Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее установленные меры государственного принуждения.
Задание 8.
Отметьте правильный ответ.
1. Поведение, нарушающее нормы права, определяется как: А) преступление; Б) правонарушение; В) противодействие; Г) проступок.
2. К проступкам не относятся правонарушения: А) административные; Б) дисциплинарные; В) гражданско-правовые; Г) уголовные.
3. Правонарушения, имеющие повышенную степень общественной опасности, называются:
А) преступлением; Б) проступком; В) деликтом; Г) противоправным действием.
Задание 9.
1. Что такое юридическая ответственность? Перечислите виды юридической ответственности. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите, в каких случаях должна наступить юридическая ответственность, а также её вид:
А) Симонов по подделанным им документам получил в банке кредит
__________________________________________________________________________
Б) Васильев нагрубил своему дяде ___________________________________________
В) Артемов не выполнил в срок оговоренную в договоре работу _____________________
Г) Леонидов не пришел вовремя на встречу выпускников института __________________
Д) Павлов опоздал на работу на 40 минут _________________________________________
3. Отметьте в приведенном ниже списке меры юридической ответственности:
А) чувство стыда; Б) административный арест; В) лишение специального права; Г) общественное порицание; Д) ограничение свободы; Е) объявление бойкота; Ж) замечание.
4. Далее студенты делятся на малые группы (3-5 человек). Приведите свои примеры юридической ответственности (3-5 примеров на каждый вид):
Дисциплинарная:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гражданско-правовая:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Административная:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уголовная: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материальная: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексивный отчет
Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:
рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания);
рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили);
рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития).
Практическое занятие 3
Тема: Основы конституционного права.
На данном практическом занятии формируются компетенции:
- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-5;
- умение использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности ОК-9.
Цели :
В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:
- составить представление о конституционных правоотношениях;
- проанализировать конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- раскрыть содержание конституционных принципов государственного устройства;
Ключевые слова: Конституция, конституционный строй, Государственная Дума, Правительство.
Форма работы: индивидуальная и в подгруппах.
Задание 1.
Между Россией и Республикой Крым был заключен договор, согласно которому Республика Крым принималась в Российскую Федерацию. Возникают ли в данном случае конституционно-правовые отношения? Ответ аргументируйте.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Используя правовые базы, заполните таблицу. Проанализируйте виды прав, свобод и обязанностей.
Виды прав | Наименование |
Личные права | |
Политические права | |
Экономические, социальные и культурные права | |
Конституционные обязанности человека и гражданина
Обязанности
Выделите маркером, какие права являются одновременно обязанностью человека и гражданина.
Задание 3. В последние годы все чаще говорят о необходимости принятия новой Конституции РФ. Предложите свой вариант проекта конституции нашей страны. При подготовке ответа необходимо осветить следующее:
1) объем конституционного текста, наличие в нем декларативных положений, соотношение действительного и желаемого;
2) структура новой Конституции России (количество разделов (глав), их последовательность, необходимость включения в текст Основного закона каких-либо деклараций, иных структурных единиц);
3) содержание конституционного текста (какие нормы следует сохранить, а какие необходимо дополнить в новой Конституции России);
4) кто должен принимать новую конституцию?
В каком порядке следует вносить в нее изменения и дополнения?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Что выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор РФ? Ответ аргументируйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
1) К какому типу республиканской формы правления относится Россия?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Президент – Правительство – Парламент: проблемы дисбаланса во властном треугольнике.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Нуждается ли отечественная модель формы правления в коррективах?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания 6-14 выполняются в малых группах (3-5 человек). Ответ аргументируйте.
Задание 6.
В известном стихотворении В. В. Маяковского «Кем быть» есть такие слова: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» А где учат на депутата?
_____________________________________________________________________________
Задание 7. Решите задачи.
А) Студенты строительного университета Петров и Сидоров не могут прийти к единому мнению относительно содержания принципа разделения властей. Петров считает, что этот принцип означает, что в РФ существуют три самостоятельные власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых не имеет права вмешиваться в деятельность другой. Сидоров утверждает, что в РФ существует единая государственная власть, разделенная в зависимости от функций на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), каждая из которых самостоятельна в осуществлении своих полномочий. Оба студента ссылаются на ст. 10 Конституции РФ. Разрешите спор. Существуют ли какие-либо еще ветви власти, помимо названных?
Ответ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Власов высказал мнение, что принцип политического многообразия был отражен еще в Конституции СССР 1977 г., где в ст. 6 говорилось: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС. КПСС существует для народа и служит народу. … Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР». Оцените данную точку зрения. Каким образом современная Конституция формулирует этот принцип?
Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Согласно ст. 62 Конституции гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство); наличие гражданства иностранного государства не умаляет прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Есть ли исключения из общего правила? Если да, приведите примеры соответствующих правовых норм.
Ответ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) В ст. 21 Конституции Республики Татарстан закреплено: «Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином РФ». Дайте оценку указанным положениям с позиции науки конституционного права и действующего законодательства.
Ответ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Нужны ли выборы Российскому государству?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.
Необходимо ли введение квоты на представительство лиц женского пола в законодательных (представительных) органах власти различных уровней?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Необходимо ли введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Необходимо ли в современных условиях введение имущественного ценза и требования «добропорядочности в уплате установленных законодательством налогов и сборов» для кандидатов, претендующих на занятие выборных должностей?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12.
Каким должен быть, на ваш взгляд, «заградительный» барьер для прохождения политических партий в Государственную думу РФ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13.
Онлайн-голосование или голосование на избирательном участке: чему отдать предпочтение?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14.
После отклонения Государственной думой кандидатуры председателя Правительства, представленной Президентом РФ, возник вопрос: вправе ли Президент предложить Думе повторно кандидатуру того же лица для рассмотрения? Дайте толкование соответствующих положений Конституции РФ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексивный отчет
Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:
рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):
рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):
рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):
Практическое занятие 4
Дата: 2019-03-05, просмотров: 621.