Роль вопроса в познании таможенных явлений. Языковые формы выражения вопроса. Логическая сущность вопроса. Соотношение понятий «вопрос», «проблема», «задача», «упражнение». Логическая структура вопроса. Позитивная и негативная предпосылки вопросов.
Виды вопросов: явные и скрытые; простые и сложные; уточняющие и восполняющие; открытые и закрытые; узловые и наводящие; корректные и некорректные. Правила постановки вопросов.
Логическая сущность ответа. Виды ответов: прямые и косвенные; полные и частичные. Ответы на простые вопросы. Ответы на сложные вопросы. Правила формулировки ответов. Логические основы управления вопросно-ответными ситуациями в таможенной сфере.
Задания для самостоятельной работы
1. Какие из следующих предложений выражают вопрос, а какие – не выражают?
- В какой мере престижность профессии связана с ее оплатой?
- Сделай так, чтобы я знал, когда родился Сократ*.
- Как можно не любить стихи М. Ю. Лермонтова?
- Может ли преступное деяние быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта?
- «Что знатным и толпе сраженный гладиатор?» (М. Ю. Лермонтов).
- Одинаковую ли зарплату надо платить мужчинам и женщинам, взрослым и детям за одну и ту же работу?
- «Кто над морем не философствовал?» (В. В. Маяковский)*.
2. Проанализируйте структуру следующих вопросов, сформулируйте содержащееся в них исходное и искомое знание:
- Какой способ оплаты труда вы лично считаете самым справедливым?
- Можно ли считать лотерейный билет ценной бумагой?*
- Почему законы экономического развития являются объективными законами?
- Если власть осуществляется избранными на определенный срок представительными органами, то форма государственного правления называется республикой?
- Предусматривается ли законом обязательное проведение экспертизы по некоторым делам?*
- Каким иностранным языком ты владеешь?
- Где находится созвездие Большой Медведицы?
3. Изменяя логическое ударение, сформулируйте три разных постановки вопроса «Ты был вчера в кино или театре?». Изменяются ли при этом искомое и логическая предпосылка вопроса?*
4. Какие вопросы можно поставить, имея в качестве предпосылок приведенные ниже суждения?
- Некоторые грибы ядовиты (позитивная предпосылка); некоторые грибы неядовиты (негативная предпосылка).
- Преступление совершил Корнеев или Сабитов (позитивная предпосылка); неверно, что Корнеев или Сабитов вместе совершили преступление (негативная предпосылка)*.
- Некоторые из присутствующих его не опознали (позитивная предпосылка); некоторые из присутствующих его опознали (негативная предпосылка).
- В условиях рыночной экономики действует принцип свободной занятости (позитивная предпосылка); в условиях рыночной экономики не действует принцип свободной занятости (негативная предпосылка)*.
5. Исходя из допущения, что приведенные ниже вопросы являются провокационными, проанализируйте их предпосылки:
- Кто из твоих друзей оскорбил этого человека?
- Петров ушел в кино или театр?*
- Нашел ли ты то, что потерял?
6. Сформулируйте прямые, косвенные, полные и частичные ответы на следующие вопросы:
- Какой параллелограмм является квадратом?
- Угол, равный 90 градусам, является острым, тупым или прямым?
- Все ли металлы тонут в воде?
- Кто является изобретателем радио?
- Каковы причины Второй мировой войны?*
- Существует ли простое число, делящееся на 2?*
7. Какое из суждений нужно уточнить, чтобы однозначно ответить на поставленный вопрос?
Охотник увидел белку и захотел подойти к ней спереди. Однако белка все время поворачивалась к нему спиной до тех пор, пока охотник не вернулся на прежнее место. Обошел ли охотник белку?*
8. На вопрос: «Кто является основателем логики?» студент ответил: «Какой-то иностранец». Каким является ответ?
9. Предполагая, что не всякое афористическое суждение является истинным, приведенные афоризмы сформулированы в виде проблемных вопросов, на которые студентам предлагается дать свои ответы.
- Каждый ли человек – творец собственного благополучия?
- Почему следует опасаться тех, кто хвастает своими достоинствами?
- Почему умному достаточно и намека?*
- Почему умение переносить несовершенство других есть признак высочайшей культуры и достоинства?
- Каким должен быть ум человека, чтобы уметь не показывать своего умственного превосходства?
- Почему одни люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках?*
- Почему в одиночестве человек порой чувствует себя менее одиноким?
- Верно ли то, что чем ты владеешь, то обладает и тобой?*
- Почему скромность увеличивает достоинства человека?
- Лесть чаще всего нам нравится не потому ли, что она касается качеств, которых нам недостает?*
- Почему человек склонен быстро подмечать в себе маленькие достоинства и медленно обнаруживать большие недостатки?
- Почему посредственный человек склонен осуждать все, что выше его понимания?*
- В какой мере уважение к людям есть уважение, прежде всего к себе?
- Почему люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за рамки их кругозора?*
Дата: 2019-03-05, просмотров: 418.