Для работы необходимо: половозрелые самцы крыс, самки крыс в состоянии половой активности, секундомер.
Ход работы. 1. Поместите самку крысы в клетку к самцу.
2. Наблюдая за половым поведением крыс, фиксируйте с помощью секундомера латентный период интромиссии (время от момента, когда самцу выпускают самку до первой интромиссии); продолжительность постэякуляторного рефрактерного периода между эякуляцией и очередной интромиссией; количество интромиссий, необходимых для наступления эякуляции; латентный период между первой садкой в каждой серии и эякуляцией, а также время наступления «полового насыщения».
3. Проведите аналогичные наблюдения за половым поведением других самцов.
4. Результаты занесите в таблицу 27.
Таблица 27
Характеристика полового поведения самцов крыс
Изучаемые показатели | № самца | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Латентный период интромиссии, сек. | |||||
Продолжительность постэякуляторного рефрактерного периода, сек. | |||||
Количество интромиссий, необходимых для наступления эякуляции | |||||
Латентный период между первой садкой в каждой серии и эякуляцией, сек. | |||||
Наступления «полового насыщения», мин. |
Рекомендации по оформлению работы. Постройте графики отражающие зависимость продолжительности постэякуляторного рефрактерного периода и количества интромиссий, необходимых для наступления эякуляции с каждой последующей эякуляцией.
Отметьте видовые особенности полового поведения крыс и биологическое значение интромиссий, предшествующих эякуляции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Особенности материнско – детских отношений у зрело - и незрелорождаемых видов животных
Для работы необходимо: самка лабораторной крысы с выводком в первые дни после рождения, самка морской свинки с выводком в первые дни после рождения, секундомер.
Ход работы. 1. Наблюдайте и с помощью секундомера фиксируйте общую продолжительность физических контактов матери с детенышами, а так же время, затраченное самкой на груминг детенышей и их кормление за период наблюдения.
2. Охарактеризуйте наблюдаемые формы материнско – детских отношений (возвращение детенышей в гнездо, груминг детенышей, поведение кормления) у зрело – и незрелорождаемых видов животных.
3. Результаты занесите в таблицу 28.
Таблица 28
Материнско – детские отношения у зрело – и незрелорождаемых животных
Изучаемые показатели | Детеныши | ||
Зрелорождаемые | Незрелорождаемые | ||
Общее время физических контактов, мин. | |||
Время, затраченное самкой на груминг детенышей, мин. | |||
Время, затраченное самкой на кормление детенышей, мин. | |||
Характеристика форм материнского поведения | Возвращение детенышей в гнездо | ||
Груминг детенышей | |||
Поведение кормления |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте результаты наблюдений и сделайте заключение об особенностях материнско – детские отношения у зрело – и незрелорождаемых видов животных, отметив влияние степени развития новорожденных на проявление паттернов материнской заботы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Коллоквиум 1
1. Предмет этологии и зоопсихологии.
2. Методы изучения этологии.
3. История развития этологии как самостоятельной научной дисциплины.
4. Роль лауреатов Нобелевской премии 1973 К.Лоренца, Н.Тинбергена и К.ф.Фриша в формировании этологии. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии науки о поведении животных.
5. Структура индивидуального поведенческого акта; концепция двухфазности поведенческого акта.
6. Поведение как способ адаптации к среде обитания.
7. Общая схема сенсорной системы.
8. Этологическая значимость зрительной сенсорной системы.
9. Общая характеристика системы химической рецепции.
10. Этологическая значимость ольфакторной сенсорной системы.
11. Сенсорная система акустических сигналов.
12. Особенности акустической сенсорики у животных разных экологических групп (ночные, подземные животные, китообразные и др.).
13. Сенсорная система тактильных раздражений.
14. Сенсорная система терморецепции.
15. Особенности сенсорных систем рыб, систем птиц и млекопитающих разных экологических ниш.
16. Движения на месте: видовые особенности.
17. Виды аллюров лошади.
18. Особенности движения рыб, водоплавающих птиц и вторичноводных животных.
19. Особенности движения птиц.
20. Биомеханика полета; виды полета.
21. Особенности движений в почве на примере крота, землеройки, слепыша.
22. Понятие о внутренних побудительных мотивах поведения: потребность, мотивация, эмоции.
23. Классификация потребностей.
24. Физиологический механизм формирования потребностей.
25. Мотивации поведения.
26. Этологическое значение эмоций. Виды эмоций.
27. Механизмы формирования эмоций.
28. Поведение как механизм адаптации животных к среде обитания. Понятие о врожденном и приобретенном поведении.
29. Кинезы и таксисы – простейшие формы врожденного поведения.
30. Безусловные рефлексы и инстинкты – основа врожденного поведения высокоорганизованных животных.
31. Представления о трехфазной основе инстинкта.
32. Научение как механизм индивидуальных адаптаций. Виды и механизмы научения животных.
33. Габитуация, сенситизация, тренировка, суммация сенсорики – основные механизмы научения примитивных животных.
34. Условный рефлекс как основа научения животных с развитой психикой.
Классификация и условия выработки.
35. Механизм образования условного рефлекса.
36. Стадии формирования условного рефлекса.
37. Когнитивное научение.
38. Теории формирования краткосрочной и долговременной памяти.
39. Роль импринтинга, реакции следования и подражания в формировании личного опыта животных разных видов.
40. Групповое поведение. Формы ассоциаций животных.
41. Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни.
42. Механизмы поддержания ассоциаций.
43. Типология сообществ животных.
44. Иерархия как универсальное средство стабилизации структурированных сообществ.
45. Виды иерархии. Особенности иерархии у продуктивных животных.
46. Способы коммуникации у животных.
47. Биологическая роль ритуализации поведения животных.
48. Особенности полового поведения самцов и самок, стратегия и тактика.
49. Промискуитет, моногамия, полигамия.
50. Родительское поведение животных.
Оценка за коллоквиум:______ Подпись преподавателя:___________
Результаты успеваемости студента при изучении дисциплины
Таблица 29
Результаты успеваемости студента при изучении дисциплины, баллы
Вид контроля | Количество баллов | |
№ лабораторно – практического занятия | 2 | |
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
Итого за ЛПЗ | ||
Коллоквиум | ||
Итоговая текущая успеваемость |
____________________
Подпись преподавателя
Учебное издание
Составители:
Иванов Алексей Алексеевич
Войнова Ольга Александровна
Дата: 2019-03-05, просмотров: 391.