Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних была составлена и реализована в соответствии спротоколом № 2 совместного расширенного заседания Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге при правительстве Санкт-Петербурга от 25.04. 2012 и письма Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга от 11 мая 2012 года №01-16-1646/12-0-0.
Данная технология вошла в методические рекомендации, разработанные авторским коллективом СПб АППО «Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» (2012 год), адресованные руководителям и специалистам образовательных учреждений Санкт-Петербурга, специалистам субъектов профилактики, направленные на создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних[4].
Прежде чем рассмотреть возможное содержание этапов данной технологии,необходимо уточнить понятия, которые будут в ней использоваться: административное правонарушение, несовершеннолетний, п равонарушение, преступление, профилактика правонарушений несовершеннолетних, с клонность к совершению правонарушений. Понятия, используемые в технологии, представлены в глоссарии.
Содержание этапов представленной технологии может конкретизироваться, изменяться, дополняться в зависимости от типа образовательного учреждения, контингента учащихся, семей и их проблем, педагогического состава, типа профилактики, вида совершаемых учащимися правонарушений и т. д.
Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних включает в себя последовательно четыре этапа: диагностический, аналитико-поисковый, деятельностный, вторичная диагностика. Рассмотрим каждый из них [5].
Диагностический этап
Целью диагностического этапа является выявление подростков, склонных к совершению правонарушений или уже совершивших правонарушение и определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении.
К работе на этом этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.
Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка, биографический метод, тесты, личностные опросники, социометрия.
В диагностике можно использовать следующие методики и опросники: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н Орел), «Шкала социально-психологической адаптации» (К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой), «Шкала оценки уровня социальной адаптации», «Тест склонности к риску», тест «Социальная установка» (О.Ф. Потемкина), «Шкала социальной компетентности» (А.М.Прихожан), «Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения», «Карта психологической характеристики личностного развития подростка», «Карта личности школьника группы риска», «Диагностика социальной запущенности детей», «Карта наблюдения Стотта», Опросник Т.М. Ахенбаха для родителей, «Методика анализа семейного воспитания», «Оценка эмоционального неблагополучия детей» (Ю.М.Миланич), арт-педагогические методики и т. д.
Документы: личное дело, характеристики (семьи, ребенка, класса…), заявки на постановку на внутришкольный контроль, информация по внутришкольному контролю, из базы данных по правонарушениям, выписка из классного журнала,выписка из журнала учета посещаемости, докладные, служебные письма, ходатайства, представления, уведомления, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.), справки, протоколы диагностической беседы, акты обследования, акты ЖБУ, разрешение (согласие) родителей на проведение диагностической работы с ребенком, личное дело учащегося, рекомендации медиков о режиме работы с ребенком.
Аналитико-поисковый этап
Цель: анализ данных, полученных на диагностическом этапе, определение направлений профилактической деятельности, формулировка конкретных задач по каждому направлению, подбор педагогически целесообразных средств и форм профилактической деятельности, поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность.
На этом этапе обычно проводятся советы по профилактике школы, педагогический консилиум, совет по профилактике района.
К работе на этом этапе привлекаются: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения и ДДЮиТ и т. д.
Методы: анализ документации, библиографический метод, беседа, консультации, наблюдение, организационные методы, экспертный прогноз.
Документы: социальный паспорт (школы, класса…), сводные таблицы, графики, план (карта) индивидуальной или групповой работы с ребенком (детьми), семьей (семьями); планы и протоколы МО, педагогических советов, советов по профилактике, консилиумов, службы сопровождения и т.д; договоры о сотрудничестве (взаимодействии), заключение ПМПК, рекомендации психолога и других специалистов, заключения по результатам проведенного социально-педагогического и психодиагностического исследования.
Деятельностный этап
Цель: организация профилактической работы с учетом решений и рекомендаций, принятых на аналитико-поисковом этапе.
На этом этапе по возможности происходит устранение причин, условий, обстоятельств, приводящих к совершению правонарушений, либо создаются условия для изменения поведения ребенка и его отношения к этим обстоятельствам. Соответственно профилактические мероприятия могут быть направлены:
· на изменение внутреннего состояния ребенка – сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, страхи, эмоциональная неустойчивость); формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответствующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включается ребенок; развитие навыков психической саморегуляции способности к волевым условиям; формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям; развитие положительных склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки; формирование или изменение личностных состояний: расширение круга интересов, формирование социально-ценностных ориентаций, потребностей, чувств, развитие коммуникативных навыков.
· на внешние изменения – расширение и укрепление социально-значимых связей, включение в различные виды деятельности в социально-приемлемых формах; оптимизация взаимодействия в диаде «ребенок – родитель», «ребенок – учитель», взаимоотношений в семье, школе, социуме; оптимизация уровня коммуникативной деятельности в целом.
Профилактическая деятельность на этом этапе осуществляется по трем направлениям: родители,педагогический коллектив, ребенок.
К работе на этом этапе привлекаются классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения и ДДЮиТ и т. д.
Методы:
· социального контроля –социальный надзор, социальная опека;
· коррекции активно-волевых дефектов – игнорирование страхов, навязчивых мыслей и действий;
· методы самокоррекции: здорового смеха, самоубеждение, самовнушение, самораскрытие, релаксация;
· деятельностные методы – трудового усилия, рациональной организации жизни детского коллектива;
· методы форм организации – экскурсия, спортивные соревнования, конкурсы, практикумы, праздники, походы, викторины, олимпиады, совместный досуг в клубе по интересам;
· методы передачи информации – реклама деятельности кружков и секций, яркий эмоциональный рассказ, монологическое изложение научных данных и фактов педагогом, самостоятельная работа с книгой;
· методы непосредственного общения – семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, тренинги, поощрение, наказание, стимулирование, внушение, требование, пример, установление логических взаимосвязей, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, эмоциональное заражение, переоценка, ролевое проигрывание, социальные пробы, позитивный настрой, патронаж;
· событийные методы – круглые столы, деловые и ролевые игры, диспут, семинары, книжно-иллюстрированная выставка;
· методы учебной работы – беседа, консультирование, наблюдение, включение в учебный процесс различных видов терапий (живописитерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия и т. д.).
Документы: разрешение родителей (или договор) на профилактическую работу с ребенком, лист собеседования (консультации), протокол педагогического совета, консилиума, совета по профилактике; информационные письма субъектам профилактики; планы организации досуга, форм отдыха и т. д.; акты обследования, ЖБУ; планы взаимодействия с субъектами профилактики; журнал регистрации консультаций; карта сопровождения учащихся, журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) профилактическая работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося; запросы и акты и т. д.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.