Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, развитие желания познавать природу, воспитание бережного отношения к природе
Специально организованная деятельность
Образовательная область.
Тема занятия.
Программные задачи
Методы, приемы, игры, упражнения
Дополнения (дидактический материал, пособия, картины)
Ребенок и общество, Развитие речи и культура речевого общения.
Интегрированное.
Тема: «Поможем колобку умыться»
Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды, познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую и холодную. Развивать умение делать выводы, разыгрывать короткие произведения. Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитывать аккуратность
1. Проблемная ситуация: приход в группу Колобка с грязными руками и щеками.
2. Проблемные вопросы: Как помочь Колобку? Что делать, если есть только холодная и горячая вода? Почему плохо умываться холодной водой? (можно простудиться, замерзнут руки, плохо отмывается грязь), горячей (можно обжечься).
3. Выдвижение гипотез: подождать, пока горячая вода остынет (но это долго), смешать холодную и горячую (это быстро и легко).
4. Планирование деятельности: необходимо подготовить емкость, чтобы смешивать воду, ковшик, чтобы набирать воду, тряпочки.
5. Опыт: получение теплой воды в процессе самостоятельной деятельности.
6. Обыгрывание потешки «Водичка…»
7. Подведение итогов: драматизация сказки «Колобок» на новый лад (встречаясь с героями сказки Колобок спрашивает, как получить теплую воду)
Предварительная работа: экспериментирование с водой, мытье игрушек, стирка кукольного белья.
Потешка с изменениями.
Водичка, водичка,
Умой Колобку личико,
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Ребенок и природа.
Вариант 1
Тема: «Где живет вода?»
Формировать представление о свойствах воды, важности воды для всего живого. Развивать познавательную сферу ребенка, умения проводить элементарные опыты. Воспитывать бережное отношение к воде
1. Сюрпризный момент: в гости приходит капелька.
2. Загадка о воде, стихотворение «Сто такое вода?»
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах,
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке. С.Олегова
3. Беседа: для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы, моем пол). Чтобы попасть к нам, вода проделывает долгий путь. Это родник, из него течет ручеек. Ручейки попадают в реку, река впадает в море (слушание шума моря в записи).
4. Подвижная игра «Ручейки».
5. Проведение опытов: «Вода не имеет вкуса», «Вода не имеет запаха».
6. Подведение итогов занятия
Стаканчики с кипяченой водой по количеству детей, сахар, соль, гуашь, кисти, картинки с изображением ручейка реки, моря
Загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Очень добродушная,
Мягкая, послушная.
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (Вода)
Ребенок и природа.
Вариант 2
Тема: «Воздух – невидимка»
Формировать представление о том, что воздух находится вокруг нас, познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Развивать внимание, интерес к экспериментированию. Воспитывать аккуратность при проведении опытов
1. Создание интереса к предстоящей деятельности: воспитатель приглашает детей в школу волшебников.
2. Проведение опытов:
«Воздух можно увидеть» (опускают соломинку в стакан с водой и дуют, опускают сухую губку в воду и сжимают ее);
«Воздух можно услышать» (воспитатель надувает шар, затем развязывает нитку);
«Воздух можно почувствовать» (берут веера и машут ими у лица);
«Воздух бывает холодный и теплый» (выдыхают на ладони – теплый воздух, подносят к вентилятору – холодный).
3. Подвижная игра «Пузырь».
4. Подведение итогов занятия
Костюм волшебника, музыкальное сопровождение, баночки с водой, губка, соломинки, воздушный шар, веера
Развитие речи и культура речевого общения, Ребенок и природа.
Интегрировнное.
Тема: «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Формировать представление об агрегатных состояниях, свойствах воды (показать, что в тепле лед тает и вновь становится водой). Развивать умения слушать и понимать речь, отвечать на вопросы. Обогащать словарный запас по теме. Воспитывать аккуратность при проведении опытов
1. Создание проблемной ситуации: несла бусы, уронила в воду, Дед Мороз заморозил их.
2. Вопросы поискового характера, выдвижение гипотез и их анализ (погреть в руках: хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут; положить в теплую воду, на батарею: плохо – придется долго ждать; отогреть в варежках: хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут).
3. Д/упражнение «Назови ласково» (лужа – лужица, ветер – ветерок, вода – водичка и т.д.).
4. Проведение опытов для проверки гипотезы, беседа по результатам опытов.
5. Подвижная игра «Бусы» (по сигналу дети-бусины рассыпаются, затем опять собираются в «бусы» (становятся в круг в первоначальном порядке). 6. Подведение итогов занятия
Предварительная работа: игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Замороженные во льду бусины, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки
Элементарные математические представления, Ребенок и общество.
Интегрированное.
Тема: «Воздушные шары»
Закреплять представление о том, что воздух находится вокруг нас, им можно заполнять различные предметы, он делает предметы упругими. Формировать понятия «такой же», и «одинаковый». Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить представления о форме, цвете. Воспитывать культуру познания
1. Ритуал приветствия (дети, взявшись за руки, приветствуют друг друга: Здравствуй, друг, здравствуй, друг! Получился дружный круг).
2. Сюрпризный момент (появляется сказочный герой с воздушными шарами).
3. Беседа «Почему шарик называется воздушный?».
4. Д/игра «Подбери по цвету» (к картонным силуэтам шаров необходимо подобрать ленты, подходящие по цвету).
5. П/игра «Пузырь».
6. Д/упражнение «На что похоже» (дети передают друг другу воздушный шар, называя предметы круглой и овальной формы).
7. Д/упражнение «Путешествие шаров» (умение ориентироваться на листе бумаги).
8. Игры с воздушными шарами
Картонные цветные силуэты шаров и ленты к ним, «полянки» (листы бумаги для ориентировки на листе бумаги), воздушные шары
Искусство: музыкальная деятельность, изобразительная деятельность (рисование), Ребенок и природа.
Интегрированное. Тема: «Ручейки и лужицы»
Закреплять представление о свойствах воды (льется, капает) и ее агрегатных состояниях, умение передавать смену двухчастной музыки в движении. Развивать умение рисовать ручейки (волнистые линии) и лужицы (замыкание в круг; стремление к самовыражению в процессе пения. Воспитывать аккуратность при работе с красками
1. Организационный момент: загадка.
2. Сюжетная музыкальная игра «Ручейки».
3. Музыкально-дидактическая игра «Грустно-весело» (1 часть «Детского танца» А. Мойкопара – имитируют бульканье ручейка, вторая – молчат).
4. Пальчиковая гимнастика «Погреем ручки».
5. Рассматривание образцов, показ способа изображения ручейков и лужиц.
6. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
7. Исполнение песни Я. Жабко «Буль – буль, ручеек».
8. Рассматривание работ, любование
Материалы для рисования.
Шапочка солнышка
Загадка:
Выросла сосулька
За ночь у окна,
Ручеек забулькал.
На дворе… (весна)
Искусство: изобразительная деятельность (рисование, аппликация)
Тема: «Плывут кораблики»
Формировать умение создавать коллективную композицию, используя игровые приемы. Закреплять умение рисовать волнистые горизонтальные линии; навык рисования краской пальчиками. Повторить названия цветов, величины. Развивать восприятие, воображение, радость от совместного творчества. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе
1. Организационный момент: рассматривание бумажных корабликов, определение цвета, величины, из чего сделаны, где могут плавать.
2. Объяснение способа рисования ручейков пальчиками; показ детьми в воздухе, как они будут рисовать волнистую линию.
3. Выполнение работы детьми, индивидуальная помощь.
4. П/игра «Перепрыгни через ручеек».
5. Наклеивание корабликов на ручейки.
6. Рассматривание коллективной работы, чтение стихотворения С.Маршака «Кораблик»
Синяя гуашь, голубым цветом ватман, на котором нарисовано солнышко, бумажные кораблики разного цвета и размера
Стихотворение «Кораблик»
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк,
- Земля! - сказала утка.
- Причаливаем! Кряк!
С.Маршак
Нерегламентированная деятельность
Общение
Игровая деятельность
Познавательная практическая деятельность
Художественная деятельность
Трудовая деятельность
*Беседа-рассуждение «Если не будет воды»
Цель: побуждать к размышлениям и высказываниям по теме; закреплять представления о значении воды.
*Беседа «Нам нужен чистый воздух»
Цель: формировать представления о роли воздуха в жизни человека.
*Рассказ воспитателя «Зачем беречь воду»
Цель: развивать умение слушать и понимать речь воспитателя.
* Проблемная ситуация «Можно ли есть сосульки»
Цель: обогатить представления детей о явлениях неживой природы, о том, что нельзя ходить под сосульками и есть их.
*Проблемная ситуация «Чем пахнет воздух»
Цель: закреплять представление о том, что капельки вещества распространяются в воздухе и вместе с ним попадают в нос.
*Проблемная ситуация «Для чего нужно умываться»
Цель: формировать интерес к повседневным гигиеническим процедурам, уточнить правила сохранения здоровья
*Д/игра «Где звенит капель»
Цель: развивать слуховое восприятие, умение ориентироваться в пространстве, используя слова «слева», «справа», «впереди», «сзади».
*Д/игра «Какой ветер»
Цель: закреплять умение подбирать описательные прилагательные, развивать воображение, внимание.
*Д/игра «Ветер по морю гуляет» (с водой и лодочками)
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, развивать дыхание.
*Д/игра «Доскажи словечко»
Цель: формировать умение подбирать относительные прилагательные (какой бывает ручеек, дождик, лужица, река).
*Д/упражнение «Ручейки»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета контрастных размеров, развивать восприятие, воображение, моторику.
*Д/упражнение «Подуй как ветер»
Цель: развивать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом и выдох через рот с произношением звука «у»
*П/игра «Превращения» (я превращаю вас в ветерок (ураган, море, реку, капельку)
Цель: развитие воображения, двигательных навыков.
*П/игра «Ручейки у озера»
Цель: закреплять умение бегать друг за другом, становиться в круг по команде (дети делятся на группы, по сигналу «ручейки» бегут друг за другом, по сигналу «озеро» становятся в круг)
*П/игра «Не замочи ног»
Цель: закреплять умение выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами, приземляться мягко на обе ноги, развивать координацию движений, закрепить знание некоторых свойств воды.
*П/игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать физические качества, внимание, тренировать в беге в различных направлениях.
*Музыкально-дидактическая игра «Зайка серый умывается»
Цель: развивать умение согласовывать движения с текстом, чувство ритма, доставить удовольствие от совместной игры.
*Игры с воздушными шарами
*Наблюдение на прогулке «Капель»
Цель: установить зависимость между таянием сосулек и погодой.
*Наблюдение за вертушкой
Цель: закреплять представление о свойствах воздуха.
*Опыт «Вода принимает форму»
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита.
*Опыт «Волшебные пузырьки»
Цель: обнаружить воздух в различных предметах (кусочке дерева, земли, глины, губки).
*Опыт «Тонет – плавает»
Цель: формировать представление о том, что легкие предметы плавают на поверхности воды, тяжелые – тонут.
*Пускание мыльных пузырей
Цель: развивать координацию движений, дыхание, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь
*Заучивание потешки «Дождик, дождь», стихотворения З.Александрова «Дождик», стихотворения Г.Лагздынь «Песня дождинок»
Мы – дождинки!
Мы – слезинки!
В туче–матушке прижились.
Наши кругленькие спинки
В мокрых каплях схоронились!
Над землею мы летаем,
вместе с громом распеваем!
Цель: развивать память, внимание, умение эмоционально и выразительно исполнять произведения.
*Чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр»
Цель: развивать внимание, воображение, умение сопереживать героям, интерес к художественной литературе.
*Разгадывание загадок о воде
Цель: формировать умение выделять яркие, характерные особенности объекта, развивать аналитические способности.
*Рисование поролоновой губкой «Воздушные шары»
Цель: развивать умение набирать краску на поролоновый тампон, закрашивать изображение, закреплять знание цветов.
*Аппликация «Пушистая туча»
Цель: развивать восприятие, воображение, мелкую моторику.
*Аппликация с элементами рисования «Дождик»
Цель: развивать умения использовать способ обрывания (туча), наклеивать простые формы, дополнять изображение красками (капли).
*Слушание записей ветра (легкий ветерок, порывистый ветер, ураган)
Цель: развивать слуховое восприятие.
*Игра на музыкальных инструментах «Песенка дождя», «Песенка ветра»
Цель: воспитывать познавательное отношение к звуковой действительности
Труд в природе
*«Полив растений в уголке природы» (совместно с воспитателем)
Цель: формировать умения определять необходимость поливки растений по состоянию почвы, правильно поливать растения, развивать желание ухаживать за ними, помогать взрослому.
Хозяйственно-бытовой труд
*«Стирка кукольного белья» (совместно с воспитателем)
Цель: закреплять представления о свойствах воды (холодная, теплая, льется, капает)
*«Мытье игрушек» (совместно с воспитателем) Цель: формировать желание содержать игрушки в чистоте, развивать трудовые умения, воспитывать взаимопомощь.
*«Протереть пыль в игровых уголках» (совместно с воспитателем)
Цель: закреплять представление о том, что для жизни нужен чистый воздух, формировать желание помогать взрослому, эстетическое наслаждение от порядка в группе
Дата: 2019-03-05, просмотров: 3975.