Методы, как и содержание социально – педагогической деятельности, отражают социальную и педагогическую сущность профессии социального педагога и в ней присутствуют средства социальной и педагогической деятельности. Поскольку профессия эта педагогическая, проблемы становления ребёнка, как субъекта социальной жизни, должны решаться в первую очередь, а вопросы жизнеобеспечения являются средством их достижения. Значит при планировании социальный педагог ставит педагогические задачи и к ним подбирает методы, приёмы, формы организации профилактической, защитно – охранной и координационной работы. Есть необходимость кратко напомнить содержание этих функций.
Профилактическая (профессиональная роль - наставник) - профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.
Защитно-охранная (профессиональная роль - посредник) - защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации. Защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней; защита социальной среды от деструктивного влияния на нее ребенка.
Координационная (профессиональная роль - координатор) - включение действий ребенка и семьи во взаимодействие с окружающей средой, что способствуют выходу из трудной жизненной ситуации; разворачивание социальных связей для использования возможностей различных людей, организаций, приобщение их к решению проблем социальной жизни ребенка
Выбор того или иного метода педагогической деятельности должен опираться на признание права ребёнка на активную жизнедеятельность и отношения в соответствии с его потребностями и способностями. В зависимости от степени готовности ребёнка к решению проблем избираются те или иные способы действий педагога в ходе выбора варианта решения, прогнозирования результатов и осуществления действий,в создании условий для совершенствования готовности ребёнка.
При реализации права на свободу выбора и социального творчества ребёнка, педагог определяет, как ведущую, профилактическую функцию и избирает, по преимуществу, наиболее приемлемые методы воспитания и способы профилактики в широком смысле слова.
При создании условий для реализации права ребёнка на адаптацию и дезадаптацию, педагог прибегает к способам защитно-охранной деятельности – методы психолого–педагогического сопровождения, педагогической помощи и поддержки, специальной профилактики и коррекции, социально – педагогической реабилитации.
При создании условий для интеграции семьи и ребёнка в социум педагог способствует развитию социальных связей и использует координационную работу – методы переговоров, социального контроля и правового надзора.
Существуют также, комплексные средства: беседа, обучающие занятия, консультации, личный пример педагога. Они вбирают в себя элементы психологических и общепедагогических средств влияния на отношения, на поведение ребёнка и его окружение. Наиболее часто педагоги используют вербальные методы воздействия, оттого они кажутся универсальными. Но для того, чтобы беседа, например, явилась эффективным педагогическим средством, её надо предварительно тщательно подготовить: определить жизненную необходимость и возможность взаимного обмена информацией с собеседником; определить содержание и цель, которую необходимо достичь в понимании проблемы и в пробуждении желания у собеседника действовать, продумать вопросы и ожидаемые ответы. Беседа комплексное средство и может быть направлена на решение разных педагогических задач: обмен конструктивной информацией, осмысление содержания жизненной ситуации, на побуждение собеседника к активизации роли, может использоваться на разных этапах решения проблемы.
Таблица 3.3.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.