ФОРМА И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Форма государства – это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства.

Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Задание 6.

А) В государстве N. действует однопалатный парламент; главой государства является президент, избираемый парламентом; правительство возглавляется премьер-министром, который имеет право подписывать внешнеполитические соглашения.

Определите форму правления в данном государстве ______________________

Б) В государстве M. император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная – Kaбинета министров.

Определите форму правления в данном государстве ___________________________

В) Государством L. единолично правит султан. Будучи главой государства, он в то же время выполняет функции премьер-министра, министра иностранных дел, обороны, финансов, а также главнокомандующего вооруженными силами. Конституции в данной стране нет.

Определите форму правления данного государства _____________________________

Г) Десять независимых стран заключили договор об объединении в союз. В соответствии с этим договором создавался единый парламент, общий таможенный режим и единая валюта. Главы государств договорились встречаться не реже одного раза в месяц для решения важнейших вопросов.

Определите форму государственного устройства в данном случае ______________

Д) В стране W. действует принятая на референдуме Конституция. Функционирует двухпалатный парламент, который за последние два года трижды распускался. Главой государства является великий князь, подписывающий все законы, издаваемые парламентом. Жители страны W. согласно Конституции обладают более 30 различными правами и свободами, но далеко не все они реализуются.

Определите, какой политический режим установлен в стране W.? ___________________________________________________________________________

Для выполнения заданий Е), Ж), З) студенты делятся на малые группы (4-7 человек).

Е) Назовите признаки унитарного государства. Почему данная форма государственного устройства является наиболее распространенной? Возможна ли демократия в рамках унитарного государства?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж) Перечислите признаки федерации. В чём состоят преимущества федерации как формы государственного устройства?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

З) Чем конфедерация отличается от федерации? Почему конфедерацию лишь условно относят к форме государства? Какие признаки государства у нее отсутствуют?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7.

А) В одной ближневосточной стране с середины 1960-х годов ликвидирован институт правительства – вместо него создан военно-революционный комитет. Были упразднены посты президента и монарха – вместо этого существует вождь революции, замыкающий на себе все ключевые нити управления. В этой стране как таковые отсутствуют министерства, парламент, партийная система. Вместо официальной полиции действуют отряды самообороны из представителей населения. Законодательство вытеснено указами военно-революционного комитета и указаниями лидера революции.

Имеется ли в данной стране какой-либо механизм государства и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Организация «N» зарегистрирована в официальном порядке, имеет собственный счет, ее Уставом предусмотрено оказание населению бесплатных социальных услуг. Администрация организации издает акты, имеющие обязательную силу по отношению к сотрудникам. К какому виду государственных организаций ее можно отнести: предприятиям, учреждениям или органам?

__________________________________________________________________________

Далее студенты делятся на малые группы (3-5 человек). Приведите свои примеры (3-5 примеров на каждую категорию):

Государственные организации: _____________________________________________________________________________

Государственные учреждения: ____________________________________________________________________________

Государственные предприятия:

__________________________________________________________________________

 

Задание 8.

Определите, к какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: 1) Свердловская областная Дума, 2) Правительство Республики Саха, 3) Замоскворецкий межмуниципальный суд, 4) Министерство финансов РФ, 5) трибунал Забайкальского военного округа, 6) Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, 7) Федеральная служба судебных приставов.

Органы законодательной власти: ___________________________________

Органы исполнительной власти: ___________________________________

Органы судебной власти: _________________________________________

 

Далее студенты делятся на малые группы (3-5 человек). Приведите свои примеры (3-5 примеров на каждую категорию):

– органы законодательной власти

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– органы исполнительной власти

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

– органы судебной власти

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ данного практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания):

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили):

 

 

рефлексия личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития):

 

Практическое занятие 2

Тема: О сновы права.

На данном практическом занятии формируется компетенция:

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-5;

 

Цели :

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

- выявлять отраслевую принадлежность правоотношений;

- определять и распознавать основные элементы нормы права;

- различать виды юридических фактов;

- охарактеризовать пределы правоспособности;

- определить признаки правонарушения;

- анализировать виды юридической ответственности.

 

 

Ключевые слова: право, норма права, нормативно-првовой акт, гипотеза, диспозиция, санкция, правоотношение, закон, правоспособность, юридическая ответственность.

Форма работы: индивидуальная и в подгруппах.

Норма пра́ва это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Институт права – это сравнительно небольшая, объективно обособившаяся внутри отрасли, устойчивая группа взаимосвязанных правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной, относительно самостоятельной группы (вида) однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Подотрасль права – это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. Подотрасль права не является обязательным элементом всех отраслей права.

Отрасль пра́ва – элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Нормативно-правовой акт – официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Закон – принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Подзаконный акт – нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

 

Задание 1.

Расположите в правильном порядке элементы системы права, от простого к сложному: отрасль права, институт права, норма права, подотрасль права.

Задание 2.

А) Гипотеза – часть нормы права, в которой определяются фактические условия её ______________________________ .

Б) Диспозиция – часть нормы права, содержащая само правило ________________ .

В) Санкция – часть нормы права, указывающая на последствия за ______________ .

 

Задание 3.

 Укажите элементы структуры нормы права, подчеркнув их следующим образом:

Гипотеза  Диспозиция    Санкция

А) Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Б) Тайное похищение личного имущества граждан наказы­вается лишением свободы или исправительными работами.

В) Нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее катастрофу или другие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Г) Граждане и их объединения вправе иметь в частной соб­ственности землю (ст. 36 КРФ).

Д) Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступ­ления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.

Е) Уголовной ответственности подлежат лица, которым до
совершения преступления исполнилось 16 лет.

Ж)  Каждый из истцов или ответчиков по отношению к дру­гой стороне должен выступать в процессе самостоятельно.

 


Задание 4.

Установите соответствие между основными формами права и их характеристиками (покажите стрелками).

 

Правовой обычай                               сложившееся правило поведения

  

Юридический прецедент                  принятое правило поведения как общая норма

Нормативный акт                              единожды принятое правило поведения

 

Задание 5.

Установите соответствие между различными отраслями права и регулируемыми ими общественными отношениями (заполните левый столбец). Список отраслей права находится под таблицей.

 

Отрасль права Общественные отношения
  имущественные отношения, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей
  отношения, между лицом, совершившим преступление, и государством, направленные на реализацию взаимных прав и обязанностей этих субъектов в свя­зи с применением уголовного закона к конкретному факту совер­шения данного преступления
  отношения по поводу рационального использования и охраны земель, охраны прав землевладельцев и землепользователей
  отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений,
  отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы
  отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей
  отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований
  отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, согласно которым одна сторона (работник) обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию, подчиняясь установленным работодателем правилам внутреннего трудового распорядка, а другая сторона (работодатель) обязуется предоставить работнику предусмотренную трудовым договором работу, обеспечить надлежащие условия его труда, а также своевременно оплачивать труд работника.

 

Отрасли права: Конституционное право, Трудовое право, Гражданское право, Экологическое право, Административное право, Уголовное право, Земельное право, Градостроительное право.

              

   

Задание 6.

Какие юридические факты можно назвать действиями (Д), а ка­кие событиями (С):

а. Поджог дачи;

б. Рождение ребенка;  

в. Наводнение;       

г. Пожар;        

д. Убийство;        

е. Передача наследства;

ж. Смерть;       

з. Обмен жилья;      

и. Заключение контракта;

к. Землетрясение.

 

Задание 7. Пронумеруйте нормативно-правовые акты по степени значимости:

Законодательные акты:

o законы субъектов РФ;

o федеральные конституционные законы;

o Конституция РФ;

o федеративный договор (договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией;

o законы о поправках к Конституции РФ;

o федеральные законы.

 

Подзаконные акты:

o ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции;

o постановления Правительства РФ;

o акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах);

o указы Президента РФ;

o акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер;

o нормативные правовые акты субъектов РФ.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1472.