Оценочные средства текущего контроля успеваемости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к семинарским занятиям

 

Семинар 1. Философия, ее предмет и место в культуре.

1. Понятие и предмет философии; смысл и значение философии для культуры, человека и общества.

2. Философия как «любовь к мудрости». Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и миф.

3. Философия как особая форма познавательной деятельности, духовной и культурной жизни человека.

4. Философия как основа мировоззрения.

 

Семинары 2–8. История философии.

1. Основные идеи, проблемы и понятия ранней греческой философии, её школы и представители.

2. Важнейшие направления философии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.

3. Зарождение древнеиндийской философии. Философские идеи вед и упанишад.

4. Этический рационализм Сократа и его философский метод.

5. Онтология и гносеология Платона; учение об идеях и его роль в мировой философии.

6.  «Метафизика» Аристотеля и особенности его учения о бытии.

7. Идеи и концепции философии эпохи эллинизма, её основные школы и представители.

8. Философская система Плотина и её значение для европейской философии и культуры.

9. Ранняя христианская философия: апологетика, восточная и западная патристика.

10. Понятие схоластики. Спор средневековых философов об универсалиях.

11. Проблема доказательства бытия Божьего в схоластической философии.

12. Философско-теологическая система Фомы Аквинского. Вопрос о сущности и существования.

13. Культурно-исторический контекст эпохи Возрождения и зарождение ренессансного гуманизма.

14. Понятие бесконечности в философии Николая Кузанского.

15. Пантеизм и философский оптимизм Джордано Бруно.

16. Философия Нового времени (классический эмпиризм, классический рационализм, иррационализм) основные представители.

17. «Методическое сомнение» Р. Декарта и его значение для европейской философии.

18. Проблема субстанции в философии Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.

19. Понятие разума в философии французского Просвещения.

20. Основные понятия теории познания И. Канта.

21. Учение И. Канта об автономии морали. Понятие категорического императива.

22. Философская система и диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля.

23. Ф Ницше: происхождение искусства, критика морали и учение о «сверхчеловеке».

24. Основные направления философской мысли современности и «пост-современности».

25. Экзистенциализм в философских и художественных произведениях Ж.-П. Сартра и А. Камю.

26. Философия структурализма и постмодернизма: основные понятия, идеи и представители.

27. Идеи Софии, богочеловечества и соборности в философии Вл. Соловьёва.

28. Русская религиозная философия «Серебряного века» основные идеи, понятия, представители.

 

Семинары 9 – 10. Философское учение о бытии.

1. Бытие как предельная абстракция и как основной предмет философского познания.

2. «Онтологическое» и «онтическое» Проблема «забвения бытия». 

3. Проблема бытия как «первоначала» в ранней греческой философии.

4. Онтологический монизм, дуализм и плюрализм в истории мировой философии.

5. Философская проблема истины. Субъективизм и объективизм.

6. Проблема бытия в классической и неклассической философии.

7. Бытие человека как философская проблема.

8. Проблема «правды-истины» и «правды-справедливости» в русской философии.

 

Семинары 11–12. Философская теория познания.

1. Разнообразие форм мышления: мышление понятийное и образное, логика и интуиция.

2. Мышление и чувственное восприятие. «Психофизическая проблема».

3. Проблема истины в философии. Основные формы и методы познания.

4. Формальная логика, её значение для познания реальности и её ограниченность.

5. Диалектика и её роль в познании сложного, противоречивого, изменчивого.

6. Роль интуиции в познании многообразие её форм.

7. Понятие опыта. Роль опыта в познании исторической, культурной и художественной реальности.

8. Мышление и язык. Проблема языка в современной европейской философии.

 

Семинар 13. Философия и методология науки.

1. Разнообразие форм знания и отличительные особенности науки. Наука и не-наука.

2. Проблема научной истины, научного доказательства и научного метода.

3. Важнейшие отличительные особенности и социально-гуманитарных наук.

4. Процесс развития научного знания. Научные революции и смена научных парадигм.

 

Семинар 14. Социальная философия и философия истории.

1. Предмет социальной философии. Социальная реальность и социальное бытие человека.

2. Ценностные измерения социальной реальности. Понятие идеологии.

3. Необходимость и осознанная деятельность людей в историческом процессе. Роль личности в истории.

4. Разнообразие типов и вариантов исторического развития человечества.

 

Семинар 15–16. Философская антропология.

1. Вопрос о сущности человека и варианты ответа на него в истории философии. Фи

2. Основная проблематика человеческого бытия. Философские «модели» человека.

3. Дуализм «духа» и «тела» и попытки его разрешения в различные философские эпохи.  

4. Понятие человеческой свободы. Проблема свободы и предопределённости в истории философии.

5. Соотношение природного и культурного, социального и индивидуального в человеке. Проблема антропогенеза.

6. Духовная жизнь и нравственное совершенствование человека.

7. Роль труда, творчества и познания в человеческом самоосуществлении.

8. Идея всестороннего развития человеческой личности.

 

Семинары 17–18. Философия культуры и искусства.

1. Природное и культурное. Концепции происхождения развития культуры.

2. Понятие духовной и материальной культуры. Культура и цивилизация.

3. Культура как знаково-символическая реальность. Семиотика культуры.

4. Понятие техники. Мир техники как особая культурная реальность. Техника и человек.

5. Понятия эстетического и художественного. Особенности художественной реальности.

6. Проблема бытия искусства и диалектика художественного образа. Содержание, форма материал.

7. Знаки и знаковые системы в искусстве.

8. Дискуссии о современном искусстве и проблема разграничения искусства и не-искусства.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 181.