Раздел 4. Логические формы развития знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4.1. Гипотеза

 

Понятие гипотезы, ее существенные признаки и логическая структура. Виды гипотез: общие и частные, научные и рабочие, описательные и объяснительные. Следственная версия как разновидность частной гипотезы. Основные этапы разработки гипотезы: выдвижение гипотезы, развитие гипотезы, проверка гипотезы. Соотношение гипотезы с проблемой и теорией.

Логико-методологические требования к построению гипотезы и ее особенности в специальном исследовании. Проверка гипотезы. Дедуктивное выведение следствий. Сопоставление следствий с фактами. Способы доказательства гипотезы. Значение гипотезы в деятельности таможенника.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите состав данных гипотез (основание гипотезы, ее форму и предположение):

- Результаты судебной статистики показывают, что подавляющее число тяжких преступлений совершаются либо в состоянии опьянения, либо лицами, часто злоупотребляющими алкоголем. Обобщая эти статистические результаты, можно предположить, что алкоголизм является в некоторых случаях причиной или необходимым спутником преступлений.*

- Расследуя случай кражи со взломом двери, следователь в качестве будущего вещественного доказательства изъял часть двери со следами взлома. При этом он исходил из того, что орудие взлома в любом случае оставляет характерные для данного орудия следы на косяке двери и на дверном полотне при его отжиме и, что вероятно, в данном случае эти индивидуальные особенности орудия взлома также должны иметь соответствующие следы.

2. Установите возможные пути подтверждения или опровержения следующих гипотез:

- В нападении на студента К. участвовали двое молодых людей. Оба они были в спортивных куртках светлого цвета, в джинсах и кроссовках. Один из них, угрожая ножом, потребовал от К. отдать имеющиеся у него деньги и снять кожаную куртку. Второй при этом поигрывал газовым пистолетом. Получив требуемое и пригрозив К. отомстить, если он вздумает обратиться в милицию, преступники скрылись.

К. сразу же обратился в ближайшее отделение милиции. Через некоторое время в близлежащем районе были задержаны два молодых человека, у которых на ногах были кроссовки, одеты они были в светлые спортивные куртки и джинсы. Было выдвинуто предположение, что они и ограбили К.

- Накануне выборов в законодательные органы в республике по репрезентативной выборке был проведен социологический опрос, который показал, что за партию А собираются отдать свои голоса 28% опрошенных, за партию Б собираются голосовать 33% респондентов, за партию В – 17%. 18% опрошенных не определились в своих симпатиях, а остальные будут голосовать за другие партии. На основании результатов этого опроса было сделано предположение, что на выборах законодательных органов республики победит партия Б.*

3. Установите, все ли возможные версии учтены в следующих примерах?

- Коммерческий директор одной из фирм, торгующей западноевропейским оборудованием, получил несколько писем с требованием выплаты одного миллиона рублей в обмен на сохранение здоровья его жены. В противном случае, угрожал анонимный автор, жена директора может попасть в больницу. В последнем письме оговаривался срок исполнения требования и место, куда надлежало положить деньги. Все письма были отправлены из разных почтовых отделений города, но все они имели одну общую деталь: текст писем был составлен из букв, вырезанных из газет.

Это обстоятельство, а также то, что старший сын директора, который нигде не работал, незадолго до того, как стали приходить письма с угрозами, крупно проигрался в карты, и то, что он неприязненно относился к своей мачехе и на этой почве неоднократно ссорился со своим отцом, и явилось основанием для предположения о том, что именно он и является автором этих писем.

- В селе сгорел магазин. Следствие установило, что пожар возник в результате поджога. Кроме того, стало известно, что накануне пожара в магазин была завезена партия импортной обуви. Никаких следов «сгоревшей» обуви не было обнаружено. Однако жильцы соседнего дома показали, что в ночь перед пожаром, который произошел рано утром, слышали шум отъезжающей машины. Была выдвинута версия, что поджог магазина был организован его директором в целях наживы на продаже «сгоревшей» обуви.*

- В городе А произошло ограбление кассы фабрики детского трикотажа. Вооруженные преступники связали сторожа, взломали дверь кассы, с помощью дрели высверлили замок сейфа и похитили деньги. Работники уголовного розыска предположили, что в ограблении участвовал К, который недавно вернулся из мест заключения, отбыв наказание за аналогичное преступление. Предположение ocновывалось на том, что способ хищения денег был в обоих случаях одинаков.

4. Установите, достигнуто ли опровержение гипотезы в данном примере:

В обеденный перерыв на строительной площадке двое молодых рабочих затеяли борьбу. Вскоре один из них положил соперника «на лопатки». Тот неожиданно вскрикнул, а когда приподнялся, окружающие увидели, что у него майка на спине в крови. Пострадавшего доставили в больницу, где его срочно оперировали. У его соперника при задержании обнаружили перочинный нож, возникла версия, что им и была причинена травма.

Судебно-медицинский эксперт мог бы судить о предмете, которым причинено ранение, по его характеру. Но после операции сделать это было уже невозможно. Объектом исследования стала одежда пострадавшего. Характер повреждений на майке соответствовал осколку стекла, обнаруженного на месте борьбы, а не лезвию ножа.*

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Студентам следует понять логическую сущность гипотезы, уяснить такие вопросы, как место гипотезы в системе форм развития научного знания; что составляет объективную основу гипотезы; какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений; как соотносится гипотеза с проблемой и теорией; какова логическая структура гипотезы.

Необходимо осуществить анализ видов гипотезы и основных этапов ее разработки. Особое внимание при этом важно уделить рассмотрению специфики версии как разновидности частной гипотезы.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «гипотеза», «предположение», «основание гипотезы», «форма гипотезы», «общая гипотеза», «частная гипотеза», «версия», «научная гипотеза», «рабочая гипотеза».

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается логическая сущность гипотезы?

2. Что составляет объективную основу гипотезы?

3. Какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений?

4. Какова логическая структура гипотезы?

5. Как можно охарактеризовать основные виды гипотезы?

6. Какие требования предъявляются к научной гипотезе?

7. Что такое версия? Как она соотносится с научной гипотезой?

8. Из каких основных этапов складывается разработка гипотезы?

9. Какие существуют способы доказательства гипотезы?

Тема 4.2. Доказательство

 

Понятие доказательства. Доказательство и убеждение. Доказательное рассуждение и вера. Логическая структура доказательства. Построение доказательства, его роды и виды. Способы доказательства: прямое и косвенное.

Прямое и косвенное подтверждение тезиса. Виды косвенного подтверждения тезиса: апагогическое и разделительное. Методы прямого и косвенного подтверждения тезиса.

Прямое и косвенное опровержение тезиса. Виды косвенного опровержения тезиса: апагогическое и разделительное. Способы опровержения: опровержение тезиса, опровержение аргументов и опровержение демонстрации.

Правила доказательства и возможные ошибки при их нарушении. Паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы, их роль в развитии специальных таможенных знаний.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите, являются ли доказательством приведенные рассуждения:

- Если все посылки истинны и из них логически следует заключение, то оно также истинно. Заключение ложно. Следовательно, или не все посылки истинны, или из них не вытекает заключение.

- Закон сохранения (первое начало термодинамики) запрещает вечный двигатель первого рода. Есть также второе начало термодинамики, и, значит, нет вечного двигателя второго рода. Это же можно сказать и о вечном двигателе третьего рода, запрещаемом третьим началом термодинамики. Однако четвертого начала термодинамики нет. Следовательно, ничто не мешает создать вечный двигатель четвертого рода. И тем более вечный двигатель пятого и так далее рода.

- Если действие обязательно, то оно не запрещено. Не запрещенное – разрешено. Значит, если действие обязательно, оно разрешено.*

2. Установите вид и структуру доказательства:

- «Доказательства вины подозреваемого вполне достаточно, – сказал следователь. – Судите сами. Во-первых, потерпевшая при опознании однозначно указала на подозреваемого. Во-вторых, подозреваемый был задержан при попытке продать валюту, которой у него раньше никогда не было. Это подтверждают все знакомые подозреваемого. А в сумочке, которую отняли у потерпевшей, была немалая сумма в долларах. В-третьих, в тот день, когда было совершено ограбление, подозреваемого видели примерно за полчаса до этого недалеко от места преступления».*

- Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемого: обвиняемый был на месте преступления – в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви; соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший, примерно в то время, когда была совершена кража; обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему.

Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры.

- Врач, убеждая пациента, что тот не болен малярией, рассуждал таким образом: если бы действительно была малярия, имелся бы ряд характерных для нее симптомов, в частности общая слабость и озноб. Однако таких симптомов нет. Значит, нет и малярии.

- Данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения. Причинами опрокидывания автомобиля могут быть превышение скорости на поворотах, резкое торможение, неправильное расположение груза. Экспертизой установлено, что ни превышение скорости на поворотах, ни неправильное расположение груза не имело места. Значит, данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения.*

- «Кражу мог совершить кто-то другой, – сказал задумчиво следователь.

«Нет, это исключено. Никто другой в квартиру не входил, – убежденно возразил участковый, – следов-то никаких других, кроме этих нет. Да и соседи никого в этот день не видели».*

3. Постройте прямое или косвенное подтверждение тезиса:

- Человек желает счастья.

- Ни одно преступление не должно остаться не раскрытым.

- В слове «мышление» ударение делается на втором слоге.*

- Неполное деление понятий ведет к нарушению правила соразмерности.*

- Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.

4. Постройте прямое или косвенное опровержение тезиса:

- Все люди злы.

- Каждое преступление является умышленным.*

- Понятия «человек, имеющий высшее образование» и «интеллигентный человек» находятся в отношении равнозначности.*

- Любое общеутвердительное суждение обращается с ограничением.

5. Определите, какое правило доказательства нарушено и какая ошибка возникла в рассуждении:

– На солнце появились пятна, значит, в стране наступает экономический кризис.

– То, что должно быть, является добром. Но зло должно быть. Значит, зло есть добро.

– Если бы не было времени, то не было бы ни одного дня. Если бы не было дня, то всегда стояла бы ночь. Но если бы всегда стояла ночь, было бы время. Следовательно, если бы не было времени, то оно было бы.*

– «Пальто» – слово, и, так как пальто греет, то можно сделать вывод о том, что некоторые слова греют.*

– Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.*

– Что является естественным, то является хорошим. Делать ошибки естественно. Значит, делать ошибки хорошо.

– Пегас есть крылатый конь. Следовательно, Пегас есть (существует).

– «Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить?» – «Нет». – «Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо?» – «Конечно, знаю...» – «Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, вы знаете то, чего вы не знаете».*

– Студент такими словами доказывал, что надо или поставить ему удовлетворительную оценку, или экзаменовать его дальше: «Я прочел весь курс. Так неужели же я ничего не знаю? Может быть, я и отвечу на какой-нибудь вопрос».

– Отчет директора фабрики слушают в соответствующем комитете, а он говорит: «Граждане, я вижу, тут дело оборачивается выговором. За что же? Неужели вы думаете, что наши расчески и пуговицы по качеству ниже всех? Да никоим образом. Вот посмотрите, какую продукцию делают наши дорогие соседи! Два раза проведешь гребенкой по голове – и облысеешь...».*

– Единообразные законы о браке – хорошие законы, поскольку законодательство, вносящее единство в нормы о браке, снижает количество разводов.… А снижает оно количество разводов, потому что единое брачное законодательство стандартизирует нормы, относящиеся к заключению брака.*

– В Подольск на постоянное место жительства прибыл отбывший срок заключения М., в прошлом – «медвежатник». Через месяц из сейфа офиса фирмы была похищена крупная сумма денег. За последние годы в Подольске не было зафиксировано ни одного случая кражи с взломом сейфа. Следовательно, данную кражу совершил прибывший из заключения М.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 317.