Вопросы к семинарским занятиям
Семинар 1. Философия, ее предмет и место в культуре.
1. Понятие и предмет философии; смысл и значение философии для культуры, человека и общества.
2. Философия как «любовь к мудрости». Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и миф.
3. Философия как особая форма познавательной деятельности, духовной и культурной жизни человека.
4. Философия как основа мировоззрения.
Семинары 2–8. История философии.
1. Основные идеи, проблемы и понятия ранней греческой философии, её школы и представители.
2. Важнейшие направления философии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
3. Зарождение древнеиндийской философии. Философские идеи вед и упанишад.
4. Этический рационализм Сократа и его философский метод.
5. Онтология и гносеология Платона; учение об идеях и его роль в мировой философии.
6. «Метафизика» Аристотеля и особенности его учения о бытии.
7. Идеи и концепции философии эпохи эллинизма, её основные школы и представители.
8. Философская система Плотина и её значение для европейской философии и культуры.
9. Ранняя христианская философия: апологетика, восточная и западная патристика.
10. Понятие схоластики. Спор средневековых философов об универсалиях.
11. Проблема доказательства бытия Божьего в схоластической философии.
12. Философско-теологическая система Фомы Аквинского. Вопрос о сущности и существования.
13. Культурно-исторический контекст эпохи Возрождения и зарождение ренессансного гуманизма.
14. Понятие бесконечности в философии Николая Кузанского.
15. Пантеизм и философский оптимизм Джордано Бруно.
16. Философия Нового времени (классический эмпиризм, классический рационализм, иррационализм) основные представители.
17. «Методическое сомнение» Р. Декарта и его значение для европейской философии.
18. Проблема субстанции в философии Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.
19. Понятие разума в философии французского Просвещения.
20. Основные понятия теории познания И. Канта.
21. Учение И. Канта об автономии морали. Понятие категорического императива.
22. Философская система и диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля.
23. Ф Ницше: происхождение искусства, критика морали и учение о «сверхчеловеке».
24. Основные направления философской мысли современности и «пост-современности».
25. Экзистенциализм в философских и художественных произведениях Ж.-П. Сартра и А. Камю.
26. Философия структурализма и постмодернизма: основные понятия, идеи и представители.
27. Идеи Софии, богочеловечества и соборности в философии Вл. Соловьёва.
28. Русская религиозная философия «Серебряного века» основные идеи, понятия, представители.
Семинары 9 – 10. Философское учение о бытии.
1. Бытие как предельная абстракция и как основной предмет философского познания.
2. «Онтологическое» и «онтическое» Проблема «забвения бытия».
3. Проблема бытия как «первоначала» в ранней греческой философии.
4. Онтологический монизм, дуализм и плюрализм в истории мировой философии.
5. Философская проблема истины. Субъективизм и объективизм.
6. Проблема бытия в классической и неклассической философии.
7. Бытие человека как философская проблема.
8. Проблема «правды-истины» и «правды-справедливости» в русской философии.
Семинары 11–12. Философская теория познания.
1. Разнообразие форм мышления: мышление понятийное и образное, логика и интуиция.
2. Мышление и чувственное восприятие. «Психофизическая проблема».
3. Проблема истины в философии. Основные формы и методы познания.
4. Формальная логика, её значение для познания реальности и её ограниченность.
5. Диалектика и её роль в познании сложного, противоречивого, изменчивого.
6. Роль интуиции в познании многообразие её форм.
7. Понятие опыта. Роль опыта в познании исторической, культурной и художественной реальности.
8. Мышление и язык. Проблема языка в современной европейской философии.
Семинар 13. Философия и методология науки.
1. Разнообразие форм знания и отличительные особенности науки. Наука и не-наука.
2. Проблема научной истины, научного доказательства и научного метода.
3. Важнейшие отличительные особенности и социально-гуманитарных наук.
4. Процесс развития научного знания. Научные революции и смена научных парадигм.
Семинар 14. Социальная философия и философия истории.
1. Предмет социальной философии. Социальная реальность и социальное бытие человека.
2. Ценностные измерения социальной реальности. Понятие идеологии.
3. Необходимость и осознанная деятельность людей в историческом процессе. Роль личности в истории.
4. Разнообразие типов и вариантов исторического развития человечества.
Семинар 15–16. Философская антропология.
1. Вопрос о сущности человека и варианты ответа на него в истории философии. Фи
2. Основная проблематика человеческого бытия. Философские «модели» человека.
3. Дуализм «духа» и «тела» и попытки его разрешения в различные философские эпохи.
4. Понятие человеческой свободы. Проблема свободы и предопределённости в истории философии.
5. Соотношение природного и культурного, социального и индивидуального в человеке. Проблема антропогенеза.
6. Духовная жизнь и нравственное совершенствование человека.
7. Роль труда, творчества и познания в человеческом самоосуществлении.
8. Идея всестороннего развития человеческой личности.
Семинары 17–18. Философия культуры и искусства.
1. Природное и культурное. Концепции происхождения развития культуры.
2. Понятие духовной и материальной культуры. Культура и цивилизация.
3. Культура как знаково-символическая реальность. Семиотика культуры.
4. Понятие техники. Мир техники как особая культурная реальность. Техника и человек.
5. Понятия эстетического и художественного. Особенности художественной реальности.
6. Проблема бытия искусства и диалектика художественного образа. Содержание, форма материал.
7. Знаки и знаковые системы в искусстве.
8. Дискуссии о современном искусстве и проблема разграничения искусства и не-искусства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.