ХРОМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хромотерапия-наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Наши далёкие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие-раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Помимо восприятия зрительных образов выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства и может быть использована в медицине. Красный, стимулирующий цвет тонизирует, синий успокаивает нервы, пурпурный очищает кровь, устраняет болезни печени.

Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Синий цвет оказывает воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

Крупнейший русский невропатолог В.М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

По данным французского ученого Фере, при облучении кисти человека различными лучами меняется сила сжатия кисти: под действием оранжевого цвета она увеличивалась в 1,5 раза, а красного – в 2 раза по сравнению с обычными условиями. Немецкий психоневролог Гольштейн установил, что если человека с завязанными глазами облучить красным светом, он стремится развести руки; при освещении синим – свести. Объяснение этому факту найти трудно. Возможно, что этот феномен связан с различной степенью активации красным и синим цветом особых двигательных структур мозга, относящихся к экстрапирамидно-церебральному комплексу.

Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего можно прийти оптимальное решение волнующей проблемы.

Камни бывают полезны не только для лечения заболеваний, но и при соматической ослабленности человека, когда требуется пополнение энергии. Установив, что ослаблено, хромо- или литотерапевт советует носить камень, цвет которого соответствует ослабленной чакре. Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект, особенно чувствительным людям. Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.

4.5. ЛИТ0ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с драгоценными камнями. Существовала целая наука о правилах лечения драгоценными камнями — гемматерапия (от лативского слона «гемма» — драгоценный камень). Многие ученые подтверждают мысль о том, что окружающая нас «неживая» природа в действительности живет, развивается, изменяется по определенным законам, и невозможно провести грань между минералами и всем остальным окружающим нас миром.

История знает немало примеров, когда народ обращался к
забытым методам, казавшимся почти нелепыми, наивными, и…
убеждался в том, что они эффективны. Рассказывают, что знаменитая болгарская певица Илка Папава потеряла голос. Узнав об этой драме, Шаляпин подарил ей свой бриллиантовый перстень, принадлежавший в свое время Петру I и освященный патриархом Всея Руси. Он считал этот перстень своим талисманом и никогда с ним не расставался. Трудно поверить, но певица вновь обрела голос. Еще очень мало научных исследований, по- священных лечебному действию минералов, хотя многие из них с успехом применяются в современной медицине.
Недаром замечательный ученый Д. Бернал (1969) отводил минералам решающую роль в возниквовении жизни на Земле. Установлено, что почти все представители мира минералов в той или иной степени обладают биологически активными действиями. Присутствие их в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем, что полностью согласуется с современными представлениями о роли минералов в зарождении и развитии жизни на Земле. Поистине волшебную роль играют во многих процессах восстановления соединения кремния. Он непосредственно участвует в процессе свертывания крови, конкурируя с фосфором, влияет на состояние ногтей и волос.
Установлено положительное влияние кремния на биосинтез белка. При малом содержании кремния на фоне избытка кальция возникает угроза развития «силикозной анемии», наблюдаемой при рахите, заболеваниях лимфатической системы. Дефицит кремния в организме вызывает не только атеросклероз, но и проказу, туберкулез, диабет, камнеобразование, гепатит, зоб, рожистые воспаления кожи и другие виды дерматитов.
Эти и другие примеры свидетельствуют об огромной роли минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека и животных. Литотерапию, а также гемматерапию бесповоротно отнесли к разряду оккультных наук, позабыв о том, что многие элементы этих наук повседневно используются в научной медицине.
Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье и здоровье. Древнегреческий манускрипт (IV в. до н.э.) содержит сведения о камнях-амулетах мореплавателей: гранате, халцедоне, аквамарине, горном хрустале, агате и других, которые охраняли от ветра, воли, кораблекрушений и гибели в морской пучине. Особенно чтила магическую силу камней медицина Древнего Египта. Об этом свидетельствует самый большой из медицинских папирусов (фанская гробница) в котором описаны лечебные действия минералов. Специальными исследованиями минералов занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал книгу, посвященную чудесным минералам.
Средства естественной древней медицины тысячелетиями проверялись на людях, готовились и подбирались для человека и во имя человека. Честь и слава врачам-гомеопатам, которые исследовали действие новых препаратов на себе и добровольцах. Мы не можем растянуть апробацию уже проверенных веками лекарств даже на годы. Нужно надежно и умело использовать опыт предшествующих поколений, до-
полняя его исследования на современном уровне. В древних памятниках тибетской медицины целые разделы посвящались лечению минеральными веществами. На основании древнейших источников и собственного опыта Авиценна рекомендовал употреблять в лечебных целях различны соли меди, железа цинка. Он допускал, что ношение камней в виде украшений также может оказать положительное влияние на организм. Индийские и тибетские медики никогда в этом не сомневались.

Современная наука долго и решительно отвергала представления о лечебных свойствах минералов, а восточные медики спокойно лечили этими минералами болезни и добивались поразительных успехов.

Славянские народы также со времен седой древности почитали камни как источник здоровья и благополучия. В русских, украинских, белорусских рукописях мы находим интересные сведения о лечебных свойствах различных минералов.

Современная фармокология использует для приготовления различных лекарств более 50 минералов. Современной медицине известно значение таких микроэлементов, как бор, йод, калий, натрий, магний, мышьяк, сулема, ртуть и других, извлеченных из природных минералов, горных пород и солевых вод; лечебные свойства бишофита, озокерита, некоторых видов глин, мумие, минеральных грязей и воды, талька, гипса. Сложившись в земной коре за миллионы лет, минералы могут быть активными агентами, обладающими свойствами, еще не познанными наукой, хотя и известными из многовекового опыта народной медицины.

Медики США ведут успешный поиск причин и особенностей воздействия минералов на человека. Десять американских и два немецких центра по исследованию кристаллов уже готовят профессиональные кадры для работы по литотерапии. Более 500 американских и 50 немецких врачей используют в лечебной практике драгоценные и полудрагоценнные камий. В июле 1988 г. в США состоялся коцгресс по проблемам кристаллотерапии. В нашей сложной жизни с ее многочисленными стрессами такой метод никак нельзя сбрасывать со счетов. В странах Востока интерес к лечению минералами не угасал никогда. В Японии пользуются для лечения некоторых нервных болезней таблетками, содержащими ингредиенты жемчуга. Широко применяются минеральные вещества в гомеопатии. Существует цель ряд средств этого многообещающего направления, названного гомеопатической литотерапией.
Необходиiто учитывать, что минералы обладают фосфоричностью, теплопроводимостью, магнитными свойствами, проводят электричество, т. е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются тем лечебным фактором, который помогает организму стать здоровым. Подтверждением этой мысли служит утверждение известного немецкого геобиолога доктора Э. Хартмана, что вокруг каждого человека имеется биодинамическое поле, которое может меняться при перемещении человека с одного места на другое. Оно во многом зависит от геологических изменений окружающей нас почвы, что необходимо учитывать в лечебной и коррекционной педагогике.
Если определенная миверальная среда способна вызвать заболевание, то нельзя исключить и возможность ее положительного действия на болезненные нарушения в организме. Это положение подтверждается последними научными данными, полученными в НИИ нетрадиционной медицины России (Москва).
Разработана методология и создана отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая осуществлять индивидуальный подбор соответствующих минералов и металлов для коррекции функционального состояния человека, а также определение противопоказаний к ним. Подбирать индивидуально желательно не только ювелирные украшения, но и пломбировочный материал, браслеты для часов, оправы для очков, так как в ряде случаев они могут быть причиной развития патологии, угнетая или стимулируя определенные функции в организме. Правильно подобранные вещи или материалы могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям.

Анализ литературных данных и многовекового опыта народа дал нам возможность осуществить классификацию минералов с учетом их влияния на организм человека. Считается, что минералы как бы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга. В нашей сложной жизни с ее многочисленными стрессами нерационально отбрасывать опыт предшествующих поколений. Литотерапия обладает особыми, неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, бодрость духа, ясность разума.

Аквамарин – повышает ясность мышления, уравновешивает эмоции, помогает снятию стрессового состояния, страхов, фобий.

Александрит – успокаивает при перевозбуждении, способствует созданию радостного настроения, открытости.

Алмаз – улучшает функции мозга, помогает выравниванию костей черепа, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность человека.

Амазонит – охраняет от головных болей, успокаивает нервную систему, укрепляет сердечную мышцу, снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах.

Аметист – снимает головные боли, помогает при ожогах, бессоннице, снимает стресс, способствует укреплению эндокринной и нервной системы, увеличивает активность правого полушария головного мозга, способствует подъему энергетики.

Бирюза – способствует уравновешиванию эмоций, создает атмосферу дружеского общения, укрепляет чувство взаимопонимания и преданности.

Жемчуг – помогает против «истечения мозга» (потере памяти на нервной почве), при нервных расстройствах. Созерцание жемчуга благотворно действует на перевозбужденную психику, приносит покой и умиротворение.

Изумруд – считается одним из сильных средств, уравновешивающих процессы возбуждения и торможения, протекающие в нервной системе. Камень мудрости, хладнокровия и терпимости.

«Кошачий глаз» - способствует излечению паралича, бессонницы, эмоционально уравновешивает, повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.

Кварц розовый – снижает состояние стресса, устраняет злобность, вспыльчивость.

Кораллы – укрепляет память, избавляет от нервного тика, от «дурного глаза». Они хорошо и быстро срастаются с костями человека практически без швов. Их хорошо использовать при протезировании.

Кораллы активизируют деятельность центральной нервной системы, контролируют эмоции, повышают низкий ментальный уровень, стимулирует интеллектуальные способности и логическое мышление, способствуют самоконтролю, самоанализу, повышению оптимизма. Они являются, как и жемчуг, одним из диагностических средств.

Лазурит – лечит зрение, дает большую ясность мышления, снимает боли, уменьшает выпадение волос.

Лунный камень – меняет манеру поведения от резкой, прямолинейной к более мягкой и гибкой.

Малахит – полезен для сердца, кровеносных сосудов сердца и легких, успокаивает перевозбужденную нервную систему, улучшает сон.

Нефрит – помогает при заболеваниях почек: снимает боли, вздутия, колики; обладает удивительной теплоемкостью: приложенный к области желудка или почек, он действует как чрезвычайно мягкий, продолжительно согревающий компресс, постепенно снимающий боль.

Опал – успокаивает нервы, укрепляет сердце, возвращает остроту зрения и блеск глазам, уравновешивает эмоции, усиливает интуицию.

Родонит – укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает стояние стресса, хорош при различных видах неврозов. Помогает собрать духовные силы при возникновении тяжелых жизненных ситуаций (особенно его розовая разновидность без примеси черных тонов).

Рубин – врачует сердце, мозг, силу и память человека. Он способствует излечению паралича, заболеваний позвоночника и суставов; помогает избежать параличей после инсульта, хорошо действует на нервную систему, снимает состояние депрессии, полезен при бессоннице. По типу светового излучения рубин положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет. Он благотворно действует на характер людей слабовольных, способствует проявлению чувства храбрости, ответственности, стремление к лидерству. Помогает избавиться от чувства неполноценности.

Сапфир – оказывает положительное действие при лечении почек, диабета; делает более эффективной терапию при поражениях костной системы, параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно неврозах, помогает избавиться от бассоницы.

Сердолик – при ношении на теле укрепляет зубы, благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, угнетение. Он дарит ораторскую силу, процветание.

Топаз голубой – положительно влияет на щитовидную железу, обеспечивает эмоциональное равновесие.

Турмалин – благотворно влияет на эндокринную систему, улучшает состояние нервной системы, сон, снижая чувство страха и беспокойства, рассеивает страхи. Сильное лечебное средство при онкологических процессах.

Хрусталь – улучшает свойства крови, благотворно влияет на работу мозга (гипофиз, эпифиз), способствует эмоциональному равновесию, снимает негативность окружающей среды по отношению к носящему его человеку, воспроизводит, активизирует, сохраняет энергию.

Янтарь – успокаивает нервную систему, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, успокаивает сердце, оберегает от «дьявольского глаза». Янтарная кислота является прекрасным стимулятором нервной системы, укрепляет мышцу сердца, улучшает работу органов дыхания, почек, кишечника, способствует увеличению содержания гемоглобина в крови при анемии.

 












Раздел 5.

Логопедическая практика в образовательных учреждениях.

Метод преподавания можно изучать по книге или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельной и долговременной практикой.

                                                                                                               К.Д. Ушинский


Логопедическая практика в дошкольном учреждении занимает в учебном процессе при подготовке учителей-логопедов существенное место. Она становится одним из важнейших этапов в обучении и освоении специальности, оттачивании профессинальных и человеческих качеств, столь необходимых для работы педагога.

Цель: помочь адаптироваться молодому специалисту к рабочему месту, стимулировать использование теоретических знаний, навыков и умений на практике – в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 186.