Целью данного этапа является определение проблем семьи, причин возникновения семейного неблагополучия, выяснение особенностей взаимодействия между членами семьи, определение ресурсов семьи по решению проблем
К работе на данном этапе привлекаются:классный руководитель, педагог-психолог, при необходимости субъекты профилактики.
Методы сбора информации: наблюдение, опросы, анкетирование родителей, анализ документации (личное дело ребенка, медицинская карта, социальный паспорт и т.д.),беседы с родителями обучающегося, запросы, проективные методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений, типа и стиля семейного воспитания.
Особое внимание следует обращать на условия проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессию, социальный состав семьи (семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, семьи с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, семьи с детьми-сиротами или опекаемыми, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи мигрантов, семьи безработных, семьи малообеспеченные, семьи с недееспособными родителями)
Документы: личное дело ребенка, социальный паспорт, акты (протоколы) обследования жилищно-бытовых условий, докладные от педагогов, от родителей, результаты диагностики (в том числе, проводившейся педагогом-психологом), документы из учреждений системы профилактики (состоит ли семья на учете (дата постановки; где, причина) – внутришкольный контроль, ОДН; ООиП МО)
Итоговый этап.
Целью данного этапа является проведение совета по профилактике образовательного учреждения. На совете профилактики анализируются данные, полученные на предыдущих этапах принимается решениео:
- индивидуальной профилактической работе с ребенком из неблагополучной семьи
- привлечение субъектов профилактики для межведомственного взаимодействия по решению проблем ребенка из неблагополучной семьи.
В случае индивидуальной профилактической работы с ребенком из неблагополучной семьи происходитоценка ресурсов образовательного учреждения по оказанию помощи ребенку и его семье, оценивается готовность семьи к сотрудничеству с ОУ в решении проблем, определяется необходимость привлечения специалистов иных учреждений и субъектов профилактики. Принимается решение о необходимости ведения индивидуальной профилактической работы с учащимся и его семьей,в зависимости от ведущих проблем семьи и ребенка (по результатам диагностического этапа),
В случае привлечения субъектов профилактики для межведомственного взаимодействия по решению проблем ребенка из неблагополучной семьи – определяются субъекты профилактики, которые будут осуществлять межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики выходящих за рамки компетентности специалистов ОУ, определяются необходимые виды помощи (психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, др.), организация и проведение совместной работы по оказанию помощи ребенку и его семье и т.д. [4,5]
К работе на этом этапе привлекаются: классный руководитель, психолог,родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.
Методы: анализ документации и полученной информации на предыдущих этапах, беседа, консультации, наблюдение, организационные методы и т.д.
Документы:согласно требованиям Положения о постановке учащихся на ВШК, Положения о Совете профилактики ОУ (ОО).
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь в глоссарии с понятием «неблагополучная семья» и «виды семейного неблагополучия». В чем, на Ваш взгляд, заключаются причины возникновения семейного неблагополучия?
2. Разработайте содержание технологиираннего выявления детей из неблагополучных семей.
3. Обоснуйте, использование методов и формсоциально-педагогической деятельности на каждом этапе технологии.
4. Взаимодействие скакими специалистами в Вашем образовательном упреждении необходимо оптимизировать для повышения эффективности технологии?
5. Взаимодействие с какими субъектами профилактики необходимо оптимизировать для повышения эффективности технологии?
Список литературы:
1. Косабуцкая С.А. Причины правонарушений учащихся в образовательном учреждении и пути их преодоления: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 90 с.
2. Косабуцкая С.А. Технология решения социальных проблем ребенка // Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 марта 2012 года) / под. общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2012. – С. 105–111.
3. Косабуцкая С.А. Проблемы и пути совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних // Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 февраля) / под общ. ред. С.А. Косабуцкой – СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2013. С. 55–58.
4. Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
5. Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.