АПРЕЛЬ. Третья неделя. Тема: Насекомые: отличительные признаки, строение, потребности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: формирование представлений о насекомых и необходимости гуманного отношения к ним

Специально организованная деятельность

Образовательная область, тип занятия.

Тема занятия.

Источник

Программные задачи

Методы, приемы, игры, упражнения

Дополнения (дидактический материал, пособия, картины)

Ребёнок и природа.

Тема: «Мир насекомых»

Расширять и уточнять представления о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Развивать умения соблюдать правила безопасного поведения в мире природы. Воспитывать бережное отношение к насекомым

1.Организационный момент: отправляемся в путешествие в страну насекомых.

2. Рассматривание плаката о насекомых (Выберите и назовите насекомых на картинках. Чем похожи все насекомые? Чем питаются насекомые? Почему насекомые легко прячутся? Давайте закроем глаза и представим, что мы в весеннем лесу. 

3. Сюрпризный момент: звучит голос Лесовичка. Для того, чтобы его увидеть, нужно отгадать загадки о насекомых. Отгадки выставляются на магнитную доску, рассматриваются. Воспитатель дает детям новую информацию о насекомых (У пчелы яркая раскраска, предупреждающая об опасности. Божья коровка в минуту опасности выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет и отпугивает врагов. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Укусы комаров болезненны и долго зудят. Комары не опасны, но причиняют неудобства людям и домашним животным. Муравьи отстреливаются от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой). Показывается Лесовичок.

4. Физкультминутка.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, (расставляют руки в стороны),

Я лечу издалека. (ритмично помахивают руками). Зу-зу-зу – комар пищит (указательные пальцы выставляют вперед),

Укусить скорей спешит (остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед). Уф-уф-уф – как паровоз, (ритмично притоптывают ногами).

Шмель пыхтит - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. (делают ритмичные хлопки).

Я любого разбужу.

5. Д/игра «Собери цветок» (каждый ребенок собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые, птицы, звери).

6. Д/игра «Чем похожи» (сравнение божьей коровки и бабочки, муравья и пчелы).

7. Подведение итогов занятия

Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара; цветы из цветного картона; звукозапись; плакат с насекомыми; лепестки с изображением цветов, насекомых, птиц, зверей; магнитная доска.

Загадки:

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдет,

И приготовит вкусный мед. (Пчела).

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это … (божья коровка).

Шевелились у цветка

 Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит (Комар).

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Вырастает под сосной

Домик новенький, лесной. (Муравьи)

Ребенок и общество, Ребенок и природа, Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).

Интегрированное.

Тема: «Насекомые»

Расширять и закреплять представления детей о весенних изменениях в природе, о насекомых, основных цветах. Формировать интерес к художественному слову, музыке. Активизировать словарь детей по темам «Весна», «Насекомые».

Стимулировать мыслительную и речевую активность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому

 

 

1. Организационный момент: звучит фонограмма со звуками весны. - В какое время года мы можем услышать эти звуки?

2. Д/игра «Покажи и расскажи»: из картинок выбрать только те, на которых изображены признаки весны, и рассказать о них.

3. Беседа «Правила поведения в лесу».

4. Физкультминутка:

Здравствуй, лес (широко развести руки в стороны), Прекрасный лес, Полон сказок и чудес! (повороты вправо – влево с вытянутыми руками).

Ты о чем шумишь листвой (руки подняты вверх). Ночью темной, грозовой? (покачивания вправо – влево).

Кто в глуши твоей таится? (вглядываются вдаль, держа ладонь над бровями, поворачиваются при этом вправо - влево),

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи. (широко расставлены руки в стороны).

Ты же видишь – мы свои. (прижать обе ладони к груди).

5. Д/игра «Отгадай, кто спрятался» (путешествуя по лесу, находят зелёный листок, гриб, цветок – под ними, отгадав загадку, кузнечика, жука, бабочку, божью коровку, рассматривают, описывают их).

6. Аппликация «Божья коровка» (божьи коровки потеряли чёрные горошины. Наклеивание чёрных горошин).

7. Подведение итогов занятия

Картинки «Времена года». Игрушки-насекомые, листочек зеленого цвета, грибок, разноцветные цветы, магнитофон, модели божьих коровок, кисточки, клей, клеенки, салфетки.

Загадки:

С ветки на тропинку,

С травинки на травинку.

Прыгает пружинка —

Зелёненькая спинка (Кузнечик)

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да все без копыт. (Жук)

Шевелятся у цветка,

все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это – (божья коровка)

Развитие речи и культура речевого общения, Искусство: художественная литература.

Интегрированное.

Тема: «Насекомые»

 

Активизировать и обогащать лексический запас по теме. Развивать умения слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы; правильно употреблять падежные формы с пространственными предлогами в, на, за, под, около и наречиями: вверху — внизу, справа — слева. Закреплять произношение звука [С] в словах. Совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением. Воспитывать гуманное отношение к насекомым

1.Организационный момент: в группу прилетела оса.

2. Д/игры «Громко — шепотом», «Быстро — медленно»

«Са-са-са — прилетела к нам оса».

Су-су-су — мы прогнали осу.

«Са-са-са — там летит оса.

«Су-су-су —. как прогнать осу? или «я боюсь осу».

3. Чистоговорки:

За-за-за — на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы — у бабочки усы.

Ла-ла-ла — на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу — я жука в руках держу.

4. Беседа по сказке В.Сутеева «Кораблик».

5. Составление рассказа «Расскажи о муравье и жуке». (У насекомых есть туловище (грудь и брюшко), голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать. Питаются листочками, корешками, уничтожают вредных насекомых)

6. Физкультминутка «Веселый жук».

7. Д/игра «Бабочка и цветок» (Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям сказать, где бабочка: вверху, внизу, справа, слева от цветка).

8.Д/игра «Летает, не летает».

9. Подведение итогов занятия

Игрушка кузнечик, бубен, ширма, предметные картинки, в названиях которых есть звук [С].

Сказка В. Сутеева «Кораблик», картинки с изображением персонажей сказки, фланелеграф, предметные картинки с изображениями насекомых.

Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.

Физкультминутка

«Веселый жук»

Я веселый майский жук (дети хлопают в ладоши)

Знаю все сады вокруг. (Разводят руки в стороны)

Над лужайками кружу (кружатся) А зовут меня Жужжу. (Показывает каждый на себя) Не кусай, комарик злой (грозят пальчиком) Я уже лечу домой. (Бег по кругу, со взмахами рук)

Развитие речи и культура речевого общения, Искусство: изобразительная деятельность (рисование).

Интегрированное.

Тема: «Насекомые»

 

Формировать умение строить разные типы предложений. Закреплять представления о цвете (основные цвета, тёплые и холодные). Расширять активный словарный запас по теме. Развивать умение декорировать изображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира

 

1. Организационный момент: В теплую погоду все оживает, пробуждается от зимней спячки. Проснулись и насекомые (показывает картинку с изображением насекомых). Каких насекомых, изображенных на этой картинке, вы знаете?

2. Чтение стихотворений о насекомых. (О каких насекомых эти стихи? Чем отличаются и чем похожи?)

3. Беседа об отличительных признаках, строении, потребностях насекомых. (у всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылышки. Дом пчелы – это улей, муравья – муравейник, осы живут в осиных гнездах, шмели в земле – в норах. Как называются дома пчел, муравьев, ос, шмелей? Пчелы полезны людям тем, что они дают мед, воск. Муравьи и божьи коровки уничтожают вредных насекомых, бабочки и пчелы опыляют растения; насекомые нужны животным и птицам, они являются их пищей.

4. Физкультминутка «Бабочка».

5. Раскрашивание бабочек витражными красками.

Раздаются заготовки бабочек, вырезанные из пластиковых бутылок, с контуром, нарисованным фломастером. Показ нескольких готовых образцов, объяснение, как работать с витражными красками. (витражные краски можно изготовить, смешав клей ПВА с гуашью).

6. Подведение итогов занятия. Игры с бабочками

Картинки насекомых, заготовки бабочек, витражные краски, кисточки.

Стихотворение:

На поляне у реки

Где всегда цветут цветы,

Живет много насекомых

Небывалой красоты!

Там пестренькая бабочка

Порхает у цветка,

С огромными глазами

Летает стрекоза;

Там муравей-трудяга

Соломинку несет,

Зелененький кузнечик

Стрекочет и поет!

                    Е.Савельева

Физкультминутка «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, встрепенулась.

Раз – росой она умылась.

Два - изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Искусство: изобразительная деятельность (лепка).

Тема: «Божьих коровок слепите – деревья от тли спасите»

Совершенствовать приёмы лепки: умения скатывать глину круговыми движениями; прочно и аккуратно соединять детали, примазывая их. Развивать мелкую моторику рук. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

1. Организационный момент: Загадка о жуке.

Жу-жу, жу-жу, я на ветке сижу.

Я на ветке сижу, букву ж всё твержу.

Зная точно букву эту, я жужжу весной и летом.

(Это рыба, птица, насекомое? (Насекомое). Выберите всех насекомых и принесите. Каких насекомых мы с вами видели на прогулке? А какие насекомые полезны, не вредят растениям? Давайте слепим божью коровку. Она спасёт листики от вредителей).

2. Рассматривание божьей коровки на иллюстрации (туловище, лапки, усики).

3. Показ и проговаривание приёмов работы.

4. Физкультминутка.

5. Выполнение работы детьми. Затем дети сажают насекомое на свой нарисованный листик.

6. Подведение итогов занятия. После занятия в свободное время можно раскрасить божью коровку гуашью

Глина, нарисованные зелёные листья, иллюстрации птиц, рыб, насекомых, большая иллюстрация божьей коровки.

Физкультминутка.

Я нашла себе жука на большой ромашке. (руки вперёд, сжаты в кулачок).

Не хочу держать в руках – пусть лежит в кармашке. (показывают).

Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью. (нагибаются).

Улетел мой милый жук, улетел на крыльях. (машут руками – крыльями)

Искусство: изобразительная деятельность (рисование).

Тема: «Божья коровка»

 

Стимулировать интерес к рисованию. Упражнять в технике рисования ватными палочками. Закреплять умения рисовать круг кисточкой, закрашивать его, равномерно наносить точки на всю поверхность изображения, дорисовывать усики, глаза. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитывать аккуратность

 

1. Организационный момент: загадка:

Будто с лапками горошки по твоей ползут ладошке.

В пятнах красные рубашки, словно мини черепашки.

В свой футляр запрячет ловко крылья … (божья коровка); показ и рассматривание игрушечной божьей коровки, вопросы, уточнения.

2. Беседа по стихотворению «Божья коровка» А.Усачева.

3. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка».

Божья коровка, (руки зажаты в один кулачок)

Черная головка, (большие пальчики подняли вверх)

Улети на небо, (руки подняли вверх, полетели)

Принеси нам хлеба, (руки ладошками вверх)

Черного и белого, (руки вправо, влево)

Только не горелого (грозим пальчиком).

4. Показ воспитателем приёмов рисования божьей коровки.

5. Выполнение работы детьми, индивидуальная помощь.

6. Рассматривание работ, любование

 

Фото с изображением божьей коровки. Бумага зеленого цвета в форме листика. Гуашь, кисти и ватные палочки. 

«Божья коровка»

Гуляла за городом Божья коровка,

По стеблям травинок карабкалась ловко,

Глядела, как в небе плывут облака…

И вдруг опустилась Большая Рука.

И мирно гулявшую Божью коровку

Засунула в спичечную коробку.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!

Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.

Неужто в неволе остаться навек?

Коровка решила готовить побег!

О, Боже! взмолилась несчастная крошка.

И вдруг увидала за шторой окошко.

А там, за окном, все от солнца светло.

Но к свету ее не пускает стекло.

Однако коровка на редкость упряма:

Нашла, где неплотно захлопнута рама,

И вот вылезает она из окна… Ура!

Наконец на свободе она! 

                           А. Усачев

Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).

Тема: «Гусеница» 

Формировать представления о цветовых сочетаниях цвета и фона. Развивать умения создавать из готовых форм (кругов) гусеницу, располагать на листе в нужном месте, украшать изделие. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать усидчивость, аккуратность

1. Организационный момент: загадка

Бабочкина дочка

Вся в мелких точках,

Медленно ползет,

Листики грызет. (Гусеница)

2. Д/игра «Откуда появилась бабочка»

3. Выкладывание кругов разного цвета на кривой линии.

4. Д/игра «Какой цвет».

5. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

6. Наклеивание кругов, дорисовывание глаз, рта, индивидуальная помощь.

7. Рассматривание работ, любование

 

 

Клей, круги разного цвета, салфетки, листы бумаги А4 с нарисованной кривой линией, фломастеры.

Пальчиковая гимнастика

Гусеница, гусеница, (ладонь одной руки «ползет», по внутренней стороне другой)

Бабочкина дочка, (ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает (то же самое по другой руке).

Кушает листочки:

Ам! Ам! Ам! (одна ладонь «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам).

Поела, спать захотела (одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает).

Проснулась, (расправить ладони)

Бабочкой обернулась. (перекрестить руки в районе запястий)

Полетела, полетела, полетела! (махать ладонями, как крыльями)

Нерегламентированная деятельность

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Трудовая деятельность

*Беседа «Зачем нужны насекомые».

Цель: дать представления о роли насекомых в природе. Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их.

*Беседа «Наши соседи насекомые».

Цель: формировать представления о насекомых, их строении, способах передвижения.

*Беседа «Маленькие помощники - муравьи»

Цель: формировать представление о муравьях, развивать диалогическую речь.

*Рассказ воспитателя «Как вести себя с насекомыми»

Цель: познакомить с опасными насекомыми (оса, пчела, комар, муха).

*Рассуждение о правилах поведения в природе.

Цель: закреплять осознанное выполнение правил поведения в природе, составлять простые предложения.

*Проблемная ситуация «Пчела залетела в дом»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к насекомым.

*Этюды «Бабочки на лугу», «Насекомые просыпаются», «Кто как передвигается»

Цель: развивать пластичность движений, творческое воображение, снятие мышечного напряжения

*С/ролевая игра «Путешествие на луг»

Цель: развивать умения взаимодействовать с детьми и взрослыми в игре.

*Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: уточнить представление детей об экологически правильном поведении.

*Д/игра «Кого не стало?».

Цель: развивать зрительную память, произвольность внимания.

*Д/игра «Разрезные картинки».

Цель: развивать целостность восприятия, мелкую моторику рук.

*Д/игра «Закончи предложение»

Цель: развивать умение строить разные типы предложений.

*Д/игра «Кто лишний»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках насекомых и животных.

*Д/игра «Загадай, мы отгадаем»

Цель: развивать способность составлять рассказы (описательные) с опорой на имеющие представления о насекомых.

*Д/ игра «Найди отличия»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к насекомым.

*Пальчиковые игры: «Жук», «Пчела»,

 «Жук-портной», «Сороконожки».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, произвольное внимание.

*П/игра «Бабочки»

Цель: побуждать соблюдать правила игры, развивать слуховое внимание.

*П/игра «Поймай комара»

Цель: развивать умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте)

*Наблюдение за насекомыми на участке.

Цель: расширять представления об окружающем мире. Формировать реалистические представления о природе.

*Цикл наблюдений «Божья коровка».

Цель: выделить характерные признаки, особенности строения тела.

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

*Экскурсия в парк

Цель: расширять представление о местах обитания насекомых.

*Эксперимент «Тяжелые и легкие крылья» (запуск модели бабочки)

Цель: Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

*Чтение белорусскіх народных сказок «Пчала і муха”, “Муха-пяюха”

Цель: развивать умение слушать и эмоционально воспринимать произведение.

Чтение стихотворения В.Паспалеева “Пчелка”

Цель: развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

*Загадывание загадок о насекомых.

Цель: развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки насекомого.

*Драматизация сказки: К.Чуковский «Муха-цокотуха».

Цель: развивать умение принимать игровой образ и отражать его в соответствующих движениях.

*Аппликация коллективная «На лугу»

Цель: закреплять умения наклеивать готовые формы.

*Лепка «Гусеница»

Цель: закреплять умение лепить конструктивным способом.

Труд в природе

*«Уход за рассадой цветов»

Цель: развивать умения определять необходимость поливки растений по состоянию почвы.

Ручной труд Конструирование из природного материала «Бабочка», «Стрекоза»

Цель: развивать умения работать с природным материалом (листья, носики клена и др.)

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1157.