Тема: Основы теории государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАВО

 

 

Рабочая тетрадь к выполнению практических работ
по дисциплине «Право»,  

для студентов бакалавриата

по направлению 07.03.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

(Академический бакалавриат)

Составители: М.Г. Леонтьев, С.А. Айвазян, Д.Б. Белинская,           С.В. Колобова, И.М. Лебедев

 

 

Выполнил:

Ф.И.О. ________________________________________________

 

Институт ______________________________________________

 

Курс, группа ___________________________________________

 

Преподаватель __________________________

 

Москва, 2019 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Практическое занятие 1 Тема: Основы  теории государства.                  Задания 1–8   3   5
Практическое занятие 2 Тема: Основы права.                                                Задания 1–9   10
Практическое занятие 3 Тема: Основы конституционного права.          Задания 1–14 15
Практическое занятие 4 Тема: Основы гражданского права.                  Задания 1–11 20
Практическое занятие 5 Тема:   Гражданские права и обязанности, их защита.                                                                         Сделки, представительство, сроки, исковая давность. Задания 1–8 23
Практическое занятие 6 Тема: Институты гражданского права.                 Задания 1–5   27
Практическое занятие 7 Тема: Основы правового регулирования градостроительной деятельности.                                                       Задания 1–6                                                               32
Практическое занятие 8 Правовое регулирование архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.                                                         Задания 1–3   Практическое занятие 9                                                                                                                    Тема:  Основы административного права в строительстве.                                                                                 Задания 1–6       Практическое занятие 10                                                                                                                    Тема:  Основы земельного и водного права в строительстве.                                                                                                        Задания 1–7 Практическое занятие 11 Тема: Основы экологического права в строительстве.                                                                                 Задания 1–5 Практическое занятие 12 Тема: Основы трудового права.                              Задания 1–5                                                                                                                                                                 Практическое занятие 13 Тема: Основы информационного права.               Задания 1–5                                                                                       Практическое занятие 14 Тема: Основы уголовного права.                            Задания 1–5   35   38     41   45   48     54     57

 

 

Введение

Целью освоения дисциплины «Право» является формирование у студентов правовых компетенций, позволяющих свободно ориентироваться в правовой системе России на основе: изучения конституционных положений, содержания базовых отраслей права, знания норм регламентирующих профессиональную сферу, выработки умений поиска профессионально-значимых нормативных актов с использованием электронного ресурса справочно-правовых систем: «Консультант Плюс» (http://www.сonsultant.ru), «Гарант» (http://www.garant.ru/), приобретения навыков регуляции деятельности в соответствии с правовыми ориентирами в современном информационном пространстве, достижения качественно нового уровня правосознания и правовой культуры бакалавров строительной отрасли.

Предлагаемая Рабочая тетрадь по дисциплине «Право» предназначена для студентов бакалавриата всех направлений подготовки. В нее включены разнообразные задания, тесты для проверки знаний. Материал в тетради расположен в той же последовательности, что и лекции. После каждого занятия учащиеся подводят итоги, заполняя рефлексивный отчет. Работа с тетрадью поможет учащимся отработать умения и навыки из Рабочей программы по дисциплине «Правоведение», лучше освоить содержание дисциплины.

Компетенции из Рабочей программы дисциплины «Право».

 

Компетенция по ФГОС Код компетенции по ФГОС Основные показатели освоения (показатели достижения результата) Код показателя освоения

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

 

ОК-5

 

Знает  правовые категории, терминологии и состав нормативных правовых актов о области реконструкции и реставрации архитектурного наследия З 1
Умеет обосновывать управленческие и организационные решения на основании законодательства У 1

готовность использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук, при решении профессиональных задач

ОК-9

Знает: Правовую значимость строительных объектов в историко-культурном наследии общества З 2
Умеет Применять методы и приемы их охраны и сохранения У 2

готовность к социальному взаимодействию на основе, принятых в обществе нравственных и правовых норм, проявление

уважения к людям, терпимости к другим социальным и культурным традициям, точкам зрения

 

 

ОК-16

Знает потребность в работах по реконструкции или реставрации памятников истории, культуры и архитектуры З 3
Умеет выполнять коммуникативные функции между проектировщиком, заказчиком, органами охраны объектов культурного наследия, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами по демонстрации, разъяснению и продвижению проектных решений в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия У 3

готовность разрабатывать проекты реконструкции сложившейся городской застройки в соответствии с ее историко-культурной

 значимостью и согласно функциональным, пространственно-композиционным, объемно-планировочным, инженерно-технологическим, социально-экономическим и экологическим требованиям, охранным нормативам и законодательству на всех стадиях проектирования

 

ПК-5

Знает Нормативную правовую базу проектирования, строительства, реконструкции и реставрации объектов архитектурного наследия З4
Умеет Выполнять проекты по реконструкции и реставрации объектов культурного наследия с целью их сохранения и приспособления для современного использования с учетом требований законодательства Имеет навыки анализа и правовой оценки проектной документации по выполнению работ по реконструкции объектов сложившейся исторической застройки и реставрации объектов культурного наследия У 4     Н1

Практическое занятие 1

Задание 3.

Перечислите функции государства:

 

Внутренние функции Внешние функции
     
     
     
     
     
     
     

 

Укажите, какие функции государства, на ваш взгляд, наиболее актуальны в настоящее время: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Установите соответствие между понятиями из первого и второго столбика, проведите стрелки:

 

 

Парламент России
Высший орган исполнительной власти
Президент России
Издает законы Издает указы Выносит решения Правительство РФ Совет министров РФ Государственная Дума Совет Федерации    

 

 

 

 

 

 


Задание 5. Соотнесите стрелками понятия и определения:

 

Правоохранительные органы Система органов, осуществляющих надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и должностными лицами.
Полиция   Система органов, на которые возложено удостоверение сделок.
Прокуратура   Органы государства, задачами которых является охрана закона и правопорядка.
Нотариат   Добровольное объединение профессиональных юристов, защищающих интересы граждан.
Адвокатура Орган государства, обеспечивающий общественный порядок, права и интересы граждан.

 


Задание 6.

А) В государстве N. действует однопалатный парламент; главой государства является президент, избираемый парламентом; правительство возглавляется премьер-министром, который имеет право подписывать внешнеполитические соглашения.

Определите форму правления в данном государстве ______________________

Б) В государстве M. император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная – Kaбинета министров.

Определите форму правления в данном государстве ___________________________

В) Государством L. единолично правит султан. Будучи главой государства, он в то же время выполняет функции премьер-министра, министра иностранных дел, обороны, финансов, а также главнокомандующего вооруженными силами. Конституции в данной стране нет.

Определите форму правления данного государства _____________________________

Г) Десять независимых стран заключили договор об объединении в союз. В соответствии с этим договором создавался единый парламент, общий таможенный режим и единая валюта. Главы государств договорились встречаться не реже одного раза в месяц для решения важнейших вопросов.

Определите форму государственного устройства в данном случае ______________

Д) В стране W. действует принятая на референдуме Конституция. Функционирует двухпалатный парламент, который за последние два года трижды распускался. Главой государства является великий князь, подписывающий все законы, издаваемые парламентом. Жители страны W. согласно Конституции обладают более 30 различными правами и свободами, но далеко не все они реализуются.

Определите, какой политический режим установлен в стране W.? ___________________________________________________________________________

Для выполнения заданий Е), Ж), З) студенты делятся на малые группы (4-7 человек).

Е) Назовите признаки унитарного государства. Почему данная форма государственного устройства является наиболее распространенной? Возможна ли демократия в рамках унитарного государства?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж) Перечислите признаки федерации. В чём состоят преимущества федерации как формы государственного устройства?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

З) Чем конфедерация отличается от федерации? Почему конфедерацию лишь условно относят к форме государства? Какие признаки государства у нее отсутствуют?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7.

А) В одной ближневосточной стране с середины 1960-х годов ликвидирован институт правительства – вместо него создан военно-революционный комитет. Были упразднены посты президента и монарха – вместо этого существует вождь революции, замыкающий на себе все ключевые нити управления. В этой стране как таковые отсутствуют министерства, парламент, партийная система. Вместо официальной полиции действуют отряды самообороны из представителей населения. Законодательство вытеснено указами военно-революционного комитета и указаниями лидера революции.

Имеется ли в данной стране какой-либо механизм государства и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Организация «N» зарегистрирована в официальном порядке, имеет собственный счет, ее Уставом предусмотрено оказание населению бесплатных социальных услуг. Администрация организации издает акты, имеющие обязательную силу по отношению к сотрудникам. К какому виду государственных организаций ее можно отнести: предприятиям, учреждениям или органам?

__________________________________________________________________________

Далее студенты делятся на малые группы (3-5 человек). Приведите свои примеры (3-5 примеров на каждую категорию):

Государственные организации: _____________________________________________________________________________

Государственные учреждения: ____________________________________________________________________________

Государственные предприятия:

__________________________________________________________________________

 

Задание 8.

Определите, к какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: 1) Свердловская областная Дума, 2) Правительство Республики Саха, 3) Замоскворецкий межмуниципальный суд, 4) Министерство финансов РФ, 5) трибунал Забайкальского военного округа, 6) Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, 7) Федеральная служба судебных приставов.

Органы законодательной власти: ___________________________________

Органы исполнительной власти: ___________________________________

Органы судебной власти: _________________________________________

 

Далее студенты делятся на малые группы (3-5 человек). Приведите свои примеры (3-5 примеров на каждую категорию):

– органы законодательной власти

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– органы исполнительной власти

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

– органы судебной власти

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

Практическое занятие 2

Тема: О сновы права.

На данном практическом занятии формируется компетенция:

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-5;

 

Цели :

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- выявлять отраслевую принадлежность правоотношений;

- определять и распознавать основные элементы нормы права;

- различать виды юридических фактов;

- охарактеризовать пределы правоспособности;

- определить признаки правонарушения;

- анализировать виды юридической ответственности.

 

 

Ключевые слова: право, норма права, нормативно-првовой акт, гипотеза, диспозиция, санкция, правоотношение, закон, правоспособность, юридическая ответственность.

Форма работы: индивидуальная и в подгруппах.

Норма пра́ва это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Институт права – это сравнительно небольшая, объективно обособившаяся внутри отрасли, устойчивая группа взаимосвязанных правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной, относительно самостоятельной группы (вида) однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Подотрасль права – это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. Подотрасль права не является обязательным элементом всех отраслей права.

Отрасль пра́ва – элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Нормативно-правовой акт – официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Закон – принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Подзаконный акт – нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

 

Задание 1.

Расположите в правильном порядке элементы системы права, от простого к сложному: отрасль права, институт права, норма права, подотрасль права.

Задание 2.

А) Гипотеза – часть нормы права, в которой определяются фактические условия её ______________________________ .

Б) Диспозиция – часть нормы права, содержащая само правило ________________ .

В) Санкция – часть нормы права, указывающая на последствия за ______________ .

 

Задание 3.

 Укажите элементы структуры нормы права, подчеркнув их следующим образом:

Гипотеза  Диспозиция    Санкция

А) Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Б) Тайное похищение личного имущества граждан наказы­вается лишением свободы или исправительными работами.

В) Нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее катастрофу или другие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Г) Граждане и их объединения вправе иметь в частной соб­ственности землю (ст. 36 КРФ).

Д) Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступ­ления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.

Е) Уголовной ответственности подлежат лица, которым до
совершения преступления исполнилось 16 лет.

Ж)  Каждый из истцов или ответчиков по отношению к дру­гой стороне должен выступать в процессе самостоятельно.

 


Задание 4.

Установите соответствие между основными формами права и их характеристиками (покажите стрелками).

 

Правовой обычай                               сложившееся правило поведения

  

Юридический прецедент                  принятое правило поведения как общая норма

Нормативный акт                              единожды принятое правило поведения

 

Задание 5.

Установите соответствие между различными отраслями права и регулируемыми ими общественными отношениями (заполните левый столбец). Список отраслей права находится под таблицей.

 

Отрасль права Общественные отношения
  имущественные отношения, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей
  отношения, между лицом, совершившим преступление, и государством, направленные на реализацию взаимных прав и обязанностей этих субъектов в свя­зи с применением уголовного закона к конкретному факту совер­шения данного преступления
  отношения по поводу рационального использования и охраны земель, охраны прав землевладельцев и землепользователей
  отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений,
  отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы
  отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей
  отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований
  отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, согласно которым одна сторона (работник) обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию, подчиняясь установленным работодателем правилам внутреннего трудового распорядка, а другая сторона (работодатель) обязуется предоставить работнику предусмотренную трудовым договором работу, обеспечить надлежащие условия его труда, а также своевременно оплачивать труд работника.

 

Отрасли права: Конституционное право, Трудовое право, Гражданское право, Экологическое право, Административное право, Уголовное право, Земельное право, Градостроительное право.

              

   

Задание 6.

Какие юридические факты можно назвать действиями (Д), а ка­кие событиями (С):

а. Поджог дачи;

б. Рождение ребенка;  

в. Наводнение;       

г. Пожар;        

д. Убийство;        

е. Передача наследства;

ж. Смерть;       

з. Обмен жилья;      

и. Заключение контракта;

к. Землетрясение.

 

Задание 7. Пронумеруйте нормативно-правовые акты по степени значимости:

Законодательные акты:

o законы субъектов РФ;

o федеральные конституционные законы;

o Конституция РФ;

o федеративный договор (договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией;

o законы о поправках к Конституции РФ;

o федеральные законы.

 

Подзаконные акты:

o ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции;

o постановления Правительства РФ;

o акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах);

o указы Президента РФ;

o акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер;

o нормативные правовые акты субъектов РФ.

 

 

Задание 8.

Отметьте правильный ответ.

1. Поведение, нарушающее нормы права, определяется как: А) преступление; Б) правонарушение; В) противодействие; Г) проступок.

2. К проступкам не относятся правонарушения: А) административные; Б) дисциплинарные; В) гражданско-правовые; Г) уголовные.

3. Правонарушения, имеющие повышенную степень общественной опасности, называются:

А) преступлением; Б) проступком; В) деликтом; Г) противоправным действием.

Задание 9.

1. Что такое юридическая ответственность? Перечислите виды юридической ответственности. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Определите, в каких случаях должна наступить юридическая ответственность, а также её вид:

А) Симонов по подделанным им документам получил в банке кредит

 __________________________________________________________________________

Б) Васильев нагрубил своему дяде ___________________________________________

В) Артемов не выполнил в срок оговоренную в договоре работу _____________________

Г) Леонидов не пришел вовремя на встречу выпускников института __________________

Д) Павлов опоздал на работу на 40 минут _________________________________________

 

3. Отметьте в приведенном ниже списке меры юридической ответственности:

А) чувство стыда; Б) административный арест; В) лишение специального права; Г) общественное порицание; Д) ограничение свободы; Е) объявление бойкота; Ж) замечание.

4. Далее студенты делятся на малые группы (3-5 человек). Приведите свои примеры юридической ответственности (3-5 примеров на каждый вид):

Дисциплинарная:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гражданско-правовая:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Административная:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уголовная: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материальная: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания);

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили);

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития).

Практическое занятие 3

Тема: Основы конституционного права.

 

На данном практическом занятии формируются компетенции:

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-5;

- умение использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности ОК-9.

Цели :

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- составить представление о конституционных правоотношениях;

- проанализировать конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- раскрыть содержание конституционных принципов государственного устройства;

 

Ключевые слова: Конституция, конституционный строй, Государственная Дума, Правительство.

Форма работы: индивидуальная и в подгруппах.

Задание 1.

Между Россией и Республикой Крым был заключен договор, согласно которому Республика Крым принималась в Российскую Федерацию. Возникают ли в данном случае конституционно-правовые отношения? Ответ аргументируйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Используя правовые базы, заполните таблицу. Проанализируйте виды прав, свобод и обязанностей.

 

Виды прав Наименование

Личные права

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политические права

 
 
 
 
 

Экономические, социальные и культурные права

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обязанности

           

 

Выделите маркером, какие права являются одновременно обязанностью человека и гражданина.

Задание 3. В последние годы все чаще говорят о необходимости принятия новой Конституции РФ. Предложите свой вариант проекта конституции нашей страны. При подготовке ответа необходимо осветить следующее: 

1) объем конституционного текста, наличие в нем декларативных положений, соотношение действительного и желаемого;

2) структура новой Конституции России (количество разделов (глав), их последовательность, необходимость включения в текст Основного закона каких-либо деклараций, иных структурных единиц);

3) содержание конституционного текста (какие нормы следует сохранить, а какие необходимо дополнить в новой Конституции России);

4) кто должен принимать новую конституцию?

В каком порядке следует вносить в нее изменения и дополнения?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Что выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор РФ? Ответ аргументируйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

1) К какому типу республиканской формы правления относится Россия?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Президент – Правительство – Парламент: проблемы дисбаланса во властном треугольнике.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Нуждается ли отечественная модель формы правления в коррективах?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания 6-14 выполняются в малых группах (3-5 человек). Ответ аргументируйте.

Задание 6.

В известном стихотворении В. В. Маяковского «Кем быть» есть такие слова: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» А где учат на депутата?

_____________________________________________________________________________

Задание 7. Решите задачи.

А) Студенты строительного университета Петров и Сидоров не могут прийти к единому мнению относительно содержания принципа разделения властей. Петров считает, что этот принцип означает, что в РФ существуют три самостоятельные власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых не имеет права вмешиваться в деятельность другой. Сидоров утверждает, что в РФ существует единая государственная власть, разделенная в зависимости от функций на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), каждая из которых самостоятельна в осуществлении своих полномочий. Оба студента ссылаются на ст. 10 Конституции РФ. Разрешите спор. Существуют ли какие-либо еще ветви власти, помимо названных? 

Ответ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Власов высказал мнение, что принцип политического многообразия был отражен еще в Конституции СССР 1977 г., где в ст. 6 говорилось: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС. КПСС существует для народа и служит народу. … Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР». Оцените данную точку зрения. Каким образом современная Конституция формулирует этот принцип?  

Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Согласно ст. 62 Конституции гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство); наличие гражданства иностранного государства не умаляет прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Есть ли исключения из общего правила? Если да, приведите примеры соответствующих правовых норм.

Ответ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) В ст. 21 Конституции Республики Татарстан закреплено: «Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином РФ». Дайте оценку указанным положениям с позиции науки конституционного права и действующего законодательства.

Ответ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Нужны ли выборы Российскому государству? 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.

Необходимо ли введение квоты на представительство лиц женского пола в законодательных (представительных) органах власти различных уровней?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Необходимо ли введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Необходимо ли в современных условиях введение имущественного ценза и требования «добропорядочности в уплате установленных законодательством налогов и сборов» для кандидатов, претендующих на занятие выборных должностей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12.

Каким должен быть, на ваш взгляд, «заградительный» барьер для прохождения политических партий в Государственную думу РФ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13.

Онлайн-голосование или голосование на избирательном участке: чему отдать предпочтение?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14.

После отклонения Государственной думой кандидатуры председателя Правительства, представленной Президентом РФ, возник вопрос: вправе ли Президент предложить Думе повторно кандидатуру того же лица для рассмотрения? Дайте толкование соответствующих положений Конституции РФ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

Практическое занятие 4

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

 

Практическое занятие 5

Задание 7. Заполните таблицу по срокам исковой давности. (Время выполнения -10 минут)

Понятие срока исковой давности Срок ….  
Начало течение периода День, когда…  
Виды 1. 2.
Последствия истечения

Задание 8. Решите тематическую задачу.

19 июля 2005 г. компания «Строитель» обратилась в арбитражный суд с иском к фирме «Пионер» с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной в 1997 году. Возражая против иска, ответчик утверждал, что по спорной сделке истек срок исковой давности. Требования истца были основаны на прежней редакции ст.181 ГК РФ, которая устанавливала исковую давность по искам о применении последствий недействительности ничтожной сделки в 10 лет со дня, когда началось ее исполнение. Согласно п.2. ст.2. ФЗ от 21 июля 2005 г. № 109-ФЗ «О внесении изменений в статью 181 части первой ГК РФ» на момент рассмотрения спора по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки действует трехлетний срок исковой давности, который применяется также к ранее возникшим требованиям, срок предъявления которых не истек до дня вступления в силу указанного Закона о внесении изменений в ГК РФ.

Какое решение должен принять арбитражный суд?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

Практическое занятие 6

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

 

Практическое занятие 7

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

 

Практическое занятие 8

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания);

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили);

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития).

 

Практическое занятие 9

Задание 1.

Кем и в каком порядке формируются следующие организации:

1) администрация района; 2) правительство области; 3) государственная жилищная инспекция; 4) Министерство транспорта РФ; 5) автономное учреждение; 6) областная Дума; 7) районный суд?

Ответ:  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение результатов.

 

Задание 2.

 Определите, какой из перечисленных органов является: федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, иным органом:

 

1) Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации ____________________________________________________________________________

2) Министерство общего и профессионального образования Свердловской области _____________________________________________________________________________

3) Управление Роскомнадзора по Свердловской области ____________________________

4) Региональная энергетическая комиссия Свердловской области ____________________

5) Министерство регионального развития Российской Федерации ____________________

 

Укажите, какие из вышеперечисленных органов осуществляют функции:

● принятия нормативных правовых актов;

● контроля и надзора;

● управления государственным имуществом;

● оказания государственных услуг.

Ответы на оба вопроса подкрепите ссылками на соответствующие положения нормативных правовых актов.

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение результатов.

Задания 3-6 предназначены для работы в малых группах (3-5 человек).

Задание 3. Инспектор Государственного пожарного надзора дал предписание директору предприятия о необходимости в течение двух недель устранить выявленные на предприятии нарушения правил пожарной безопасности. Является ли данная мера мерой административного принуждения? Если является, то ее следует отнести к мерам административного предупреждения или к мерам административного пресечения?

Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение.

Задание 4.

После официального предупреждения застройщиков по распоряжению главы администрации города, уполномоченные на то хозяйственные организации ликвидировали самовольно построенные гаражи. Кроме того, глава администрации предъявил требование к застройщикам об оплате выполненной работы. Законно ли распоряжение главы администрации города?

Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение.

Задание 5.

 Гражданин Алексеев обратился в территориальный орган федерального органа исполнительной власти с запросом о предоставлении общедоступной информации о деятельности данного территориального органа. В ответ гражданину было направлено уведомление об отсрочке ответа на запрос, в котором был указан только срок предоставления запрашиваемой информации. Данный срок был определен органом в 25 дней сверх установленного законом срока ответа на запрос. По истечении указанного срока гражданину пришел ответ на запрос, в котором содержался отказ в предоставлении информации на том основании, что в запросе не была обоснована необходимость получения запрашиваемой информации.

Какие нарушения были допущены территориальным органом?

Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение.

Задание 6.  

Мудрецов обратился в прокуратуру с письменным заявлением. В верхней части листа для солидности он воспроизвел Государственный герб РФ в одноцветном варианте. Полагая, что он как гражданин в силу Конституции РФ наделен наивысшими государственно-властными полномочиями и участвует в управлении государством не-посредственно, рядом со своей подписью в нижней части листа Мудрецов поставил печать, содержащую изображение, идентичное изображению Государственного герба РФ.

Правомерны ли действия Мудрецова?

Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение.

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

 

Практическое занятие 10

Задание 4.

1. Участок Боброва Виталия Андреевича обременен публичным сервитутом, используемым в качестве прохода (проезда) к пункту медицинского обслуживания в поселке Верхние Бобры. В виду отсутствия финансирования медпункт закрыли. Мотивируя тем, что надобность в проходе и проезде отпала, Бобров закрыл дорогу, огородив свой участок забором. В связи с тем, что, по мнению местной администрации, своими действиями Бобров ограничил право населения по использованию транспортной коммуникации, администрация подала на Боброва иск в суд.

Оцените правомерность поведения Боброва. Поясните порядок снятия публичного сервитута  применительно к данному случаю.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. На основе действующего законодательства, в городе Пушкине был проведен аукцион по продаже земельного участка находящегося в государственной собственности из состава земель сельскохозяйственного использования. Заявку на участие в аукционе подали гражданин Павлов В.В. и ООО «Металлоконструкции». Победителем аукциона было признано ООО «Металлоконструкции». Гражданин Павлов В.В. обратился в суд с ходатайством об аннулировании результатов аукциона, так как он являлся арендатором данного земельного участка, а значит, имеет преимущественное право его выкупа в собственность.

Возможно ли в данной ситуации оспорить факт сделки в судебном порядке?

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5.

1. Используя учебно-методическую литературу и «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 (ЗК РФ), заполните таблицу (Таблица 1):

Таблица 1.

Категория земель понятие состав Особенности использования Форма собственности на земельные участки в составе отдельных категорий земель
Земли сельскохозяйственного назначения
Земли специального назначения
Земли населённых пунктов
Земли лесного фонда
Земли водного фонда
Земли особо охраняемых природных территорий
Земли запаса

 

2.  Опираясь на положения ЗК РФ, разграничьте полномочия органов управления земельным фондом, результат зафиксируйте в таблице (Таблица 2):

Таблица 2.

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
       

 

Далее – работа в малых группах (3-5 человек).

Ответьте на следующие вопросы:

1. Понятие ответственности за земельные правонарушения.

2.Виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.

3. Применение юридической ответственности и профилактика земельных правонарушений.

 Обсуждение ответов в малых группах.

 

Задание 6.  Какие водные объекты могут находиться в частной собственности?

1) Озеро; 2) Родник; 3) Болото; 4) Пруд; 5) Река; 6) Море; 7) Обводненный карьер.

_____________________________________________________________________

 

Задание 7.  Правовая регламентация отношений собственности (деловая игра).

Фабула дела.

Супруги Васильевы имели дом на праве частной собственности. После развода за каждым из них была закреплена половина дома. Гражданин Васильев продал свою половину дома гражданину Зимину. Узнав о продаже половины дома, гражданка Васильева обратилась с иском в суд, в котором просила признать договор купли-продажи дома недействительным, ссылаясь при этом на принадлежащее ей право преимущественной покупки дома.

Какое решение должен вынести суд?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Порядок проведения деловой игры

Учебная группа делится на: 1) представителей истца; 2) представителей ответчика; 3) представителей арбитражного суда.

Представители истца излагают свои исковые требования, обосновывая их ссылками на действующее законодательство.

Представители ответчика представляют мотивированные возражения против требований истца.

Представители суда, заслушав доводы сторон, выносят решения по делу, ссылаясь на соответствующие нормы права.

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

Практическое занятие 11

Задание 4.

Садоводческое товарищество огородило протекавший из леса ручей, превратив его в небольшой водоем, и объявило его своей собственностью.

Соответствуют ли закону действия садоводческого товарищества. Аргументируйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5.  Изучите ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 14.03.1995г. и выполните следующие задания:

1. Укажите, какие факторы учитываются при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите значение (федеральное, региональное и местное) для каждого вида ООПТ:

Категория ООПТ значение
Государственный природный заповедник  
Национальный парк  
Природный парк  
Государственный природный заказник  
Памятник природы  
Дендрологические парк и ботанический сад  

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

Практическое занятие 12

Задание 3.

Работник международной организации, осуществляющий свою деятельность на территории Российской Федерации, обратился к ее руководителю с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Руководитель организации в предоставлении отпуска отказал, посчитав, что на работников международной организации трудовое законодательство РФ не распространяется.

Правомерен ли отказ? Аргументируйте свой ответ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следует ли применять нормы трудового права РФ в международных организациях, действующих на территории Российской Федерации? _____________________________________________________________________________

Задание 4.

Электрик Симаков 7 марта явился на работу в нетрезвом состоянии. На предложение администрации оставить рабочее место ответил оскорблениями и учинил драку, в связи с чем был подвергнут административному аресту за мелкое хули­ганство на 10 суток.

После отбытия наказания к работе электрика его не допу­стили, так как приказом директора он был переведен (без указания срока) подсобным рабочим в хозяйственную часть. Приступить к данной работе Симаков отказался и 13 апреля был уволен за систематическое неисполнение без уважитель­ных причин возложенных на него трудовых обязанностей.

Считая увольнение неправильным, Симаков обратился в народный суд с заявлением о восстановлении его на работе и о взыскании с предприятия заработной платы за дни вынужденного прогула. В заявлении он указал, что за время работы ни разу не нарушал трудовой дисциплины.

Решите дело. Аргументируйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

При заключении трудового договора с Ильющенко о работе в должности менеджера, директор предложил включить в трудовой договор следующие условия: об установлении испытательного срока; о размере заработной платы; об обязательных отчислениях из заработной платы в фонд поддержки предпринимательства; о прекращении трудового договора в случае, если Ильющенко откажется выехать в командировку; об обязательстве Ильющенко использовать ежегодный отпуск только в зимнее время, выполнять обязанности заведующего отделом в период отсутствия последнего, не работать по совместительству у другого работодателя. По согласованию с Ильющенко трудовой договор был заключен.

Все ли условия трудового договора правомерны? Аргументируйте свой ответ.

Ответ: ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

Практическое занятие 13

Задание 1.

Изучить положения Главы 7 Градостроительного кодекса РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности» и дать аннотацию.

Аннотация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2 . Источники информационного права.

Перечислите источники информационного права, указав не менее 4 источников каждого уровня правового регулирования. _____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3 . (выполняется в малых группах по 3-5 чел.).

Приведите примеры информационно-правовых отношений (не менее 5 примеров)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 . Информация ограниченного доступа.

Перечислите виды информации ограниченного доступа. _____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите нормативные акты, которые устанавливают ограничения на доступ к информации, разных уровней правового регулирования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Тематические задачи.

А) Прокуратура РФ вынесла предписание к Издательскому дому «Журнал «Купец», в котором указывала на недопустимость выпуска в свет очередного номера журнала (за ноябрь текущего года), в котором была опубликована статья, нарушающая авторское право Ивановского А.Л., направившего в прокуратуру соответствующее заявление. Издательский Дом «Журнал «Купец», оспорил данное предписание в суд, мотивировав незаконность постановления тем, что оно нарушает требования статьи 3 Закона РФ «О средствах массовой информации», в соответствии с которой цензура в форме наложения запрета на распространение сообщений и материалов, а также их отдельных частей не допускается. По мнению Издательского дома «Журнал «Купец», поскольку указанная статья закона не содержит указание на то, что в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, такой запрет может быть наложен, и, кроме того, повторяет норму Конституции РФ о недопустимости цензуры, то такая статья как более специальная норма (по сравнению с нормами законодательства о прокуратуре) и должна применяться в данном деле. 

Вопрос:

Какое решение должен вынести суд по заявлению Издательского дома «Журнал «Купец»?

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б) ФАС РФ вынесла постановление о привлечении ООО «Невское утро» к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, выразившееся в том, что ООО «Невское утро» распространяло по почте рекламные материалы, содержащие фразу следующего содержания: «Наши товары всегда лучше, чем у любых конкурентов». ООО «Невское утро» обратилось в суд с требованием об оспаривании вынесенного постановления ФАС, указав на то, что рекламные материалы, рассылаемые по почте, были адресованы конкретным лицам: на каждом почтовом конверте и на каждом рекламном материале от руки были написаны фамилия, имя, отчество их получателей. Следовательно, по мнению ООО «Невское утро» такое информационное сообщение не могло признаваться рекламой, поскольку реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц, а в данном случае круг лиц был определен списком рассылки писем.

Вопросы:

1. На каких нормах законодательства о рекламе ФАС РФ может обосновать свои требования?

2. Какое решение должен вынести суд?

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

Практическое занятие 14

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

 

ПРАВО

 

 

Рабочая тетрадь к выполнению практических работ
по дисциплине «Право»,  

для студентов бакалавриата

по направлению 07.03.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

(Академический бакалавриат)

Составители: М.Г. Леонтьев, С.А. Айвазян, Д.Б. Белинская,           С.В. Колобова, И.М. Лебедев

 

 

Выполнил:

Ф.И.О. ________________________________________________

 

Институт ______________________________________________

 

Курс, группа ___________________________________________

 

Преподаватель __________________________

 

Москва, 2019 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Практическое занятие 1 Тема: Основы  теории государства.                  Задания 1–8   3   5
Практическое занятие 2 Тема: Основы права.                                                Задания 1–9   10
Практическое занятие 3 Тема: Основы конституционного права.          Задания 1–14 15
Практическое занятие 4 Тема: Основы гражданского права.                  Задания 1–11 20
Практическое занятие 5 Тема:   Гражданские права и обязанности, их защита.                                                                         Сделки, представительство, сроки, исковая давность. Задания 1–8 23
Практическое занятие 6 Тема: Институты гражданского права.                 Задания 1–5   27
Практическое занятие 7 Тема: Основы правового регулирования градостроительной деятельности.                                                       Задания 1–6                                                               32
Практическое занятие 8 Правовое регулирование архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.                                                         Задания 1–3   Практическое занятие 9                                                                                                                    Тема:  Основы административного права в строительстве.                                                                                 Задания 1–6       Практическое занятие 10                                                                                                                    Тема:  Основы земельного и водного права в строительстве.                                                                                                        Задания 1–7 Практическое занятие 11 Тема: Основы экологического права в строительстве.                                                                                 Задания 1–5 Практическое занятие 12 Тема: Основы трудового права.                              Задания 1–5                                                                                                                                                                 Практическое занятие 13 Тема: Основы информационного права.               Задания 1–5                                                                                       Практическое занятие 14 Тема: Основы уголовного права.                            Задания 1–5   35   38     41   45   48     54     57

 

 

Введение

Целью освоения дисциплины «Право» является формирование у студентов правовых компетенций, позволяющих свободно ориентироваться в правовой системе России на основе: изучения конституционных положений, содержания базовых отраслей права, знания норм регламентирующих профессиональную сферу, выработки умений поиска профессионально-значимых нормативных актов с использованием электронного ресурса справочно-правовых систем: «Консультант Плюс» (http://www.сonsultant.ru), «Гарант» (http://www.garant.ru/), приобретения навыков регуляции деятельности в соответствии с правовыми ориентирами в современном информационном пространстве, достижения качественно нового уровня правосознания и правовой культуры бакалавров строительной отрасли.

Предлагаемая Рабочая тетрадь по дисциплине «Право» предназначена для студентов бакалавриата всех направлений подготовки. В нее включены разнообразные задания, тесты для проверки знаний. Материал в тетради расположен в той же последовательности, что и лекции. После каждого занятия учащиеся подводят итоги, заполняя рефлексивный отчет. Работа с тетрадью поможет учащимся отработать умения и навыки из Рабочей программы по дисциплине «Правоведение», лучше освоить содержание дисциплины.

Компетенции из Рабочей программы дисциплины «Право».

 

Компетенция по ФГОС Код компетенции по ФГОС Основные показатели освоения (показатели достижения результата) Код показателя освоения

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

 

ОК-5

 

Знает  правовые категории, терминологии и состав нормативных правовых актов о области реконструкции и реставрации архитектурного наследия З 1
Умеет обосновывать управленческие и организационные решения на основании законодательства У 1

готовность использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук, при решении профессиональных задач

ОК-9

Знает: Правовую значимость строительных объектов в историко-культурном наследии общества З 2
Умеет Применять методы и приемы их охраны и сохранения У 2

готовность к социальному взаимодействию на основе, принятых в обществе нравственных и правовых норм, проявление

уважения к людям, терпимости к другим социальным и культурным традициям, точкам зрения

 

 

ОК-16

Знает потребность в работах по реконструкции или реставрации памятников истории, культуры и архитектуры З 3
Умеет выполнять коммуникативные функции между проектировщиком, заказчиком, органами охраны объектов культурного наследия, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами по демонстрации, разъяснению и продвижению проектных решений в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия У 3

готовность разрабатывать проекты реконструкции сложившейся городской застройки в соответствии с ее историко-культурной

 значимостью и согласно функциональным, пространственно-композиционным, объемно-планировочным, инженерно-технологическим, социально-экономическим и экологическим требованиям, охранным нормативам и законодательству на всех стадиях проектирования

 

ПК-5

Знает Нормативную правовую базу проектирования, строительства, реконструкции и реставрации объектов архитектурного наследия З4
Умеет Выполнять проекты по реконструкции и реставрации объектов культурного наследия с целью их сохранения и приспособления для современного использования с учетом требований законодательства Имеет навыки анализа и правовой оценки проектной документации по выполнению работ по реконструкции объектов сложившейся исторической застройки и реставрации объектов культурного наследия У 4     Н1

Практическое занятие 1

Тема: Основы теории государства.

На данном практическом занятии формируется компетенция:

-умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности- ОК-5;

- готовность использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук, при решении профессиональных задач   -ОК-9

       Цели :

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- определять признаки государства;

- выявлять существенные признаки теорий происхождения государства;

- сопоставлять функции государства;

- составить представление о механизме государства;

- анализировать существенные признаки трех ветвей власти.

Ключевые слова: государство; признаки и функции государства; формы правления; формы государственного устройства; орган государства, механизм государства.

Форма работы: индивидуальная и в подгруппах.

Задание 1. Определите, к какому виду признаков государства относятся перечисленные в таблице признаки.

 

Признак Основной/дополнительный
территория  
единая энергетическая система  
налоги и сборы  
система права  
единое экономическое пространство  
гимн  
население  
герб  
публичная власть  
единый государственный язык  
единая денежная единица  
государственный суверенитет  
армия  
единая дорожно-транспортная система  

 

Задание 2.    По приведенным ниже характеристикам определите, о какой из теорий происхождения государства и права идет речь. Запишите правильный ответ в таблицу.

 

Характеристика Теория
1. Государство является результатом божественного сотворения мира.  
2. Государство происходит из семьи, это результат разрастания семьи. Государственная власть есть продолжение отцовской власти.  
3. У одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. У людей развито чувство послушания, повиновения.  
4. Государство есть машина для подавления одного класса другим.  
5. Государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.  
6. Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы  
7. Государство возникает как результат завоевания сильным племенем более слабого. Принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, позже преобразуется в государство.  

После заполнения таблицы студенты делятся на малые группы (3-5 человек). Каждая малая группа после обсуждения перечисляет сильные и слабые стороны одной из теорий.

Сильные стороны __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Перечислите функции государства:

 

Внутренние функции Внешние функции
     
     
     
     
     
     
     

 

Укажите, какие функции государства, на ваш взгляд, наиболее актуальны в настоящее время: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Установите соответствие между понятиями из первого и второго столбика, проведите стрелки:

 

 

Парламент России
Высший орган исполнительной власти
Президент России
Издает законы Издает указы Выносит решения Правительство РФ Совет министров РФ Государственная Дума Совет Федерации    

 

 

 

 

 

 


Задание 5. Соотнесите стрелками понятия и определения:

 

Правоохранительные органы Система органов, осуществляющих надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и должностными лицами.
Полиция   Система органов, на которые возложено удостоверение сделок.
Прокуратура   Органы государства, задачами которых является охрана закона и правопорядка.
Нотариат   Добровольное объединение профессиональных юристов, защищающих интересы граждан.
Адвокатура Орган государства, обеспечивающий общественный порядок, права и интересы граждан.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 785.