(форма обучения очная и заочная)
1. Объект и предмет логики как науки
2. Исторические этапы развития науки логики
3. Логическая культура таможенника
Задания для самостоятельной работы
1. Почему французский философ-просветитель Джон Локк называл логику «анатомией мышления»?
2. Как вы понимаете слова немецкого философа XIX в. Ф. Ницше: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления»?
3. Согласны ли вы с утверждением французского философа Нового времени Френсиса Бэкона: «Если человек окажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так и изобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этому благоприятствуют»?*
4. «Логика оттолкнула от меня мир», - говорил французский философ, теолог и поэт 12 в. Пьер Абеляр. Как вы думаете, данное высказывание мыслителя говорит о позитивном или негативном его отношении к логике?
5. По мнению французского писателя Виктора Гюго: «Логика не знает жалости». Попробуйте понять, а затем объяснить данную точку зрения*.
6. Видный польский логик и философ Ян Лукасевич (1878-1956) был глубоко убежден, что «логика – нравственность мысли и речи». Как вы считаете: в каком смысле он об этом говорит?*
7. Значение логики в жизни человека и общества по-разному оценивалась и оценивается сейчас. Поразмышляйте над приведенными высказываниями. С чем вы согласны, а что бы хотели возразить?
- «Логика – это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте» (Джозеф Вуд Кратч);
- «Логика – дырявая ложечка, которой философия пытается вычерпать океан мироздания» (Би Дорси Орли)*;
- «Было бы крайне не логично руководствоваться в жизни только логикой» (Лешек Кумор);
- «Неопровержимая логика характерна для маньяка» (А. Кристи)*.
- «Нет логики мужской и женской. Логика едина, и либо она есть у человека, либо ее нет»*.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к практическому занятию
Студентам следует глубоко усвоить основные проблемы темы. Это – объект и предмет логики как науки; понятие логической формы, конкретное содержание и логическая структура мысли; понятие логического закона; истинность мысли и правильность рассуждений по форме; существенные признаки правильного мышления; история логики.
Особый акцент при этом должен быть сделан на необходимость формирования совокупности знаний и умений такого рода, которые называются логической культурой личности и которые определяются врожденным потенциалом индивида, окружающей социальной средой и определенной логосферой.
В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «культура мышления», «формально-логическая культура», «логическая культура таможенника».
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоит сущность логической культуры личности?
2. Какова структура логической культуры?
3. Дайте определение культуры абстрактно-логического мышления?
4. В чем состоит отличие культуры абстрактно-логического мышления от культуры деятельности по реализации следствий мышления?
5. Как связаны диалектическая и формально-логическая культура мышления?
6. В чем состоит значение логики в деятельности таможенника?
Раздел 2. Основные формы мышления
Тема 2.1. Понятие
Понятие как центральная категория логики. Языковые формы выражения понятий. Приемы образования понятий. Логическая структура понятия: содержание понятия и его объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий по объему: общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. Виды понятий по содержанию: конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Логическая характеристика основных таможенных понятий.
Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение. Логические отношения между несовместимыми понятиями: соподчинение, противоположность, противоречие.
Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление. Виды, правила определения и деления понятий. Значение операций определения и деления в профессиональной практике таможенника.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:
- предварительное заключение;
- психическое состояние;
- экономика;
- преступление в сфере компьютерной информации;
- вексель*;
- судимость;
- темперамент*;
2. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
- областной суд - городской суд;
- юридический факультет – академия*;
- ученый – юрист – доктор юридических наук*;
- мужчина – сын – отец;
- наказуемое деяние – преступление – оскорбление – оскорбление словом – хулиганство;
- свидетель происшествия – виновник происшествия – водитель автомобиля – пешеход*;
- самолет - реактивный самолет - реактивный двигатель*;
- прямоугольник - ромб - квадрат;
- преступление – взятка – грабеж;
- вуз - институт - техникум;
3. Подберите понятия, находящиеся в отношении:
- равнозначности - к понятию «независимое государство»;
- пересечения - к понятию «студент»;
- подчинения - к понятию «преступление»;
- противоречия - к понятию «взрослый»;
- противоположности - к понятию «взрослый».
4. Какими словами-синонимами можно выразить следующие понятия: конституция; конвенция; прокуратура*; юриспруденция; юрисконсульт*; вина; закон*?
5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:
- допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого*;
- преступление – убийство – неосторожное убийство;
- военнослужащий – офицер – лейтенант*;
- преступление – правонарушение – хулиганство;
- дезертирство – дезертирство с оружием – дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору*.
6. Проверьте правильность следующих обобщений:
- криминалистика – юридическая наука – наука;
- кража – грабеж – разбой – хищение;
- умышленное преступление – преступление против личности – должностное преступление*;
- небрежность – самонадеянность – неосторожность*;
- одиночный выстрел – выстрел – залп;
- огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие;
7. Проверьте правильность следующих определений:
- Государство - это политическая организация;
- Биржевой курс – стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже*;
- Планета - это космическое тело, не имеющее собственного излучения;
- Аудит - проверка ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости;
- Темперамент - природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и реакции на жизненные воздействия*;
- Таможенник - человек, который носит форму;
- Физика - это наука, не изучающая общественные явления.
- Обмен - не акт производства.
- Жизнелюб – это человек, который любит сам пожить и окружающим дать жизни*.
- Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого, или охраняемого законом интереса.
- Юрист - человек, занимающийся юридической деятельностью*.
- Нормативный акт - это правовой акт государства*.
- Интерпол – международная организация уголовной полиции*.
8. Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления. Назовите делимое понятие, основания и члены деления.
- Науки бывают естественные, технические, общественные и юридические;
- Договоры делятся на справедливые, несправедливые и безвозмездные;
- Люди делятся на мужчин, женщин и детей*;
- Преступления классифицируются на умышленные, неосторожные и должностные.
- Различают следующие виды хищения: хищение государственного имущества и хищение личного имущества граждан*;
- Бывают кражи по предварительному сговору группой лиц; кражи с применением технических средств; кражи, совершенные несовершеннолетними*.
9. По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий: «закон», «государство», «импорт»*, «философия», «юрист»*.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 630.