Социально-педагогический менеджмент специалиста и сетевое взаимодействие в работе социального педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальный педагог - специалист образовательного учреждения, не является руководителем, но управление процессами и деятельностью по успешному достижению целей входит в его полномочия. Поскольку в настоящее время понятие менеджмент прочно вошло в теорию и практику управления, ведущий его смысл можно применить при рассмотрении организационной стороны деятельности социального педагога. Правда, это понятие не имеет единого принятого определения, но в данном случае за основу можно принять следующее: социально – педагогический менеджмент – это   искусство целеполагания, планирования, и контроля, лидерство путем активизации творческого педагогического потенциала людей и оптимизации организационных ресурсов для рационального разрешения проблемы в социальной жизни ребёнка.

Социальный педагог, как менеджер, использует совокупность принципов, методов, приемов и форм для организации (во времени и пространстве) событий социальной жизни, деятельности специалистов, возможностей социальной-инфраструктуры. Социальные педагоги определяют направление развития социально –педагогической деятельности образовательных организаций, выступают в роли лидеров и принимают решения об использовании организационных ресурсов для достижения педагогических задач. В данном видении заключены две важные идеи, а именно: организация через целеполагание, планирование, реализацию ресурсов и контроль в решении социальных проблем; а также - лидерство в эффективном и рациональном достижении педагогических целей организации. Таким образом, мы можем рассматривать социально – педагогический менеджмент как специфический инструмент для получения результата педагогической деятельности образовательного учреждения в решении социальных проблем ребёнка. Такой взгляд на работу социального педагога с позиции культуры управления позволяет поднять её статус на новый уровень. 

Как показывает опыт, новое значение социально – педагогической работы и лидерство социального педагога в школе вырастают на базе социальных норм, ценностей, установок, привычных форм поведения, вырабатываемых во взаимодействии с педагогами, родителями, учащимися и специалистами других организаций. Социально – педагогический менеджмент   проявляется в стремлении к неформальным, гибким и рациональным способам управления процессом достижения цели. Это средство развития горизонтальной организационной системы профессионально - должностного взаимодействия специалистов, в основе которой лежит корпоративный интерес учреждения и личностно - средовый подход к разрешению проблем социальной жизни ребёнка; способ создания максимально возможного комфорта в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка, в социальных связях участников проблемной ситуации и субъектов социально-педагогической деятельности. Социальный педагог строит свои отношения на единстве уважения и требовательности к людям и к себе, опирается на доверие и взаимную ответственность, ориентируясь на собственный успех, создает условия для его достижения всеми. 

Известный американский теоретик менеджмента П. Друкер утверждает, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления организацией, как и от собственных усилий и отдачи людей. Для этого надо решать следующие задачи: сплотить людей вокруг общих целей, развивать в каждом участнике событий его потребности и по возможности их удовлетворять, ни на минуту не останавливать развитие людей. Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники разных учреждений выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться одновременно на основе коммуникации и на их индивидуальной ответственности.

Социальный педагог – менеджер посредством целеполагания, планирования, контроля разрабатывает и осуществляет рациональное достижение цели, добивается единства педагогических целей всех специалистов, педагогов и участников проблемной ситуации. При этом, планирование становится непрерывным процессом, так как ситуация находится под влиянием постоянно изменяющихся внешних социальных условий, приходится постоянно вносить коррективы в планы действий. Обеспечивая условия для исполнения планов, социальный педагог, в первую очередь, заботится о пробуждении положительной мотивации, укреплении оптимизма у себя и у других участников разрешения проблемной ситуации. Его задача определить истинные побуждения участников, смысл личных и значение общих целей деятельности. Разрабатывая социально – педагогические технологии решения типичных проблемных ситуаций, можно брать за основу законы логистики, процедуры организации деятельности, принципы и способы контроля за ходом и результатом процесса решения поставленных задач, представленные в теории и практике менеджмента.

Целеполагание в рамках социально – педагогического менеджмента имеет свои особенности. Оно базируется на личностно – средовом подходе, так как социальный педагог работает с ребёнком, с родителями, учитывая социальные условия, в которых протекает их жизнь. При этом сущность деятельности и функций социального педагога имеет прежде всего педагогический смысл, социальная направленность его роли определяется причинами возникновения и средствами достижения педагогического результата. Необходимо постоянно сверять свои решения с необходимостью соблюдения педагогического приоритета над социальным.

В 2012 году проведён анализ структуры перспективных планов (42 – в Санкт – Петербурге, 37 – в интернете из школ России, Белоруссии и Украины). Из них только 20% имеют аналитическую записку, на основе которой строится план по развитию социально – педагогической деятельности. Цели сформулированы в 60%, задачи – в 40%, текстовый анализ и содержание планирования имеется в 10%, и 90% перспективных планов представлены в виде таблицы (№, Мероприятия, сроки, ответственный). Такая картина свидетельствует, что большинство планов носит скорее мероприятийный характер, то есть перечень мер, принимаемых кем – то, но недостаточно связанных между собой и с целями, указанными в плане. Цели недостаточно обоснованы и скорее констатируют намерения авторов, чем отражают жизненно важные перспективы развития профессиональной деятельности. В содержании целей, задач не просматривается логика и динамика процесса их решения, в подборе форм работы не учитываются организационные ресурсы и возможная процедура достижения целей. Нелогичность, нечёткость в достижении намеченных результатов происходит и потому что, нет единства в содержании форм текущего, календарного и перспективного планирования. 

В опыте социальных педагога не всегда согласованны между собой, ежедневный, недельный, план-сетка на месяц, план социального педагога на учебный год или раздел социально-педагогической работы в перспективном плане образовательного учреждения. Для доказательности такой возможности надо рассмотреть некоторые примеры.

План - график на день.

Существуют дни, когда нужно совершить много обязательных действий и надо разумно распределить время. Посвящая весь день решению одной проблемы, специалист может погрузиться в тему, собрать и осмыслить информацию, чтобы глубже понять проблему, спрогнозировать дальнейшие действия, продумать пути рационального движения к цели, откорректировать последующие планы и оформить необходимые документы.

Таблица 3.3.

Вариант плана работы социального педагога на день

 

День и время Содержание деятельности и формы работы
Понедельник День посвящен работе с детьми, стоящими на внутришкольном контроле.
8.30 - 9.00 Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения (по особому графику).
9.00 -10.00 Контроль посещения уроков учащимися, стоящими на внутришкольном контроле
11.00 -13.00 Встреча с завучем и учителями относительно детей, уклоняющихся от обучения, посещение уроков
14.00 -15.00 Собеседование с детьми, имеющими отклонения в поведении
15.00 -16.30 Оформление документации

 

План - график на неделю включает

распределение по дням регулярно повторяющихся мероприятий:

· консультации (один день в 1,2,3,4 недели для разных слоев населения),

· регулярные встречи с членами администрации,

· организационно-методические совещания (совет по профилактике, совещание классных руководителей и службы сопровождения и т. п.),

· выезды в государственные учреждения (ПДН, муниципальный совет)

· проведение занятий, событий и встреч (курс социальной практики, родительский совет многодетный семей, клуб правопорядка)вместе со своевременным оформлением документации запланированная занятость должна быть не более 30 - 40 % рабочего времени из 36-часовой недельной рабочей нагрузки социального педагога, остальное время заполняется текущей организационной и спонтанно возникающей повседневной работой, подготовкой последующих дел и событий, мерами педагогического контроля и своевременного воздействия на воспитанников.

План-сетка на месяц

· оформляется матрица по месячному календарю и в сетку заносится традиционный план-график работы, (он может быть размножен на все месяцы учебного года);

· идет наполнение дней другими событиями из календарного плана и постепенно заносятся формы текущей работы;

Для наглядного представления о всех формах организации социально – педагогической деятельности и оперативности поиска нужного момента используются индексы, символы, а также компьютерные технологии комплексного планирования.

Таблица 3.4.

План-сетка на месяц

дни понед вторн среда четв пятн суб воскр
1неделя              
2неделя              
3неделя              
4неделя              

 

Перспективный план не должен содержать только мероприятия, это документ, который отражает итоги прошедшего периода работы, показывает оценку настоящего состояния дел и прогноз на предстоящий период, что отражается прежде всего в аналитической записке. Структура разделов в рассмотренных нами перспективных планах представлена в различном виде, их можно сочетать между собой в зависимости от целей и задач, возможно создать и комплексную структуру перспективного плана. имея ввиду что на практике планирование представлено в таких формах:

- по календарному принципу (в соответствии с датами),

- по категориям клиентов (работа с детьми, с семьями, с родителями, с «группой риска»)

- по категориям специалистов ОУ (свой личностный рост, работа с учителями, классными руководителями, психологами)

- с другими социальными институтами (ПДН, КДН и ЗП, комитеты и учреждения социальной, молодёжной политики)

- по типам технологий (реабилитация несовершеннолетних, склонных к правонарушениям; детей, переживших насилие или стресс; учащихся, находящихся в списках по «Скрытому отсеву» и т.д.)

- по функциям, то есть решение педагогических задач в работе с детьми:

Профилактическая работа с детьми, испытывающими проблемы свободы выбора, социального творчества и находящимися в проблемной ситуации.

Защитно – охранная работа с детьми, испытывающими проблемы адаптации и дезадаптации и находящимися в трудной жизненной ситуации или социально - опасном положении,

 Координационная работа с детьми, испытывающими трудности в интеграции и дезинтеграции, то есть в установлении связей и контактов с нужными социальными институтами, социальной средой.

Поскольку на многочисленных совещаниях и конференциях утвердилась структура социально – педагогической деятельности, которая имеет три ведущие функции, то при планировании целесообразно вычленять цели профилактической, защитно – охранной и координационной работы и соответствующие им три раздела плана. При достижении цели в каждой функции решаются задачи по направлениям деятельности. Например, в профилактической работе: «Развитие волонтёрского движения», «Социально – правовое просвещение», «Профориентационная работа» и т. д. Задачи направлены на разрешения проблем определённой социальной группы детей. Их может быть несколько в каждом разделе плана, например, в разделе по защитно – охранной работе – подраздел по направлению: «Меры социально – педагогической реабилитации несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном контроле, или на учёте в КДН и ЗП, в ПДН», задача на определённый год может звучать так: «Систематизировать работу со специалистами разных ведомств по индивидуальному сопровождению учащихся, поставленных на учёт в ПДН». В плане появится один из пунктов: «Разработка и утверждение Положения о межведомственном взаимодействии с органами полиции, с отделом опеки и попечительства муниципального образования». При решении каждой из задач в план записываются действия по диагностике состояния проблемы; по разработке программ и проектов; по информированию и привлечению педагогов, родителей, учащихся; по организации и контролю за ходом событий; по оформлению соответствующей документации и обработке диагностических данных. Всё это входит в общий объём рабочего времени социального педагога.

Планирование – это одна из форм прогнозирования в развитии социально – педагогической деятельности. Существуют также формы моделирования, проектирования и программирования.

Моделирование - управление развитием СПД, как дополнение к планированию, когда возникает необходимость в кардинальных изменениях результативности решения проблем. Например, становится очевидно, что отдельным специалистам этого не осуществить и нужно объединить их усилия. Возникает необходимость построения модели службы социально-педагогического сопровождения. Процедура идёт от создания концептуальной идеи или типового положения к структуре деятельности конкретных специалистов в реальной практике с обновлённой идеей и замыслом, в новой организационной форме или в новом ресурсном обеспечении. Модель всегда есть отражение педагогического замысла, это конструирование системы профессиональной деятельности, с учётом необходимости создания определённых педагогических условий для решения проблемных жизненных ситуаций. 

Программирование СПД - разработка системы целей и средств для подготовки воспитанников к мобилизации и концентрации сил для разрешения наиболее трудной или наиболее болезненной проблемной ситуации и контрольных действий на пути к цели.

· Программа занятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

· Программа движения волонтёров - подростков по развитию здорового образа жизни.

· Программа занятий и деятельности «Клуба правопорядка».

· Программа профориентации для учащихся 9 классов.

Программа может иметь определённую структуру и включать следующие разделы:

1. Пояснительная записка раскрывает актуальность темы, законодательную базу и анализ условий реализации в образовательном учреждении для определённых групп учащихся.

2. Концептуальные подходы и раскрытие понятийного аппарата, заложенного в идеологию программы, цели и задачи, тематическое планирование занятий.

 3. Основная часть: цели и задачи практической деятельности, этапы реализации, функции социального педагога, предполагаемый результат и точки риска.

 4. Список литературы.

При реализации программы надо: точно рассчитать время занятости социального педагога по разработке, проведению занятий и практической деятельности группы, затем включить его в общую систему планирования рабочего времени; скрупулезно анализировать результат занятий и движения воспитанников к цели, причины успеха и неудач в их практической деятельности по применению знаний на практике; корректировать цели или изыскивать не вскрытые резервы; совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Социально-педагогическое проектирование есть способ улучшения окружающей среды путём привлечения специалистов, общественности и самих воспитанников для достижения конкретных целей, задач, мер и действий по решению проблем социальной жизни социальной группы детей, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Проект – от латинского слова «progectus»: брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий. Это операция, которая имеет фиксированное начало и окончание во времени, ориентирована на достижение цели, имеет заданные параметры. Это процесс, вкотором результат задаётся на основе тщательного анализа ресурсных возможностей, просчитывается возможное качество результата и допустимый уровень риска. Это деятельность, которая жёстко ориентирована на конкретный результат, регламентирована в затратах времени и ресурсов, чётко организована, определена в границах свободы и ответственности всех причастных лиц.

Таблица 3.5.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.