Практическое занятие «Формальная логика как наука»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(форма обучения очная и заочная)

 

1. Объект и предмет логики как науки

2. Исторические этапы развития науки логики

3. Логическая культура таможенника

Задания для самостоятельной работы

1. Почему французский философ-просветитель Джон Локк называл логику «анатомией мышления»?

2. Как вы понимаете слова немецкого философа XIX в. Ф. Ницше: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления»?

3. Согласны ли вы с утверждением французского философа Нового времени Френсиса Бэкона: «Если человек окажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так и изобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этому благоприятствуют»?*

4. «Логика оттолкнула от меня мир», - говорил французский философ, теолог и поэт 12 в. Пьер Абеляр. Как вы думаете, данное высказывание мыслителя говорит о позитивном или негативном его отношении к логике?

5. По мнению французского писателя Виктора Гюго: «Логика не знает жалости». Попробуйте понять, а затем объяснить данную точку зрения*.

6. Видный польский логик и философ Ян Лукасевич (1878-1956) был глубоко убежден, что «логика – нравственность мысли и речи». Как вы считаете: в каком смысле он об этом говорит?*

7. Значение логики в жизни человека и общества по-разному оценивалась и оценивается сейчас. Поразмышляйте над приведенными высказываниями. С чем вы согласны, а что бы хотели возразить?

- «Логика – это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте» (Джозеф Вуд Кратч);

- «Логика – дырявая ложечка, которой философия пытается вычерпать океан мироздания» (Би Дорси Орли)*;

- «Было бы крайне не логично руководствоваться в жизни только логикой» (Лешек Кумор);

- «Неопровержимая логика характерна для маньяка» (А. Кристи)*.

- «Нет логики мужской и женской. Логика едина, и либо она есть у человека, либо ее нет»*.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

 

Студентам следует глубоко усвоить основные проблемы темы. Это – объект и предмет логики как науки; понятие логической формы, конкретное содержание и логическая структура мысли; понятие логического закона; истинность мысли и правильность рассуждений по форме; существенные признаки правильного мышления; история логики.

Особый акцент при этом должен быть сделан на необходимость формирования совокупности знаний и умений такого рода, которые называются логической культурой личности и которые определяются врожденным потенциалом индивида, окружающей социальной средой и определенной логосферой.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «культура мышления», «формально-логическая культура», «логическая культура таможенника».

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоит сущность логической культуры личности?

2. Какова структура логической культуры?

3. Дайте определение культуры абстрактно-логического мышления?

4. В чем состоит отличие культуры абстрактно-логического мышления от культуры деятельности по реализации следствий мышления?

5. Как связаны диалектическая и формально-логическая культура мышления?

6. В чем состоит значение логики в деятельности таможенника?

 

Раздел 2. Основные формы мышления

Тема 2.1. Понятие

 

Понятие как центральная категория логики. Языковые формы выражения понятий. Приемы образования понятий. Логическая структура понятия: содержание понятия и его объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий по объему: общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. Виды понятий по содержанию: конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Логическая характеристика основных таможенных понятий.

Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение. Логические отношения между несовместимыми понятиями: соподчинение, противоположность, противоречие.

Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление. Виды, правила определения и деления понятий. Значение операций определения и деления в профессиональной практике таможенника.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:

- предварительное заключение;

- психическое состояние;

- экономика;

- преступление в сфере компьютерной информации;

- вексель*;

- судимость;

- темперамент*;

2. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

- областной суд - городской суд;

- юридический факультет – академия*;

- ученый – юрист – доктор юридических наук*;

- мужчина – сын – отец;

- наказуемое деяние – преступление – оскорбление – оскорбление словом – хулиганство;

- свидетель происшествия – виновник происшествия – водитель автомобиля – пешеход*;

- самолет - реактивный самолет - реактивный двигатель*;

- прямоугольник - ромб - квадрат;

- преступление – взятка – грабеж;

- вуз - институт - техникум;

3. Подберите понятия, находящиеся в отношении:

- равнозначности - к понятию «независимое государство»;

- пересечения - к понятию «студент»;

- подчинения - к понятию «преступление»;

- противоречия - к понятию «взрослый»;

- противоположности - к понятию «взрослый».

4. Какими словами-синонимами можно выразить следующие понятия: конституция; конвенция; прокуратура*; юриспруденция; юрисконсульт*; вина; закон*?

5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

- допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого*;

- преступление – убийство – неосторожное убийство;

- военнослужащий – офицер – лейтенант*;

- преступление – правонарушение – хулиганство;

- дезертирство – дезертирство с оружием – дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору*.

6. Проверьте правильность следующих обобщений:

- криминалистика – юридическая наука – наука;

- кража – грабеж – разбой – хищение;

- умышленное преступление – преступление против личности – должностное преступление*;

- небрежность – самонадеянность – неосторожность*;

- одиночный выстрел – выстрел – залп;

- огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие;

7. Проверьте правильность следующих определений:

- Государство - это политическая организация;

- Биржевой курс – стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже*;

- Планета - это космическое тело, не имеющее собственного излучения;

- Аудит - проверка ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости;

- Темперамент - природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и реакции на жизненные воздействия*;

- Таможенник - человек, который носит форму;

- Физика - это наука, не изучающая общественные явления.

- Обмен - не акт производства.

- Жизнелюб – это человек, который любит сам пожить и окружающим дать жизни*.

- Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого, или охраняемого законом интереса.

- Юрист - человек, занимающийся юридической деятельностью*.

- Нормативный акт - это правовой акт государства*.

- Интерпол – международная организация уголовной полиции*.

8. Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления. Назовите делимое понятие, основания и члены деления.

- Науки бывают естественные, технические, общественные и юридические;

- Договоры делятся на справедливые, несправедливые и безвозмездные;

- Люди делятся на мужчин, женщин и детей*;

- Преступления классифицируются на умышленные, неосторожные и должностные.

- Различают следующие виды хищения: хищение государственного имущества и хищение личного имущества граждан*;

- Бывают кражи по предварительному сговору группой лиц; кражи с применением технических средств; кражи, совершенные несовершеннолетними*.

9. По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий: «закон», «государство», «импорт»*, «философия», «юрист»*.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 587.