Практическое занятие «Понятие»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(форма обучения очная и заочная)

1. Общая характеристика понятия

2. Виды понятий

3. Логические отношения между понятиями

4. Логические операции с понятиями

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

 

При изучении учебного материала следует сосредоточиться на уяснении практической важности соблюдения тех или иных логических процедур в оперировании с понятиями, на овладении средствами образования и упорядочения понятийного аппарата таможенника. Студенты должны четко уяснить: прежде, чем о чем-то мыслить или рассуждать, необходимо определиться в понятиях.

Следует, прежде всего, выяснить те характеристики нашей мысли о предмете, которые лежат в основе формирования ее как понятия. Сформулируйте закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия и проиллюстрируйте его при помощи круговых схем. Выясните отличие понятий от всех других форм, в которых закрепляется содержание наших мыслей и знаний: от идей, представлений, символов, знаков, слов, - а также качественное отличие понятийного мышления от терминологического.

Общим для изучаемых вопросов является то, что они указывают на принципы, способы и приемы образования понятий, и в их последовательности тоже есть своя логика. Попытайтесь выразить эту логику.

Важной является характеристика логических приемов образования понятий. Образование понятия непосредственно связано с познавательным процессом, с постепенным проникновением в сущность предмета. Иными словами, образование понятий связано с прохождением вполне определенных мыслительных этапов. Охарактеризуйте их.

Сопряженный с образованием понятий процесс - обозначение понятий, поиск точных словесных выражений мысли о предмете. Проанализируйте привычные для вас приемы выбора слов для обозначения конкретных мыслей о предметах и их свойствах. Как вырабатывается терминологический аппарат в таможенной сфере?

Следует научиться давать логическую характеристику понятию, необходимую для точного выражения мысли в процессе рассуждения. Дать логическую характеристику понятию, означает, определить – к какому виду оно принадлежит.

Изучение логических отношений между понятиями и их наглядное представление при помощи кругов Эйлера также требуют кропотливой вдумчивой работы студентов.

Внимательно рассмотрите логические операции с понятиями. Логические процедуры обобщения и ограничения весьма несложны. Каково предназначение данных процедур? Укажите пределы, существующие для обобщения и ограничения понятий.

С определениями вы сталкиваетесь при изучении почти любой темы каждой из учебных дисциплин. Неправильные определения, в большинстве случаев, связаны с неправильным пониманием предмета. Их использование может привести к ошибочным действиям. Следует начать с раскрытия смысла операции определения. Укажите на отличие этой логической процедуры от иных способов и средств закрепления содержания наших мыслей о предметах и отношениях. Какова общая структура определения? Дайте характеристику видам определений. Каковы условия и возможности использования их? Наконец, опишите основные требования к определению, соблюдение которых только и может сделать определение правильным. Каковы наиболее распространенные ошибки в определениях понятий и причины, их вызывающие?

Изучите и научитесь использовать логические приемы «работы» с понятиями, находящимися лишь в одном из логических отношений, а именно - отношении соподчинения. В связи с этим четко отличите деление понятия от расчленения понятия. По какому типу логической связи понятий строится расчленение? Укажите на требования, соответствовать которым должно деление понятия. Какие ошибки при делении понятий наиболее распространены, что их может вызывать? Основное внимание следует обратить на характеристику видов деления, их преимущества и особенности применения в различных предметных областях. Каковы отличительные черты классификации и типологии? Применимы ли они в таможенной сфере и какую роль могут играть в познании, в специальном исследовании, в экспертизах и других профессиональных действиях таможенников? Каковы могут быть последствия неправильного использования операции деления в познании?

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «признак предмета», «существенный признак», «понятие», «анализ», «синтез», «сравнение», «абстрагирование», «обобщение», «единичное понятие», «общее понятие», «нулевое понятие», «конкретное понятие», «абстрактное понятие», «положительное понятие», «отрицательное понятие», «относительное понятие», «безотносительное понятие», «собирательное понятие», «несобирательное понятие», «равнозначные понятия», «противоположные понятия», «противоречащие понятия», «определение», «деление», «ограничение», «деление».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое признак предмета?

2. Какие признаки называются существенными?

3. Что такое понятие?

4. Как можно охарактеризовать логические приемы образования понятия?

5. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они находятся?

6. Какие виды понятий вы знаете?

7. Что означает дать логическую характеристику понятию?

8. На каких примерах можно продемонстрировать отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями?

9. Какова специфика логических операций обобщения и ограничения понятия?

10. В чем состоит логическая сущность определения понятия?

11. Какие виды и правила определения различают?

12. Какие приемы могут дополнить или заменить логическую операцию определения понятия?

13. Что означает деление понятий? Какие виды и правила деления вы знаете, а также ошибки, возможные при их нарушении?

14. Что такое классификация?

Тема 2.2. Суждение

 

Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Предложение как языковая форма выражения суждения. Простые и сложные суждения. Логическая структура простого суждения: субъект, предикат, связка, квантор. Виды простых суждений по объему субъекта (общие, частные, единичные), по качеству связки (утвердительные, отрицательные), по содержанию предиката (свойства, отношения, существования). Объединенная классификация простых суждений: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

Распределенность терминов в суждении. Правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений: А, Е, I, О.

Виды сложных суждений в соответствии с функциями логических связок: соединительные, разделительные, условные. Виды сложных суждений по количеству терминов.

Сравнимые и несравнимые суждения. Виды сравнимых суждений: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми простыми суждениями: равнозначность, частичная совместимость, подчинение. Логические отношения между несовместимыми простыми суждениями: противоположность, противоречие. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями. Правила их соотнесения по истинности. Отношения совместимости и несовместимости между сложными суждениями. Таблица соотнесения их по истинности. Модальность суждений и ее виды: алетическая, эпистемическая, деонтическая.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают?

- Я обещаю подумать над вашим предложением.

- Если электростанция прекратит подачу тока, то предприятие понесет большие убытки*.

- Возникла ли собственность сама собой, как говорят, от Бога, или порождена людьми в процессе становления экономики?

- Какая прекрасная погода!*

- Всякое преступление является противоправным действием.

- Ценные бумаги могут быть предъявительскими, ордерными или именными*.

- Как можно не любить стихов А.С. Пушкина?

- Если Х ровесник У, то У ровесник Х.

- «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь).

- Водители, соблюдайте правила дорожного движения!*

- Яблоки весят Х кг.

- Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать*.

- Америка находится от нас далеко.

- Х + У = Z*.

- Кто сегодня дежурный по аудитории?

2. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации:

-  «Степанов имеет высшее юридическое образование»;

- «Ни один человек не должен страдать за правду»;

- «Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики»;

- «Наскальные рисунки ориньякского периода, обнаруженные в Европе, представляют собой фигуры различных животных».

- «В его действиях нет состава преступления»*.

3. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям:

а) по объему субъекта:

– «Преступление совершено одним лицом»;

- «Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики»*;

- «В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно»;

- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»*;

- «70 % всего мирового грузооборота перевозится морским путем»;

- «Нет адъютанта без аксельбанта» (Прутков);

- «Не все темы курса логики достаточно понятны»*;

- «В этой деревне огни не погашены» (Рубцов);

- «В здоровом теле здоровый дух»*;

- «В библиотеке есть интересные книги»;

- «Не все то золото, что блестит»;

- «Древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*;

- «Некоторые древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*.

б) по качеству связки:

- «Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества»;

- «Некоторые страны не имеют однопартийной системы»;

- «Ни что не существует беспричинно»;

- «Захватническая война – незаконна»*;

- «В действиях гражданина Прохорова нет состава преступления».

в) по содержанию предиката:

- «Кража является умышленным преступлением»*;

- «Мурманск находится за полярным кругом»;

- «Некоторые рыбы живут до ста лет»;

- «Верста больше километра»;

- «Обвиняемый не достиг совершеннолетия»*.

4. Дайте объединенную классификацию суждений, отобразите отношения терминов с помощью «кругов Эйлера», установите распределённость субъекта и предиката:

- «Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем»;

- «Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон»*;

- «Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем»;

- «По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз»*;

- «Ничто не проходит бесследно»;

- «Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций»;

- «Несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе»*;

- «В архивах хранятся и закрытые дела»;

- «Человек осваивает космическое пространство»*.

5. Определите модальность следующих суждений

- «Осуждение обязательно связано с признанием лица виновным в совершении преступления»;

- «Если бы М. был на месте преступления, то он обязательно оставил бы следы ног»;

- «Не установив объекта посягательства, нельзя утверждать о наличии в деянии состава преступления»;

- «Водитель К. не остановил свой автомобиль при запрещающем сигнале светофора, в связи с чем совершил дорожно-транспортное происшествие»*.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части:

- «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно»;

- «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Всеобщая декларация прав человека)*;

- «Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают ссоры»;

- «Если установлено, что А. Взял имущество гражданина В. насильно, содеянное А. Надлежит квалифицировать как грабеж»*;

- Содеянное надлежит квалифицировать как насильственное действие в отношении начальника, если будет признано, что обвиняемый нанес побои своему начальнику в связи с исполнением им обязанностей по военной службе».

7. Установите соотношение истинности и ложности по «логическому квадрату», взяв за исходные следующие суждения:

-  «Жизнь – обратимый процесс»;

- «Некоторые войны справедливые»;

- «Некоторые преступления не представляют собой большой общественной опасности»*;

- «Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 366.