Понятие логического закона. Основные свойства правильного мышления. Общая характеристика законов логики как законов правильного мышления. Сущность и специфика формально-логических законов. Виды формально-логических законов, их объективная основа.
Закон тождества как выражение определенности мысли. Качественная определенность предметов и явлений мира - объективная основа закона тождества. Логическая сущность закона. Условия закона тождества: тождество предмета мысли и тождество мысли о предмете. Логические ошибки, возникающие при нарушении данных условий: подмена понятия и подмена тезиса. Значение закона тождества в мыслительной и практической деятельности таможенника.
Закон противоречия как выражение непротиворечивости мышления. Логическая сущность закона. Сфера действия закона противоречия: несовместимые суждения. Условия закона противоречия. Сущность логического противоречия. Логическое и диалектическое противоречие. Значение закона в мыслительной и практической деятельности таможенника.
Закон исключенного третьего как выражение непротиворечивости и последовательности правильного мышления. Связь данного закона с законом противоречия, различия между ними. Логическая сущность закона исключенного третьего, его основные требования. Сфера действия закона – противоречивые суждения. Значение закона исключенного третьего в мыслительной и практической деятельности таможенников.
Логическая сущность закона достаточного основания. Его место среди других формально-логических законов. Специфика закона - обращенная связь логического основания и логического следствия, ее характеристика. Последствия для мыслительной деятельности личности при нарушении требований данного закона. Значение закона достаточного основания в деятельности таможенников.
Задания для самостоятельной работы
1. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже примерах?
- Конституция. Основной закон государства.
- Нравоучение. Проповедь*.
- Прибыльность. Рентабельность.
- Ложь. Неправда.
- Адвокат. Адвокатишка*.
- Эффектный. Эффективный*.
- Неправовая норма. Моральная норма.
- Персона. Персонаж. Персоналия.
- Дельный. Деловой. Деловитый*.
- Героика. Героизм. Геройство.
2. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении содержания суждений в приведенных ниже парах?
- Это решение суда необоснованно. Это решение суда не является обоснованным.
- Водитель автомобиля совершил аварию. Причина аварии заключается в действиях водителя автомобиля.
- Некоторые правонарушители несовершеннолетние. Некоторые правонарушители не являются несовершеннолетними*.
- Некоторые юристы – преподаватели правовых дисциплин в вузах. Некоторые преподаватели правовых дисциплин в вузах – юристы*.
- Ни один невиновный не должен быть осужден. Ни один осужденный не должен быть виновным*.
- Все следователи – юристы. Ни один не юрист не является следователем.
- Не все студенты сдали зачеты. Некоторые студенты не сдали зачеты.
- Некоторые студенты сдали зачеты. Многие студенты сдали зачеты.
- Все студенты сдали зачеты. Каждый из студентов сдал зачеты*.
3. Объясните, почему данные суждения являются неопределенными:
- В настоящее время работники следственного отдела стали больше заниматься поджогами.
- Федор Федорович очень гордился этой операцией.
- Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся*.
- Утром все получили новые наряды.
- Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки.
- Категорически отвергаю обвинение, что я будто мелкий хулиган, поскольку я человек с высшим образованием*.
- Выделить в отдельное производство материалы по факту угона неустановленной личности потерпевшего*.
- Планировать приходилось в трудных условиях*.
- С начала нашей супружеской жизни муж лишился свободы*.
- Я помню его, когда был еще ребенком.
- Она спрятала в карман записку от мужа*.
- Муж ушел на станцию, чтобы взять водки и еще что-нибудь для детей*.
4. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:
- В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления.
- Все студенты первой группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты первой группы не подготовились к зачету по логике.*
- Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.
- Окна во всех этажах дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дома.*
- Большая часть машин находилась в парке. В парке не было ни одной машины.*
- К. похитила государственные средства. Никаких государственных средств К. не похищала.*
5. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
- Некоторые студенты 1-го курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент 1-го курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал.
- Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.
- Всякое нарушение права является общественно-опасным. Ни одно нарушение права не является общественно-опасным.*
- Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.*
- Преступник не может не оставлять следов. Преступник может не оставлять следов.*
6. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
- Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику.
- Семенов – студент, ведь он сдает экзамены.
- Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать.*
- Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя.*
- Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.
- Данное умозаключение построено правильно, так как его посылки – истинные суждения.
- М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.*
7. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены и в чем суть этих нарушений:
- Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже брюки не замочил». «Тебе не привыкать, - ехидно заметил тот, - ты всегда сухим из воды выходишь».
- На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?». «Нет, конечно», - ответил преподаватель. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, - говорит слушатель, - я сегодня не сделал домашнего задания».
- 5 – это одно число. 3 и 2 – это 5. Значит, 3 и 2 – одно число.*
- 3 и 2 – это два числа. 3 и 2 – это 5. Значит, 5 – это два числа.*
- Невозможно съесть яйцо натощак: откусив яйцо один раз, будешь уже есть яйцо не натощак.
- Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошел с лошади.*
- Студент покраснел, следовательно, он виноват.
- В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она все же заслуживает хорошей оценки.*
- Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.*
Дата: 2019-03-05, просмотров: 583.