В задачи логопедической практики входит следующее:
-- познакомить с необходимыми условиями работы, с предметно-пространственной средой, стимулирующей речевое развитие ребенка, со спецификой оборудования логопедического кабинета и речевых уголков по возрастным группам учреждения;
— овладеть навыками общения и коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, коллегами, администрацией родителями;
— адаптироваться к рабочему месту, коррекционно-развивающей деятельности логопеда, овладеть практическими навыками дифференциальной диагностики и коррекции нарушенийречи (дислалии, фонетико-фонематического недоразвития речи, дизартрии, ринолалии, общего недоразвития речи разных уровней);
— овладеть навыками платнирования логопедической работы с учетом интегрированных связей и компенсаторных возможностей детей, ведения докумектации.
Практика в системе профессиональной подготовки логопеда является чрезвычайно важным элементом, потому что помимо теоретической подготовки студенту необходимо ближе познакомится с рабочим местом, а также овладеть практическими умениями и навыками. Неудивительно, что профессию логопеда сравнивают с профессий артиста.
Логопед должен обладать интуицией, выразительной речью, уметь импровизировать. В его профессии много от искусства, а этому можно научить только в процессе непосредственного общения с детьми, что возможно только на непрерывной практике в условиях детского сада.
Безусловно, когда студенты впервые сталкиваются с практикой, возникают сложности, появляется масса вопросов как организационного, так и содержательного плана, на которые помогут ответить руководители практики.
5.1.1. Что дает логопедическая практика
в профессиональном становлении будущего логопеда?
Логопедическая пратика дает возможность овладеть необходимыми умениями и навыками диагностики, коррекции, профилактики речевых нарушений, умениями общения с детьми, коллегами, администрацией, родителями; входить с ними в контакт, преодолевая психологический барьер страха, изучая категорию детей имеющих речевую патологию.
Учатся обследовать их, знакомятся со сбором и анализом медицинской документации, составляют психолого-педагогические характеристики, учатся проводить микроисследования в своих группах, овладевают навыками планирования, ведения документации, индивидуальных детских тетрадей и многое другое.
Естественно, логопедическая практика теснейшим образом связана с комплексом психолого-педагогических, диагностических и специальных коррекционных дисциплин. Вышеназванными умениями невозможно овладеть только в системе теоретической подготовки даже при использовании таких популярных методов обучения, как деловые и ролевые игры. Только непосредственная работа студентов с детьми, имеющими речевые нарушения, дает возможность правильно квалифицировать дефект, уточнять его структуру, этиологию
( причины), патогенез (возникновение и развитие патологических процессов, лежащих в основе дефекта) и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.
5.1.2. Как организуется непрерывная практика ?
Вначале лучше организовать и провести установочную
конференцию, на которой студенты получат необходимую информацию о требованиях к практике, ее содержании, задачах о необходимой отчетной документацми. Неплохо организовать встречу с лотопедами-практиками базовых детских садов, которые помогут студентам наладить деловые контакты, установить преемственность между вузом и базовыми для практики учреждениями, ввести практикантов в курс дела.
Для прохождения непрерывной логопедической практики студентам предоставляется трехнедельный учебный отпуск без содержания. При необходимости допольнительно включаются дни для проезда к месту прохождения практики и обратно. Направление на практику студент получает на руки и предъявляет непосредственно администратору учреждения.
Практика проводится по месту жительства студентов. Об условиях прохождении практики, ее сроках студенты договариваются с администрацией самостоятельно.
К квалификации руководителя практики предъявляются следующие требования. Учитель-логопед должен иметь специальное дефектологическое образование, стаж работы не менее десяти лет и квалификацию высшей категории. Группа должна быть укомплектована с учетом основных требований по возрасту и ведущему речевому дефекту. При отборе детей обязателан нормальный слух и интеллект. В дошкольном учреждении обязательно наличие логопедического кабинета, оборудованного согласно нормативам. Количество детей не должно превышать двеннадцати человек.
5.1.3. В какой период лучше пройти практику?
Наиболее оптимальные сроки для прохождения практики в детском саду октябрь, ноябрь, потому что в этот период проводится постановка звуков и студенты смогут окунуться в будни логопедической работы. В зимние месяцы высок процент простудных заболеваний, да и праздники отнимают много времени. С февраля идет автоматизация и введевие звуков в самостоятельную речь.
Результатом их кропотливого труда является отчетная студенческая конференция по итогам логопедической практики. На конференцию в качестве гостей приглашаются сотрудники базовых детских садов и студенты других курсов. Она проводится в виде праздника-конкурса «Что? Где? Когда?». На конференции организуется выставка пособий, методических разработок, интересных планов занятий, разработанных студентами самосоятельно. Может быть организован концерт, где звучит «Гимн логопеду», частушки о детях с речевой патологией, о преподавателях и наиболее запомнившихся моментах, разыгрываются сценки.
Итоговая конференция покажет умение студентов прак-
тически использовать те знания, которые они получили на
лекциях. Активное участие младших курсов в отчетной конференции поможет студентам быстрее войти в курс, легче
адаптироваться.
5.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.
Первая иеделя — знакомство с учреждением, с коллективом педагогов и детей, наблюдение коррекционной работы логопеда и совместный аналитический разбор всех видов занятий, консультативный разбор наиболее интересных случаев речевой патологии, знакомство с анамнезом детей и другой медицинской документацией. Оследование детей совместно с логопедом и самостоятельно, заполнение речевых карт, знакомство с разновидностью речевых карт в зависимости от структуры речевого дефекта. Подготовка студентов к самостоятельной двухнедельной практике: отбор речевого и наглядно-иллюстративного материала, консультация логопеда-руководителя практики по планированию, распределению детей на подгруппки с учетом речевого дефекта и их компенсаторных возможностей. Совместное обсуждение плана с руководителем практики, утверждение его администрацией дошкольного учреждения. План заверяется подписью руководителя практики.
Задачи первого периода
В них входят:
— адаптация студентов к дошкольному учреждению, установление контактов с детьми, родителями, педагогами;
— актуализация знаний, полученных в колледже, университете, путем самообразования по коррекционной педагогике, патопсихологии, анатомии, физиологии и патологии органов речи, неврологическим основам логопедии, логопедии, основам дефектологии;
— овладение навыками пролонгированного наблюдения, методами сбора и анализа материала, умениями выделять и анализировать, правильно оценивать педагогические явления, развитие умения самоанализа и самооценки, преодоление психологического барьера — страха от вступления в контакт с детьми и взрослыми.
Вторая и третья недели характеризуются пробой сил в обследовании ребенка, в самостоятельном проведении фрагментов и полных занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, фронтальных; проведение индивидуальной коррекционной работы в повседневной жизни, используя режимные моменты; сбор и накопление практического и методического материала по коррекции речи и личности ребенка-логопата, учет компенсаторвных возможностей каждого индивидуально; пропаганда дефектологическик знаний среди коллег, родителей оформление стендов стенгазет, логопедических уголков, проведение родительских со-
браний и т. д.
Задачи второго периода.
Задачи второго периода включают:
--овладение навыками отбора речевого материала, выбор оптимальных форм его реализации, овладение навыками планирования, ведение документации логопеда, составление отчета о работе;
--овладение умениями коррекционно-образовательного процесса в логопедических группах с различной речевой патологией;
—формирование умений подготовки, проведения и анализа занятий; совершенствование навыков самоанализа и самооценки.
Документацию студента-практиканта составляют: дневник наблюдений и анализа, конспекты наблюдаемых занятий и занятий, проводимых студентом самостоятельно на оценку (не менее десяти по разным видам).
Тексты выступлений на родительском собрании, педсовете также представляются в отчетной документации. Одной из наглядных форм пропаганды могут быть стенгазета, ширма, стенды, папки-передвижки. Сбор методической копилки: материалы для проведения самостоятельной коррекционной работы по устранению речевых нарушений, фонотека с записью занятий, речи детей, артикуляционной и пальчиковой гимнастик, релаксации тоже может быть представлена в отчете.
Завершает документалцию отчет с самоанализом и самооценкой о прохождении логопедической практики с указанием места (адрес, телефон учреждения), сроков ее прохождения. К отчету прилагается характеристика студента-практиканта, где дается подробный анализ деловых, организаторских данных, уровень методической подготовки и владение практическими навыками коррекции речи, указывается, какой вклад внес студент в пропаганду дефектологических знаний, в создание предметно-развивающей и коррекционной среды. Характеристику составляет руководитель практики. Подписи руководителя учреждения и руководителя практики заверяются круглой печатью учреждения; прописью указывается оценка.
Конечно же, логопедическая практика в учреждении вызывала опредленные трудности. На занятиях важно широко использовать музыку, разнообразную наглядность, викторины, конкурсы, КВН, а для развития ручного праксиса – театры: пятипальчиковые, теневые, кукол, пантомимы и жесты, проводить дыхательную, мимическую и пальчиковую гимнастику.
Логопедическая практика помогает студентам не только адаптироваться к условиям реальной коррекционной деятельности, но и наладить деловые контакты с администрацией, педагогами, родителями, с детьми, имеющими речевые нарушения.
Практика показала, что можно получить из лекций преподавателей, что из книг путем самообразования, а что только из живого общения с детьми, будущими коллегами-логопедами. Ее организация требует более серьезного отношения, налаживания тесных контактов с базовыми учреждениями, подготовку для них квалифицированных специалистов; вынос максимального количества практических занятий в стены дошкольных учреждений, имеющих логопедические группы, что должно быть предусмотрено учебным планом и внесено в смету. Игнорирование этого вопроса вызывает серьезные проблемы. Необходимо предусмотретъ консультации по подготовке к непрерывной практике, установочную и итоговую конференции, отсутствие которых резко снижает результативность подтотовки квалифицированных специалистов -дефектологов, педагогов-логопедов дошкольных учреждений.
Выводы, сделанные на основе удач и ошибок, не пройдут даром. Еще великий педагог-классик К. д. Ушинский, авторитет которого не вызывает сомнения не у кого, неоднократно подчеркивал, что метод преподавания можно изучить по книге или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельной и долговременной практикой. Студенты считают, что сроки практики необходимо увеличить с трех до четырех недель, и кроме логопедической практики в детском саду и в школе необходима практика в медицинских учреждениях.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.