(форма обучения очная и заочная)
1. Общая характеристика доказательства.
2. Виды доказательства.
3. Правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к практическому занятию
Следует установить: отличия логического доказательства от других видов аргументации, особенно от обоснований, подтверждений и оправданий; фактические и логические взаимосвязи доказательств с другими видами аргументации; специфику доказательственной практики в различных областях науки и жизни.
Особый интерес представляет различение доказательства и дедуктивного рассуждения. В них много сходного, особенно по структурированию мысли, но, тем не менее, различия принципиальны, существенны. Важно выяснить, какие цели возможно достичь с помощью доказательств, в чем недостатки и ограниченность любого доказательства. Какие формальные и содержательные средства используются в доказательствах?
Умение отделить строение доказательства от его содержания позволяет более уверенно контролировать ход рассуждений и использовать возможности, заложенные в отдельных приемах и средствах доказывания.
Прежде всего определите специфику каждого из основных элементов доказательства, дайте развернутую характеристику основных видов тезисов, аргументов и демонстраций. Опишите приемы определения структуры доказательства и оценки его качества, а также средства формализации рассуждения.
При изучении темы можно ограничиться описанием лишь основных, с точки зрения формальной логики, видов доказательств, а именно: прямых и косвенных доказательств.
При характеристике основных видов косвенных доказательств используйте средства формализованного выражения процесса доказывания. Как на практике легко можно узнать, с апагогическим или разделительным доказательством мы имеем дело?
Наконец, следует выяснить, какие практические соображения лежат в основе выбора способа и вида доказывания. Какой вид доказательства кажется наиболее эффективным для вас? Есть ли какие-нибудь ограничения применению средств дедуктивного, индуктивного или ассоциативного мышления в профессиональных, научных, моральных и прочих доказательствах?
Необходимо понять и запомнить формулировку правил, соблюдать которые следует в доказательствах. Эти правила существуют относительно каждого из элементов доказательства.
Важно научиться оценивать доказательство по каждому из элементов на предмет соответствия их существующим правилам. В силу чего возникают ошибки в ходе рассуждения; какие средства помогают избегать ошибок в рассуждениях, обнаруживать их и исправлять?
Дайте краткую характеристику наиболее распространенным ошибкам, сопровождающим доказательства. По возможности систематизируйте их множество, используя знания о родах и видах доказательств. В каких доказательствах преобладают логические ошибки, а в каких - нелогические? Что побуждает сознательно нарушать требования к логике рассуждений; каковы наиболее характерные приемы и уловки, используемые в деловом разговоре, диалоге, теоретическом исследовании?
В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «доказательство», «прямое доказательство», «косвенное доказательство», «тезис», «аргументы», «демонстрация», «паралогизмы», «софизмы», «логические парадоксы».
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается логическая сущность доказательства?
2. Как соотносятся логическое доказательство и служебное доказывание?
3. Какие виды аргументов используются в доказательстве?
4. В чем отличие прямого доказательства от косвенного?
5. Что такое прямое подтверждение тезиса и каковы основные способы его осуществления?
6. Как строится косвенное подтверждение тезиса?
7. В чем состоит смысл логического опровержения тезиса?
8. Каковы основные виды и способы опровержения тезиса?
9. Какие правила и ошибки по отношению к тезису доказательства следует знать?
10. Какими правилами по отношению к аргументам необходимо руководствоваться?
11. В чем специфика правил по отношению к демонстрации?
12. Что такое паралогизмы и софизмы?
13. Что такое логический парадокс и какова его роль в мышлении таможенника?
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Положение об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
2. Положение о балльной системе оценки успеваемости обучающихся Российской таможенной академии.
3. Руководство по оформлению рукописных учебных и научных работ, рукописей печатных изданий Российской таможенной академии.
4. Методические указания по выполнению контрольных работ.
5. Положение о самостоятельной работе обучающихся в Российской таможенной академии.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.