Социальный педагог - специалист образовательного учреждения, не является руководителем, но управление процессами и деятельностью по успешному достижению целей входит в его полномочия. Поскольку в настоящее время понятие менеджмент прочно вошло в теорию и практику управления, ведущий его смысл можно применить при рассмотрении организационной стороны деятельности социального педагога. Правда, это понятие не имеет единого принятого определения, но в данном случае за основу можно принять следующее: социально – педагогический менеджмент – это искусство целеполагания, планирования, и контроля, лидерство путем активизации творческого педагогического потенциала людей и оптимизации организационных ресурсов для рационального разрешения проблемы в социальной жизни ребёнка.
Социальный педагог, как менеджер, использует совокупность принципов, методов, приемов и форм для организации (во времени и пространстве) событий социальной жизни, деятельности специалистов, возможностей социальной-инфраструктуры. Социальные педагоги определяют направление развития социально –педагогической деятельности образовательных организаций, выступают в роли лидеров и принимают решения об использовании организационных ресурсов для достижения педагогических задач. В данном видении заключены две важные идеи, а именно: организация через целеполагание, планирование, реализацию ресурсов и контроль в решении социальных проблем; а также - лидерство в эффективном и рациональном достижении педагогических целей организации. Таким образом, мы можем рассматривать социально – педагогический менеджмент как специфический инструмент для получения результата педагогической деятельности образовательного учреждения в решении социальных проблем ребёнка. Такой взгляд на работу социального педагога с позиции культуры управления позволяет поднять её статус на новый уровень.
Как показывает опыт, новое значение социально – педагогической работы и лидерство социального педагога в школе вырастают на базе социальных норм, ценностей, установок, привычных форм поведения, вырабатываемых во взаимодействии с педагогами, родителями, учащимися и специалистами других организаций. Социально – педагогический менеджмент проявляется в стремлении к неформальным, гибким и рациональным способам управления процессом достижения цели. Это средство развития горизонтальной организационной системы профессионально - должностного взаимодействия специалистов, в основе которой лежит корпоративный интерес учреждения и личностно - средовый подход к разрешению проблем социальной жизни ребёнка; способ создания максимально возможного комфорта в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка, в социальных связях участников проблемной ситуации и субъектов социально-педагогической деятельности. Социальный педагог строит свои отношения на единстве уважения и требовательности к людям и к себе, опирается на доверие и взаимную ответственность, ориентируясь на собственный успех, создает условия для его достижения всеми.
Известный американский теоретик менеджмента П. Друкер утверждает, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления организацией, как и от собственных усилий и отдачи людей. Для этого надо решать следующие задачи: сплотить людей вокруг общих целей, развивать в каждом участнике событий его потребности и по возможности их удовлетворять, ни на минуту не останавливать развитие людей. Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники разных учреждений выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться одновременно на основе коммуникации и на их индивидуальной ответственности.
Социальный педагог – менеджер посредством целеполагания, планирования, контроля разрабатывает и осуществляет рациональное достижение цели, добивается единства педагогических целей всех специалистов, педагогов и участников проблемной ситуации. При этом, планирование становится непрерывным процессом, так как ситуация находится под влиянием постоянно изменяющихся внешних социальных условий, приходится постоянно вносить коррективы в планы действий. Обеспечивая условия для исполнения планов, социальный педагог, в первую очередь, заботится о пробуждении положительной мотивации, укреплении оптимизма у себя и у других участников разрешения проблемной ситуации. Его задача определить истинные побуждения участников, смысл личных и значение общих целей деятельности. Разрабатывая социально – педагогические технологии решения типичных проблемных ситуаций, можно брать за основу законы логистики, процедуры организации деятельности, принципы и способы контроля за ходом и результатом процесса решения поставленных задач, представленные в теории и практике менеджмента.
Целеполагание в рамках социально – педагогического менеджмента имеет свои особенности. Оно базируется на личностно – средовом подходе, так как социальный педагог работает с ребёнком, с родителями, учитывая социальные условия, в которых протекает их жизнь. При этом сущность деятельности и функций социального педагога имеет прежде всего педагогический смысл, социальная направленность его роли определяется причинами возникновения и средствами достижения педагогического результата. Необходимо постоянно сверять свои решения с необходимостью соблюдения педагогического приоритета над социальным.
В 2012 году проведён анализ структуры перспективных планов (42 – в Санкт – Петербурге, 37 – в интернете из школ России, Белоруссии и Украины). Из них только 20% имеют аналитическую записку, на основе которой строится план по развитию социально – педагогической деятельности. Цели сформулированы в 60%, задачи – в 40%, текстовый анализ и содержание планирования имеется в 10%, и 90% перспективных планов представлены в виде таблицы (№, Мероприятия, сроки, ответственный). Такая картина свидетельствует, что большинство планов носит скорее мероприятийный характер, то есть перечень мер, принимаемых кем – то, но недостаточно связанных между собой и с целями, указанными в плане. Цели недостаточно обоснованы и скорее констатируют намерения авторов, чем отражают жизненно важные перспективы развития профессиональной деятельности. В содержании целей, задач не просматривается логика и динамика процесса их решения, в подборе форм работы не учитываются организационные ресурсы и возможная процедура достижения целей. Нелогичность, нечёткость в достижении намеченных результатов происходит и потому что, нет единства в содержании форм текущего, календарного и перспективного планирования.
В опыте социальных педагога не всегда согласованны между собой, ежедневный, недельный, план-сетка на месяц, план социального педагога на учебный год или раздел социально-педагогической работы в перспективном плане образовательного учреждения. Для доказательности такой возможности надо рассмотреть некоторые примеры.
План - график на день.
Существуют дни, когда нужно совершить много обязательных действий и надо разумно распределить время. Посвящая весь день решению одной проблемы, специалист может погрузиться в тему, собрать и осмыслить информацию, чтобы глубже понять проблему, спрогнозировать дальнейшие действия, продумать пути рационального движения к цели, откорректировать последующие планы и оформить необходимые документы.
Таблица 3.3.
Вариант плана работы социального педагога на день
День и время | Содержание деятельности и формы работы |
Понедельник | День посвящен работе с детьми, стоящими на внутришкольном контроле. |
8.30 - 9.00 | Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения (по особому графику). |
9.00 -10.00 | Контроль посещения уроков учащимися, стоящими на внутришкольном контроле |
11.00 -13.00 | Встреча с завучем и учителями относительно детей, уклоняющихся от обучения, посещение уроков |
14.00 -15.00 | Собеседование с детьми, имеющими отклонения в поведении |
15.00 -16.30 | Оформление документации |
План - график на неделю включает
распределение по дням регулярно повторяющихся мероприятий:
· консультации (один день в 1,2,3,4 недели для разных слоев населения),
· регулярные встречи с членами администрации,
· организационно-методические совещания (совет по профилактике, совещание классных руководителей и службы сопровождения и т. п.),
· выезды в государственные учреждения (ПДН, муниципальный совет)
· проведение занятий, событий и встреч (курс социальной практики, родительский совет многодетный семей, клуб правопорядка)вместе со своевременным оформлением документации запланированная занятость должна быть не более 30 - 40 % рабочего времени из 36-часовой недельной рабочей нагрузки социального педагога, остальное время заполняется текущей организационной и спонтанно возникающей повседневной работой, подготовкой последующих дел и событий, мерами педагогического контроля и своевременного воздействия на воспитанников.
План-сетка на месяц
· оформляется матрица по месячному календарю и в сетку заносится традиционный план-график работы, (он может быть размножен на все месяцы учебного года);
· идет наполнение дней другими событиями из календарного плана и постепенно заносятся формы текущей работы;
Для наглядного представления о всех формах организации социально – педагогической деятельности и оперативности поиска нужного момента используются индексы, символы, а также компьютерные технологии комплексного планирования.
Таблица 3.4.
План-сетка на месяц
дни | понед | вторн | среда | четв | пятн | суб | воскр |
1неделя | |||||||
2неделя | |||||||
3неделя | |||||||
4неделя |
Перспективный план не должен содержать только мероприятия, это документ, который отражает итоги прошедшего периода работы, показывает оценку настоящего состояния дел и прогноз на предстоящий период, что отражается прежде всего в аналитической записке. Структура разделов в рассмотренных нами перспективных планах представлена в различном виде, их можно сочетать между собой в зависимости от целей и задач, возможно создать и комплексную структуру перспективного плана. имея ввиду что на практике планирование представлено в таких формах:
- по календарному принципу (в соответствии с датами),
- по категориям клиентов (работа с детьми, с семьями, с родителями, с «группой риска»)
- по категориям специалистов ОУ (свой личностный рост, работа с учителями, классными руководителями, психологами)
- с другими социальными институтами (ПДН, КДН и ЗП, комитеты и учреждения социальной, молодёжной политики)
- по типам технологий (реабилитация несовершеннолетних, склонных к правонарушениям; детей, переживших насилие или стресс; учащихся, находящихся в списках по «Скрытому отсеву» и т.д.)
- по функциям, то есть решение педагогических задач в работе с детьми:
Профилактическая работа с детьми, испытывающими проблемы свободы выбора, социального творчества и находящимися в проблемной ситуации.
Защитно – охранная работа с детьми, испытывающими проблемы адаптации и дезадаптации и находящимися в трудной жизненной ситуации или социально - опасном положении,
Координационная работа с детьми, испытывающими трудности в интеграции и дезинтеграции, то есть в установлении связей и контактов с нужными социальными институтами, социальной средой.
Поскольку на многочисленных совещаниях и конференциях утвердилась структура социально – педагогической деятельности, которая имеет три ведущие функции, то при планировании целесообразно вычленять цели профилактической, защитно – охранной и координационной работы и соответствующие им три раздела плана. При достижении цели в каждой функции решаются задачи по направлениям деятельности. Например, в профилактической работе: «Развитие волонтёрского движения», «Социально – правовое просвещение», «Профориентационная работа» и т. д. Задачи направлены на разрешения проблем определённой социальной группы детей. Их может быть несколько в каждом разделе плана, например, в разделе по защитно – охранной работе – подраздел по направлению: «Меры социально – педагогической реабилитации несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном контроле, или на учёте в КДН и ЗП, в ПДН», задача на определённый год может звучать так: «Систематизировать работу со специалистами разных ведомств по индивидуальному сопровождению учащихся, поставленных на учёт в ПДН». В плане появится один из пунктов: «Разработка и утверждение Положения о межведомственном взаимодействии с органами полиции, с отделом опеки и попечительства муниципального образования». При решении каждой из задач в план записываются действия по диагностике состояния проблемы; по разработке программ и проектов; по информированию и привлечению педагогов, родителей, учащихся; по организации и контролю за ходом событий; по оформлению соответствующей документации и обработке диагностических данных. Всё это входит в общий объём рабочего времени социального педагога.
Планирование – это одна из форм прогнозирования в развитии социально – педагогической деятельности. Существуют также формы моделирования, проектирования и программирования.
Моделирование - управление развитием СПД, как дополнение к планированию, когда возникает необходимость в кардинальных изменениях результативности решения проблем. Например, становится очевидно, что отдельным специалистам этого не осуществить и нужно объединить их усилия. Возникает необходимость построения модели службы социально-педагогического сопровождения. Процедура идёт от создания концептуальной идеи или типового положения к структуре деятельности конкретных специалистов в реальной практике с обновлённой идеей и замыслом, в новой организационной форме или в новом ресурсном обеспечении. Модель всегда есть отражение педагогического замысла, это конструирование системы профессиональной деятельности, с учётом необходимости создания определённых педагогических условий для решения проблемных жизненных ситуаций.
Программирование СПД - разработка системы целей и средств для подготовки воспитанников к мобилизации и концентрации сил для разрешения наиболее трудной или наиболее болезненной проблемной ситуации и контрольных действий на пути к цели.
· Программа занятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
· Программа движения волонтёров - подростков по развитию здорового образа жизни.
· Программа занятий и деятельности «Клуба правопорядка».
· Программа профориентации для учащихся 9 классов.
Программа может иметь определённую структуру и включать следующие разделы:
1. Пояснительная записка раскрывает актуальность темы, законодательную базу и анализ условий реализации в образовательном учреждении для определённых групп учащихся.
2. Концептуальные подходы и раскрытие понятийного аппарата, заложенного в идеологию программы, цели и задачи, тематическое планирование занятий.
3. Основная часть: цели и задачи практической деятельности, этапы реализации, функции социального педагога, предполагаемый результат и точки риска.
4. Список литературы.
При реализации программы надо: точно рассчитать время занятости социального педагога по разработке, проведению занятий и практической деятельности группы, затем включить его в общую систему планирования рабочего времени; скрупулезно анализировать результат занятий и движения воспитанников к цели, причины успеха и неудач в их практической деятельности по применению знаний на практике; корректировать цели или изыскивать не вскрытые резервы; совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Социально-педагогическое проектирование есть способ улучшения окружающей среды путём привлечения специалистов, общественности и самих воспитанников для достижения конкретных целей, задач, мер и действий по решению проблем социальной жизни социальной группы детей, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Проект – от латинского слова «progectus»: брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий. Это операция, которая имеет фиксированное начало и окончание во времени, ориентирована на достижение цели, имеет заданные параметры. Это процесс, вкотором результат задаётся на основе тщательного анализа ресурсных возможностей, просчитывается возможное качество результата и допустимый уровень риска. Это деятельность, которая жёстко ориентирована на конкретный результат, регламентирована в затратах времени и ресурсов, чётко организована, определена в границах свободы и ответственности всех причастных лиц.
Таблица 3.5.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 319.