Назначение технологии | % |
Профилактика | 46 |
Сопровождения ребёнка | 26 |
Реабилитации детей и семей | 15 |
Социального контроля, коррекции, раннего выявления идиагностики. | 7 |
Правового просвещения, воспитания | 6 |
Как видно из таблицы, наиболее часто в своей профессиональной деятельности специалисты применяют:
· 46% - технологии профилактики - правонарушений несовершеннолетних, экстремизма и национализма, девиантного поведения несовершеннолетних, семейного неблагополучия и т.д,
· 26 % - технологии сопровождения – детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, детей из неблагополучной семьи и т.д.
· 15% - технологии реабилитации девиантного поведения
· 7% - технологии социального контроля, коррекции отклонений в поведении, диагностики и раннего выявления.
· 6 % - Правового просвещения (правового воспитания) ипомощи учащимся, родителям, педагогам.
Применяемые специалистами технологии разнообразны по структуре, этапам, содержанию, методам и формамсоциально – педагогической деятельности, однако, они не всегда соответствует определению понятия «технология», ее признакам и структуре. Из этого следует, что социальным педагогам необходимо уделять внимание определению понятий: технология, педагогическая технология, социально-педагогическая технология. и рассматривать всевозможные модели социально-педагогических технологий.
Как показал анализ различных литературных источников, под технологиейв широком смысле слова понимается способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств, методов их выполнении[3].
В педагогической литературе понятие технология также трактуется достаточно широко. Педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов; принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет [3].
Наиболее полно рассматривает понятие педагогической технологии И.А.Колесникова:«педагогическая технология» - это отрефлексированная, на уровне профессионального сознания, логическая цепочка действий отражающая объективный, в наибольшей степени с гармонизированный по отношению к определенным условиям путь достижения конкретной цели [2].
Наряду с педагогическими технологиями, существует понятие социально-педагогической технологии.
Социально-педагогическая технология – это технология, включающая полный цикл социально-педагогической работы с ребенком или группой детей. Каждая социально-педагогическая технология ориентирована на определенную категорию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и индивидуальных возможностей их решения [5].
Галагузова М.А., основываясь на анализе и систематизации различных подходов к пониманию технологии, выделяет два подхода к социально-педагогической технологии:
Первый подход теоретический: социально-педагогическая технология – это учение о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах (действия, операции и процедуры), необходимые в данной ситуации для решения социально-педагогических проблем. Этот тип технологий используется при описании, анализе, обосновании варианта решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности.
Второй подход позволяет определить социально-педагогическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. По своей сущности такие технологии носят прикладной (практико-ориентированный) характер [5] .
Ключевым звеном социально-педагогической технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Другое достоинство технологии – возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения и освоения.
Чтобы более полно представить содержание социально-педагогической технологии, необходимо рассмотреть ее структуру и основные компоненты. Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой деятельности, как правило, выделяются определенные этапы (действия), обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели.
В литературе представлены различные модели социально-педагогических технологий. Например, Шакурова М.В. предлагает обобщенную модель социально-педагогической технологии. Данная модель состоит из следующих этапов:
1. Диагностический этап.
Цель диагностического этапа - постановка «социального» диагноза личности – изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем. Автор отмечает, что при диагностике личности необходимо: выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения, уточнение социальной ситуации развития, определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи, ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального» портрета личности.
Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью (свободное, фокусированное, формализованное, стандартизированное, с открытыми вопросами), методы экспертной оценки, параметрический метод, методы оценки эффективности, тестирование, биографический метод.
Диагностический этап состоит из следующих составляющих:
А. Анализ исходной ситуации:
- определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;
- определение того, входит ли она в круг проблем которые должен решать социальный педагог;
- выявление причин, её породивших;
- постановка проблемы;
- определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. её актуальности для него;
- готовность или не готовность ребенка к решению проблемы,
Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты, реабилитации (проектирование и планирование деятельности);
В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных её осуществить.
2. Этап оказания помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и её причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.
3. Этап совместного проектирования решения трудной ситуации.
4. Этап определения способов выхода из трудной ситуации (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные),
5. Этап помощи ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.
Методы: консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами, с ближайшим окружением; привлечение необходимых специалистов, обращение в специализированные учреждения, центры, службы; патронаж.
6. Этап анализа результатов выхода из проблемы.
7. Этап оценкиспециалистом собственной деятельности.
8. Этап формирования установки ребенка на самостоятельное решение проблем.
9. Этап осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием [6].
Л.В. Мардахаевым разработаны замкнутые циклы технологического социально-педагогического процесса.
1. Диагностико-прогностический.
Этап диагностики объекта, определение его социально-педагогических проблем, построение прогноза вероятного развития, воспитания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциала объекта как основы разрешения его проблем. Задачами диагностического этапа является: получить как можно более полную информацию, необходимую для постановки диагноза и обеспечения квалифицированной реализации последующих этапов; уточнить проблемы ребенка, подготовить необходимую информацию для прогностической деятельности. Диагностический этап предполагает выявление:
- индивидуальных отклонений в развитии и самореализации ребенка и возникших в связи с ними социальных проблем,
- состояния здоровья,
- индивидуальных особенностей, возможностей ребенка, его позитивного потенциала,
- особенностей позиции человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию, активности и устремленности в самостоятельном достижении целей в работе над собой, а также его отношения к воспитателю,
- условий среды, в которых он живет, имеет или не имеет возможности для самореализации.
Этап диагностики включает в себя следующие подэтапы: анализ первичной информации, формулирование выводов, подготовка к диагностической деятельности, собственно диагностика, анализ результатов диагностики т постановка диагноза, прогнозирование.
2. Этап выбора (разработки) оптимальной технологии.
Имея необходимую информацию об индивидуальности клиента и его проблемах, специалист определяет цель работы с ним. Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий работы с ребенком, индивидуализацию имеющейся технологии с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствующей потребностям клиента, возможностям специалиста и ситуации практической реализации.
Данный этап включает в себя ряд подэтапов: анализ исходных материалов, выводы по результатам анализа информации и определение цели, моделирование, выбор технологии, анализ соответствия результата моделирования и выбранной технологии, принятия решения, выбор оптимального варианта реализации технологии.
3. Этап непосредственной подготовки к реализации, выбранной технологии.
Выявление материальных, технических, организационных и методических аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективности реализации выбранной (разработанной) технологии. Данный этап позволяет предупредить возможные сложности реализации и обеспечить эффективность и качество всей работы с клиентом.
Этап включает в себя следующие подэтапы: анализ информации, выводы по результатам анализа, практическая деятельность, апробация технологии, планирование реализационной деятельности, постановка задач исполнителям по организации деятельности.
4. Реализационный.
Этап реализации выбранной технологии.
5. Экспертно-оценочный.
Позволяет оценить результат реализации технологии и всей выполненной работы. Данный этап включает в себя следующие подэтапы: предварительная оценка, адаптационный процесс клиента в среде жизнедеятельности, анализ проделанной работы и её результативность, общие выводы [4].
В разработках научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено пять этапов социально-педагогической технологии:
1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших её возникновение. Социальный педагог настраивается на ее решение, мобилизует свой интеллектуальный, морально-психологический, профессиональный потенциал. Уточняются критерии действенности и эффективности деятельности различных служб и организаций при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
2. Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов. Цель обуславливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, её анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов.
4. Процессуально-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.
5. Контрольно-аналитический этап. Анализируются итоги деятельности специалистов или специалиста, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, намечаются пути устранения недостатков [1].
Несмотря на различное количество этапов социально-педагогической технологии, предлагаемых разными авторами, во всех случаях можно говорить о четырех взаимосвязанных этапах, отражающих последовательность социально-педагогических действий:
-диагностико – аналитическом (диагностико-прогностическом),
-проектировочном (выбор или разработка оптимальной технологии),
-деятельностном (реализационном)
-оценочном (экспертно-оценочный или вторичной диагностики).
Выявив основные этапы социально-педагогических технологий, основываясь на анализе этапов, содержания, методов и форм практической деятельности социальных педагогов можно представить несколько моделей социально-педагогических технологий.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с теоретической моделью социально-педагогической технологии Шакуровой М.В. Разработайте ее содержание, исходя из реальной трудной жизненной ситуации конкретного ребенка Вашего образовательного учреждения
2. Ознакомьтесь с теоретической моделью социально-педагогической технологии Л.В. Мардахаева и разработайте ее содержание, исходя из реальной ситуации ребенка, находящегося в социально-опасном положении с учетом специфики Вашего образовательного учреждения.
3. Ознакомьтесь с теоретической моделью социально-педагогической технологии И.Г. Зайнышева и разработайте ее содержание, исходя из специфики Вашего образовательного учреждения
4. Какая из моделей является наиболее приемлемой для реализации применительно к Вашему образовательному учреждению?
Литература:
1. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы.\\ Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
2. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. – СПб.:СПбГУПМ, 1999. –242с.
3. Косабуцкая С.А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением: субъект-субъектный подход: Дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 2004 . – 183 С..
4. Мардахаев Л.В., Социальная педагогика: Учебник — М: Гардарики, 2005 – 269 С.
5. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416с.
6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002.-272 с.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 397.