Метод переговоров- это способ взаимовлияния субъектов социально – педагогической деятельности (специалистов, способных включиться в создание педагогически целесообразной среды) и субъектов социальной жизни (не готовых к педагогически грамотным действиям),процесс, имеющий собственную динамику развития и три основных этапа: начальный, дискуссионный, заключительный. Содержательная подготовка переговоров включает решение следующих вопросов: анализ проблемы и диагностика ситуации, определение переговорной позиции, возможных вариантов решения проблемы и согласования интересов.
Традиционно выделяют 5 стилей ведения переговоров:
Доминирование - сильный напор, когда обе стороны стремятся достичь своих целей, не проявляя стремления к согласию. Может быть оправдан в чрезвычайных случаях, когда обстоятельства не позволяет использовать другие подходы и промедление.
Уход - слабое давление, когда человек, предпочитает избегать проблем, вместо того чтобы преодолеть их. Это может оказаться правильной позицией, если столкновения противоречий могут привести к разрыву отношений.
Уступка - участник переговоров проявляет высокую степень готовности к соглашению, готовность сдать свои позиции по ряду не очень принципиальных вопросов, но может создать ситуацию доверия, что будет полезным для дальнего решения более важных вопросов.
Компромисс - участники переговоров проявляют определенную настойчивость и определенную готовность к согласию, если обе стороны преследуют противоположные цели, но рассматриваемый вопрос не оправдывает более настойчивого подхода.
Сотрудничество - наиболее желательный стиль ведения переговоров, когда наряду с решительностью в достижении своих целей проявляется высокий уровень готовности к согласованию решений, приемлемых для обеих сторон.
Социально – педагогический контроль– процесс целенаправленного педагогически целесообразного воздействиясоциальной группы на личность, с целью анализа его поведения и приведения его в соответствие, с общепринятыми в данной системе,нормами. Как позитивный результат педагогического влияния, может рассматриваться формирование у ребёнка самоконтроля, как внутреннего контроля личности, то есть соотнесения самооценки в поведении с нормами социальной жизни.
Социально – государственный надзор – это деятельность полиции и прокуратуры как специально уполномоченных государственных органов по обеспечению правильного и единообразного применения норм права с целью укрепления законности, защиты прав и свобод человека, охраны интересов общества и государства, осуществляемая с помощью специальных мер реагирования на правонарушения и преступления, способствующих законопослушному поведению граждан. Социально-государственный надзор проводится при рассмотрения трудной жизненной ситуации или социально опасного положения ребёнка на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав или постановки на учёт в Отделе по делам несовершеннолетних полиции.
Формы организации социально – педагогической деятельности.
Психолого – медико - педагогический консилиум -совещание специалистов по результатам диагностики развития ребёнка, состояния окружающей его социальной среды, экспертизы результативности деятельности специалистов по решению проблем. Цель - создание целостной системы психолого-педагогического - медико-социального сопровождения детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи, для развития потенциала личности, получения, позитивной социализации и качественного образования. Продуктом работы совещания являются принятые рекомендации в адрес специалистов, родителей и администрации. Создается на основании инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации “О психолого-медико-педагогическом Консилиуме(ПМПК) образовательного учреждения” № 27/901-6 от 27.03. 2000 года и письма Министерства образования РС(Я) № 01-29/424 от 15.05.2000 года.
Педагогический совет – совещание педагогов, с участием представителей администрации, приглашением специалистов, родителей для обсуждения вопросов эффективности воспитательной работы, поиска путей решения проблем межличностных отношений, систематического проявления отклонений в поведении и обучении учащихся. Педагогический совет принимает решение о необходимых шагах по совершенствованию работы сотрудников ОУ, воспитательной деятельности родителей. На основании решений педсовета могут быть приняты административные решения.
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушенийсоздаётся для формирования у детей и их родителей гражданского правосознания и законопослушного поведения, оказания социального контроля и действенной помощи учащимся школы, совершившим дисциплинарные нарушения, правонарушение или преступление. Заседания совета организуются и проводятся в соответствии с реализацией содержания Информационно-методического письма «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушению несовершеннолетних» № 4485 – ОКи ГС от 29.12.03 Решением Совета по результатам обсуждения может стать вопрос о постановке на внутри школьный контроль учащихся, которые систематически нарушают школьную дисциплину, имеют отклонения в учебной деятельности, антиобщественное поведение, негативные потребности и интересы. А также ребёнок, в отношении которого происходят нарушения прав со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Может быть принято решение о направлении заявления в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав, в отдел по делам несовершеннолетних полиции, обращение в Отдел опеки и попечительства Муниципального совета и Центр защиты семьи и детства или в другие органы государственной социальной политики. На Совете обсуждается вопрос о проведении и итогах социально – педагогического мониторинга.
Социально-педагогический мониторингпо выявлению причин совершенного преступления проводится в случае прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего по не реабилитирующим основаниям и после приговора суда о признании несовершеннолетнего, совершившего преступление, виновным.
В случае если ранее учащийся не имел отклонений в поведении, на учете в ОДН не состоял, никакой информации о его противоправном поведении в образовательное учреждение не поступало, основным материалом для изучения является психолого-педагогическая характеристика учащегося.
Для проведения социально-педагогического анализа (мониторинга) по выявлению причин совершенного преступления учащимся создается комиссия, в которую могут входить: специалист районного отдела образования, директор ОУ, заместитель директора по воспитательной работе, представитель школьной общественности, социальный педагог. Комиссия проверяет и анализирует документы на учащегося, совершившего преступление, и выносит заключение о причинах, приведших учащегося к совершению преступления.
Таким образом, социальный педагог имеет возможность применить целый ряд способов решения проблемы. Если он правильно оценит ситуацию, выберет ведущую и вспомогательные функции социально – педагогической деятельности, отберёт и выстроит последовательность действий, подготовится к применению методов и фиксации результатов.
Вопросы и задания:
1.Рассмотрите возможность выбора ведущей и вспомогательных функций для решения конкретной проблемной ситуации в жизни ребёнка или группы детей.
2.Поставьте педагогические задачи в работе социального педагога с участниками конкретной проблемной ситуации как субъектами социальной жизни.
3.Отберите методы педагогической работы, которые способствуют подготовке участников ситуации к решению проблемы.
4.Составьте последовательность применения избранных методов для осуществления педагогически целесообразных действий по решению проблемы и спланируйте подготовку к их применению.
Литература
1. Методика и опыт работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
2. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
3. Нагавкина Л.С. Индивидуальное сопровождение в процессе социализации и инкультурации воспитанников сиротских образовательных учреждений. // Социальное воспитание детей, подростков, молодёжи: проблемы формирования социального интеллекта учащихся с особыми образовательными потребностями\ под общ. ред. И. Ф. Головановой –СПб.: НОУ «Санкт – Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»,2013.-204с.
4. Социально- педагогическое обеспечение гарантий прав ребёнка в условиях учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методическое пособие для социального педагога Санкт-Петербурга. СПб. - «АЙСИНГ»,2010. -192с.
5. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. :Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.