура
Ю.А.Щуко
Подписано в печать 14.07.2015 Формат 60 х 84
Усл. печ. л. 4,0 Заказ 114 Тираж 40
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых
«Витебский областной институт развития образования»
210602, г.Витебск, пр-кт Фрунзе, 21
Растиражировано на ксероксе ГУДОВ «ВО ИРО»
Дата: 2019-03-05, просмотров: 3969.