Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

« ЛОГИКА »

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

          

Направленности (профили): «Таможенные платежи»

«Организация таможенного контроля»

     «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

«Информационные системы и таможенные

 технологии»

Уровень специалитета

Набор

2018

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

учебно-методическим советом

факультета таможенного дела

(протокол от 16.05.2018 № 8)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

 

«ЛОГИКА»

 

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

               

Направленности (профили): «Таможенные платежи»

«Организация таможенного контроля»

«Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

«Информационные системы и таможенные технологии»

 

Уровень специалитета

 

Набор

2018

Автор

И.В. Демидов, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, кандидат философских наук, профессор

 

Ответственный за выпуск

А.Т. Климович, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор

 

Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин (протокол от 20.04.2018 г. № 8)

 

 

©Российская таможенная академия, 2018



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения учебной дисциплины «Логика» является развитие у студентов навыков аналитического мышления, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения.

Задачи преподавания дисциплины:

- сформировать у обучаемых понимание форм и законов мышления;

- научить будущих таможенников осознанно пользоваться исходными принципами логически правильного мышления, привить им устойчивые навыки формирования стройной и убедительной мысли;

- сформировать у обучаемых научные логические основы, усиливающие их мировоззренческую позицию и направленные на эффективное решение профессиональных задач;

- обучить будущих специалистов умению предвидеть события и лучшим способом планировать свою деятельность, видеть «логику вещей», вести дискуссию и полемику.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень   Знает сущность, понятийный аппарат и значение логики в формировании личности, содержание и структуру логической культуры специалиста и пути ее формирования. Умеет критически оценивать достоинства и недостатки себя и окружающих, осуществлять самооценку и самоанализ; анализировать свойства и состояния личности, обусловленные особенностями социальной среды и спецификой профессиональной деятельности Владеет навыками самообразования, саморазвития, работы по повышению профессионального мастерства
ОПК-1 Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности   Знает познавательную, методологическую и мировоззренческую значимость формально-логического научного знания. Умеет логично, обоснованно и творчески применять основные положения формальной логики в мыслительном и познавательном процессе Владеет навыками базовыми навыками соблюдения требований основных формально-логических законов в письменной и устной речи                                                            

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

«Логика» является дисциплиной базовой части ООП.

«Логика» изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной форме обучения.

«Логика» изучается на 1 курсе по заочной форме обучения.

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Изучение «Логики» основывается на остаточном знании школьного курса грамматики русского и иностранного языков, некоторых тем обществознания, а также истории и других гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Логика осваивается в логической и содержательно-методической взаимосвязи с учебными дисциплинами «Культура речи», «Иностранный язык», «Культурология», «Основы таможенного дела», «История», «Психология» и др.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единицы (ЗЕ), 72 академических часа.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Виды работ

Всего

часов

Семестр
1
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем 28 28
в том числе:  
Лекции (Л) 10 10
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Практические занятия (ПЗ): 18 18
из них в интерактивной форме (ИФ) 2 2
Самостоятельная работа обучающихся 44 44

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ,

Семестр

1 Раздел 1. Формальная логика как наука 12 - - 2 - 10
2 Тема 1.1. Объект и предмет логики 4 - - - - 4
3 Тема 1.2. История логики 4 - - - - 4
4 Тема 1.3. Значение логики 4 - - 2 - 2
6 Раздел 2. Основные формы мышления 38 6 4 12 20
7 Тема 2.1. Понятие 8 2 2 2 2 4
8 Тема 2.2. Суждение 6 2 2 2 2 2
9 Тема 2.3.Логика вопросов и ответов 6 - - 2 - 4
10 Тема 2.4.Дедуктивное умозаключение 6 2 - 2 2 2
11 Тема 2.5.Индуктивное умозаключение 6 - - 2 - 4
12 Тема 2.6.Умозаключение по аналогии 6 - - 2 - 4
13 Раздел 3. Законы мышления 12 2 - 2 - 8
14 3.1. Основные формально-логические законы 8 2 - 2 - 4
15 3.2. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической 4 - - - - 4
16 Раздел 4. Логические формы развития знания 10 2 - 2 - 6
17 4.1. Гипотеза 4 - - - - 4
18 4.2. Доказательство 6 2 - 2 - 2
20  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

Зачет

21 Итого в семестре: 72 10 4 18 44
22 Итого по дисциплине 72 10 4 18 44

 

 

Таблица 3.2

 

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(заочная форма обучения)

 

№ п/п

Наименование раздела / темы

Общая трудоемкость (час.)

лекции (час.)

практические занятия (час.)

Самостоятельная работа (час.)

всего ИФ всего ИФ

Курс

1 Раздел 1. Формальная логика как наука

14

2 - 2 - 10
2 Тема 1.1. Объект и предмет логики

6

2 - 2 - 2
3 Тема 1.2. История логики

4

- - - - 4
4 Тема 1.3. Значение логики

4

- - - - 4
6 Раздел 2. Основные формы мышления

34

4 - 6 - 24
7 Тема 2.1. Понятие

8

2 - 2 - 4
8 Тема 2.2. Суждение

6

- - 2 - 4
9 Тема 2.3.Логика вопросов и ответов

4

- - - - 4
10 Тема 2.4.Дедуктивное умозаключение

8

2 - 2 - 4
11 Тема 2.5.Индуктивное умозаключение

4

- - - - 4
12 Тема 2.6.Умозаключение по аналогии

4

- - - - 4
13 Раздел 3. Законы мышления

10

- - 2 - 8
14 3.1. Основные формально-логические законы

6

- - 2 - 4
15 3.2. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической

4

- - - - 4
16 Раздел 4. Логические формы развития знания

10

- - 2 - 8
17 4.1. Гипотеза

4

- - - - 4
18 4.2. Доказательство

6

- - 2 - 4
20  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации 4

Зачет

21 Итого в семестре:

72

6 - 12 - 50
22 Итого по дисциплине

72

6 - 12 - 50
                 

5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем

Тема 1.2. История логики

Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Причины и условия возникновения логики. Аристотель как основатель логики. Развитие дедуктивной логики в Древнем мире. Логические проблемы Средневековья. Номинализм и реализм в решении проблем общих понятий (универсалий). Кризис средневековой логики в эпоху Возрождения. Разработка индуктивной логики Ф.Бэконом и Дж.-С.Миллем в эпоху Нового времени. Логические проблемы в трудах Р.Декарта и его последователей. Вклад российских ученых в развитие формальной логики (М.Ломоносов, А.Радищев, М. Каринский, Л.Рутковский, С.Поварнин). Изменение методов логики в процессе ее исторического развития.

Логика классическая и неклассическая. Фундаментальные направления неклассической логики. Роль Г.Лейбница в разработке проблем символической (математической) логики. Создание символической логики Дж. Булем и Г. Фреге во второй половине XIX в. Дедуктивно-аксиоматическое построение логики Б.Расселом и А.Уайтхедом. Особенности современного этапа развития формальной логики. Становление диалектической логики. Систематическое изложение диалектической логики в трудах Г. Гегеля. Вклад К.Маркса в развитие диалектической логики. Соотношение формальной логики и логики диалектической.

Задания для самостоятельной работы

1. Одной из причин возникновения науки логики называют необходимость развития ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Основой для этого является объективная связь языка и наших мыслей. Обоснуйте, каким же образом связаны речь и мышление.

2. Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединенных позднее под общим названием «Органон». С чем связано такое название? Какие основные формально-логические идеи он здесь высказывает?

3. Как использовал аппарат формальной логики средневековый философ Фома Аквинский для доказательства бытия Бога?*

4. Ознакомьтесь с основными идеями произведений философов Нового времени Ф. Бэкона «Новый Органон»; А. Арно и П. Николя «Логика, или Искусство мыслить». Обратите внимание на то, как авторы выходят за пределы традиционной логики и уделяют главное внимание методологии научного познания, логике открытий*.

5. Рассмотрите становление символической логики, диалектической логики и других логических систем.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

Студентам следует обратиться к истории логики. Важно уяснить: как логика возникла, какие исторические этапы она прошла в своем развитии и чем является сегодня. Необходимо обратить внимание на то, что выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства: 1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения; 2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств. Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально-речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «древняя логика», «средневековая логика», «диалектическая логика», «символическая логика», «модальная логика», «математическая логика».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Когда и где возникла логика как наука?

2. Кого принято считать создателем науки логики?

3. Что составляет предмет формальной логики? Каково ее место и роль в системе научного знания?

5. Назовите основные этапы развития логики.

6. Каковы особенности развития древней логики?

7. Что нового появилось в логике в эпоху Средневековья?

8. Охарактеризуйте содержание логики Возрождения и Нового времени.

9. Какова специфика современной логики?

10. В чем состоят особенности развития логики в России?

Тема 1.3. Значение логики

 

Социальное назначение и функции логики. Место и роль логики в общей системе культуры. Основные функции логики: познавательная, мировоззренческая, методологическая. Возрастание роли логики в обществе на современном этапе.

Роль логики в формировании логической культуры человека. Понятие логической культуры. Необходимость и значимость логики для выработки культуры мышления. Возрастание требований к логической культуре специалиста в современном обществе.

Овладение логикой - важное условие сознательного развития и совершенствования способности специалиста к творческому и правильному мышлению.  Использование логических средств в современной таможенной практике и необходимость овладения ими каждым таможенником. Значение логики для сотрудников таможенной службы Российской Федерации.

Тема 2.1. Понятие

 

Понятие как центральная категория логики. Языковые формы выражения понятий. Приемы образования понятий. Логическая структура понятия: содержание понятия и его объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий по объему: общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. Виды понятий по содержанию: конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Логическая характеристика основных таможенных понятий.

Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение. Логические отношения между несовместимыми понятиями: соподчинение, противоположность, противоречие.

Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление. Виды, правила определения и деления понятий. Значение операций определения и деления в профессиональной практике таможенника.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:

- предварительное заключение;

- психическое состояние;

- экономика;

- преступление в сфере компьютерной информации;

- вексель*;

- судимость;

- темперамент*;

2. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

- областной суд - городской суд;

- юридический факультет – академия*;

- ученый – юрист – доктор юридических наук*;

- мужчина – сын – отец;

- наказуемое деяние – преступление – оскорбление – оскорбление словом – хулиганство;

- свидетель происшествия – виновник происшествия – водитель автомобиля – пешеход*;

- самолет - реактивный самолет - реактивный двигатель*;

- прямоугольник - ромб - квадрат;

- преступление – взятка – грабеж;

- вуз - институт - техникум;

3. Подберите понятия, находящиеся в отношении:

- равнозначности - к понятию «независимое государство»;

- пересечения - к понятию «студент»;

- подчинения - к понятию «преступление»;

- противоречия - к понятию «взрослый»;

- противоположности - к понятию «взрослый».

4. Какими словами-синонимами можно выразить следующие понятия: конституция; конвенция; прокуратура*; юриспруденция; юрисконсульт*; вина; закон*?

5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

- допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого*;

- преступление – убийство – неосторожное убийство;

- военнослужащий – офицер – лейтенант*;

- преступление – правонарушение – хулиганство;

- дезертирство – дезертирство с оружием – дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору*.

6. Проверьте правильность следующих обобщений:

- криминалистика – юридическая наука – наука;

- кража – грабеж – разбой – хищение;

- умышленное преступление – преступление против личности – должностное преступление*;

- небрежность – самонадеянность – неосторожность*;

- одиночный выстрел – выстрел – залп;

- огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие;

7. Проверьте правильность следующих определений:

- Государство - это политическая организация;

- Биржевой курс – стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже*;

- Планета - это космическое тело, не имеющее собственного излучения;

- Аудит - проверка ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости;

- Темперамент - природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и реакции на жизненные воздействия*;

- Таможенник - человек, который носит форму;

- Физика - это наука, не изучающая общественные явления.

- Обмен - не акт производства.

- Жизнелюб – это человек, который любит сам пожить и окружающим дать жизни*.

- Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого, или охраняемого законом интереса.

- Юрист - человек, занимающийся юридической деятельностью*.

- Нормативный акт - это правовой акт государства*.

- Интерпол – международная организация уголовной полиции*.

8. Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления. Назовите делимое понятие, основания и члены деления.

- Науки бывают естественные, технические, общественные и юридические;

- Договоры делятся на справедливые, несправедливые и безвозмездные;

- Люди делятся на мужчин, женщин и детей*;

- Преступления классифицируются на умышленные, неосторожные и должностные.

- Различают следующие виды хищения: хищение государственного имущества и хищение личного имущества граждан*;

- Бывают кражи по предварительному сговору группой лиц; кражи с применением технических средств; кражи, совершенные несовершеннолетними*.

9. По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий: «закон», «государство», «импорт»*, «философия», «юрист»*.

 

Тема 2.2. Суждение

 

Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Предложение как языковая форма выражения суждения. Простые и сложные суждения. Логическая структура простого суждения: субъект, предикат, связка, квантор. Виды простых суждений по объему субъекта (общие, частные, единичные), по качеству связки (утвердительные, отрицательные), по содержанию предиката (свойства, отношения, существования). Объединенная классификация простых суждений: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

Распределенность терминов в суждении. Правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений: А, Е, I, О.

Виды сложных суждений в соответствии с функциями логических связок: соединительные, разделительные, условные. Виды сложных суждений по количеству терминов.

Сравнимые и несравнимые суждения. Виды сравнимых суждений: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми простыми суждениями: равнозначность, частичная совместимость, подчинение. Логические отношения между несовместимыми простыми суждениями: противоположность, противоречие. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями. Правила их соотнесения по истинности. Отношения совместимости и несовместимости между сложными суждениями. Таблица соотнесения их по истинности. Модальность суждений и ее виды: алетическая, эпистемическая, деонтическая.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают?

- Я обещаю подумать над вашим предложением.

- Если электростанция прекратит подачу тока, то предприятие понесет большие убытки*.

- Возникла ли собственность сама собой, как говорят, от Бога, или порождена людьми в процессе становления экономики?

- Какая прекрасная погода!*

- Всякое преступление является противоправным действием.

- Ценные бумаги могут быть предъявительскими, ордерными или именными*.

- Как можно не любить стихов А.С. Пушкина?

- Если Х ровесник У, то У ровесник Х.

- «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь).

- Водители, соблюдайте правила дорожного движения!*

- Яблоки весят Х кг.

- Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать*.

- Америка находится от нас далеко.

- Х + У = Z*.

- Кто сегодня дежурный по аудитории?

2. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации:

-  «Степанов имеет высшее юридическое образование»;

- «Ни один человек не должен страдать за правду»;

- «Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики»;

- «Наскальные рисунки ориньякского периода, обнаруженные в Европе, представляют собой фигуры различных животных».

- «В его действиях нет состава преступления»*.

3. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям:

а) по объему субъекта:

– «Преступление совершено одним лицом»;

- «Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики»*;

- «В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно»;

- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»*;

- «70 % всего мирового грузооборота перевозится морским путем»;

- «Нет адъютанта без аксельбанта» (Прутков);

- «Не все темы курса логики достаточно понятны»*;

- «В этой деревне огни не погашены» (Рубцов);

- «В здоровом теле здоровый дух»*;

- «В библиотеке есть интересные книги»;

- «Не все то золото, что блестит»;

- «Древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*;

- «Некоторые древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*.

б) по качеству связки:

- «Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества»;

- «Некоторые страны не имеют однопартийной системы»;

- «Ни что не существует беспричинно»;

- «Захватническая война – незаконна»*;

- «В действиях гражданина Прохорова нет состава преступления».

в) по содержанию предиката:

- «Кража является умышленным преступлением»*;

- «Мурманск находится за полярным кругом»;

- «Некоторые рыбы живут до ста лет»;

- «Верста больше километра»;

- «Обвиняемый не достиг совершеннолетия»*.

4. Дайте объединенную классификацию суждений, отобразите отношения терминов с помощью «кругов Эйлера», установите распределённость субъекта и предиката:

- «Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем»;

- «Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон»*;

- «Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем»;

- «По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз»*;

- «Ничто не проходит бесследно»;

- «Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций»;

- «Несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе»*;

- «В архивах хранятся и закрытые дела»;

- «Человек осваивает космическое пространство»*.

5. Определите модальность следующих суждений

- «Осуждение обязательно связано с признанием лица виновным в совершении преступления»;

- «Если бы М. был на месте преступления, то он обязательно оставил бы следы ног»;

- «Не установив объекта посягательства, нельзя утверждать о наличии в деянии состава преступления»;

- «Водитель К. не остановил свой автомобиль при запрещающем сигнале светофора, в связи с чем совершил дорожно-транспортное происшествие»*.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части:

- «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно»;

- «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Всеобщая декларация прав человека)*;

- «Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают ссоры»;

- «Если установлено, что А. Взял имущество гражданина В. насильно, содеянное А. Надлежит квалифицировать как грабеж»*;

- Содеянное надлежит квалифицировать как насильственное действие в отношении начальника, если будет признано, что обвиняемый нанес побои своему начальнику в связи с исполнением им обязанностей по военной службе».

7. Установите соотношение истинности и ложности по «логическому квадрату», взяв за исходные следующие суждения:

-  «Жизнь – обратимый процесс»;

- «Некоторые войны справедливые»;

- «Некоторые преступления не представляют собой большой общественной опасности»*;

- «Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух».

 

Раздел 3. Законы мышления

Логики диалектической

Сфера действия диалектических законов – содержание мысли. Отражение в мышлении переходных (промежуточных) состояний предметов или явлений. Отображение изменений предмета во времени. Отражение предмета в его различных взаимоотношениях с другими предметами.

Сфера действия формально-логических законов – форма (структура) мысли. Действие формально-логических законов в обобщенной форме. Формы проявления законов мышления. Недопустимость абсолютизации законов формальной и диалектической логики.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие из следующих высказываний представляют собой логические противоречия, а какие – диалектические:

- «В одну и ту же реку входим и не входим, существуем и не существуем» (Гераклит);

- «Обратная сторона хорошего – плохое, обратная сторона плохого – хорошее»*;

- «Все есть яд и все есть лекарство. Тем или другим делает их мера» (Парацельс);

- «В ближайшем будущем нас может ожидать много неожиданного»;

- «В настоящее время в России сохраняется неустойчивая стабильность»*;

- «За годы перестройки в сознании россиян произошли заметные сдвиги».

2. Как соотносит общее и единичное тургеневский герой Базаров: «Все люди друг на друга похожи как телом так и душой… небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу…»? (Тургенев И. И. Отцы и дети).

К каким последствиям в юридической теории и практике может привести такая методологическая позиция?

3. «Правдивы лишь слова того мужчины,

Кто верно свяжет следствия, причины».

                              (Ахмат Югнаки, XII в.)

Почему важно различать и как различить:

- причину и следствие;

- причину и повод;

- причину и предлог;

- причину и условия?

4. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?

- вспышка молнии – гром;

- день – ночь*;

- уголовное наказание – судимость;

- права – обязанности;

- гражданское общество – правовое государство*.

5. Существует мнение, что случайность является «дополнением и формой проявления необходимости».

- Может ли случайность быть необходимостью, а необходимость – случайностью одновременно?

- Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью?

- Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности?

- Случайность или необходимость – авария самолета, столкнувшегося со стаей гусей, летящих на юг?*

6. Из перечисленных ситуаций определите, какая может быть определена как реальная или абстрактная возможность:

- космический полет в начале ХХ века;

- формирование правового государства в России;

- падение подброшенного человеком предмета на землю;

- уничтожение жизни на Земле;

- искусственное создание живого организма*.

7. Может ли объективно истинное знание с течением времени стать ложным?*

8. Предложенные вопросы предназначены для активизации мышления и способствуют последовательному, непротиворечивому и обоснованному изложению мировоззренческих взглядов.

- Как вы понимаете выражение Ф. Ницше: «Философ познает – творя, и творит, - познавая»?

- Как можете объяснить слова А. Шопенгауэра: «Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже»?*

- Объясните слова Плотина: «Материя – ложь и все-таки истина».

- О чем идет речь в античном афоризме: «Устами младенцев глаголет истина»?*

- В чем смысл русской поговорки: «Правда глаза колет»?

- Как вы понимаете высказывание: «Если говорить правду, свидетели не нужны»?*

- Объясните слова Квинтилиана: «Практика без теории ценнее, чем теория без практики».

- Как понять античный афоризм: «То, что знаем, - капля, чего не знаем, - море»?

- Как можете объяснить слова Сократа, приводимые Платоном: «Я знаю, что ничего не знаю»?*

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

 

Следует самостоятельно изучить сущность и механизм основных диалектических законов: закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимного перехода количественных и качественных изменений и закона отрицания отрицания. Предлагается следующий алгоритм исследования: определить содержание категорий, выражающих сущность закона, затем – механизм его действия, а потом – методологическое значение закона в мыслительной деятельности таможенника. Кроме этого, необходимо рассмотреть неосновные законы диалектики: соотношения единичного и общего, явления и сущности, формы и содержания, причины и следствия и др. Важно проанализировать единство, различие и взаимосвязь в мышлении формально-логических и диалектических законов.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «диалектический закон», «диалектическое тождество», «диалектическое противоречие», «количество», «качество», «мера», «диалектическое отрицание».

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие законы мышления называются диалектическими?

2. Какова объективная природа диалектических законов?

3. Какие свойства логического мышления выражают основные диалектические законы?

4. В чем состоит сущность закона единства и борьбы противоположностей, какова его роль в процессе рассуждения?

5. В чем отличие логического противоречия от противоречия диалектического?

6. В чем сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, и какова его роль в познании?

7. Определите сущность закона отрицания отрицания.

8. Как соотносятся в мышлении формально-логические и диалектические законы?

9. Какова роль основных формально-логических и диалектических законов в практической деятельности специалиста таможенной службы?

 

Тема 4.1. Гипотеза

 

Понятие гипотезы, ее существенные признаки и логическая структура. Виды гипотез: общие и частные, научные и рабочие, описательные и объяснительные. Следственная версия как разновидность частной гипотезы. Основные этапы разработки гипотезы: выдвижение гипотезы, развитие гипотезы, проверка гипотезы. Соотношение гипотезы с проблемой и теорией.

Логико-методологические требования к построению гипотезы и ее особенности в специальном исследовании. Проверка гипотезы. Дедуктивное выведение следствий. Сопоставление следствий с фактами. Способы доказательства гипотезы. Значение гипотезы в деятельности таможенника.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите состав данных гипотез (основание гипотезы, ее форму и предположение):

- Результаты судебной статистики показывают, что подавляющее число тяжких преступлений совершаются либо в состоянии опьянения, либо лицами, часто злоупотребляющими алкоголем. Обобщая эти статистические результаты, можно предположить, что алкоголизм является в некоторых случаях причиной или необходимым спутником преступлений.*

- Расследуя случай кражи со взломом двери, следователь в качестве будущего вещественного доказательства изъял часть двери со следами взлома. При этом он исходил из того, что орудие взлома в любом случае оставляет характерные для данного орудия следы на косяке двери и на дверном полотне при его отжиме и, что вероятно, в данном случае эти индивидуальные особенности орудия взлома также должны иметь соответствующие следы.

2. Установите возможные пути подтверждения или опровержения следующих гипотез:

- В нападении на студента К. участвовали двое молодых людей. Оба они были в спортивных куртках светлого цвета, в джинсах и кроссовках. Один из них, угрожая ножом, потребовал от К. отдать имеющиеся у него деньги и снять кожаную куртку. Второй при этом поигрывал газовым пистолетом. Получив требуемое и пригрозив К. отомстить, если он вздумает обратиться в милицию, преступники скрылись.

К. сразу же обратился в ближайшее отделение милиции. Через некоторое время в близлежащем районе были задержаны два молодых человека, у которых на ногах были кроссовки, одеты они были в светлые спортивные куртки и джинсы. Было выдвинуто предположение, что они и ограбили К.

- Накануне выборов в законодательные органы в республике по репрезентативной выборке был проведен социологический опрос, который показал, что за партию А собираются отдать свои голоса 28% опрошенных, за партию Б собираются голосовать 33% респондентов, за партию В – 17%. 18% опрошенных не определились в своих симпатиях, а остальные будут голосовать за другие партии. На основании результатов этого опроса было сделано предположение, что на выборах законодательных органов республики победит партия Б.*

3. Установите, все ли возможные версии учтены в следующих примерах?

- Коммерческий директор одной из фирм, торгующей западноевропейским оборудованием, получил несколько писем с требованием выплаты одного миллиона рублей в обмен на сохранение здоровья его жены. В противном случае, угрожал анонимный автор, жена директора может попасть в больницу. В последнем письме оговаривался срок исполнения требования и место, куда надлежало положить деньги. Все письма были отправлены из разных почтовых отделений города, но все они имели одну общую деталь: текст писем был составлен из букв, вырезанных из газет.

Это обстоятельство, а также то, что старший сын директора, который нигде не работал, незадолго до того, как стали приходить письма с угрозами, крупно проигрался в карты, и то, что он неприязненно относился к своей мачехе и на этой почве неоднократно ссорился со своим отцом, и явилось основанием для предположения о том, что именно он и является автором этих писем.

- В селе сгорел магазин. Следствие установило, что пожар возник в результате поджога. Кроме того, стало известно, что накануне пожара в магазин была завезена партия импортной обуви. Никаких следов «сгоревшей» обуви не было обнаружено. Однако жильцы соседнего дома показали, что в ночь перед пожаром, который произошел рано утром, слышали шум отъезжающей машины. Была выдвинута версия, что поджог магазина был организован его директором в целях наживы на продаже «сгоревшей» обуви.*

- В городе А произошло ограбление кассы фабрики детского трикотажа. Вооруженные преступники связали сторожа, взломали дверь кассы, с помощью дрели высверлили замок сейфа и похитили деньги. Работники уголовного розыска предположили, что в ограблении участвовал К, который недавно вернулся из мест заключения, отбыв наказание за аналогичное преступление. Предположение ocновывалось на том, что способ хищения денег был в обоих случаях одинаков.

4. Установите, достигнуто ли опровержение гипотезы в данном примере:

В обеденный перерыв на строительной площадке двое молодых рабочих затеяли борьбу. Вскоре один из них положил соперника «на лопатки». Тот неожиданно вскрикнул, а когда приподнялся, окружающие увидели, что у него майка на спине в крови. Пострадавшего доставили в больницу, где его срочно оперировали. У его соперника при задержании обнаружили перочинный нож, возникла версия, что им и была причинена травма.

Судебно-медицинский эксперт мог бы судить о предмете, которым причинено ранение, по его характеру. Но после операции сделать это было уже невозможно. Объектом исследования стала одежда пострадавшего. Характер повреждений на майке соответствовал осколку стекла, обнаруженного на месте борьбы, а не лезвию ножа.*

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Студентам следует понять логическую сущность гипотезы, уяснить такие вопросы, как место гипотезы в системе форм развития научного знания; что составляет объективную основу гипотезы; какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений; как соотносится гипотеза с проблемой и теорией; какова логическая структура гипотезы.

Необходимо осуществить анализ видов гипотезы и основных этапов ее разработки. Особое внимание при этом важно уделить рассмотрению специфики версии как разновидности частной гипотезы.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «гипотеза», «предположение», «основание гипотезы», «форма гипотезы», «общая гипотеза», «частная гипотеза», «версия», «научная гипотеза», «рабочая гипотеза».

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается логическая сущность гипотезы?

2. Что составляет объективную основу гипотезы?

3. Какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений?

4. Какова логическая структура гипотезы?

5. Как можно охарактеризовать основные виды гипотезы?

6. Какие требования предъявляются к научной гипотезе?

7. Что такое версия? Как она соотносится с научной гипотезой?

8. Из каких основных этапов складывается разработка гипотезы?

9. Какие существуют способы доказательства гипотезы?

Тема 4.2. Доказательство

 

Понятие доказательства. Доказательство и убеждение. Доказательное рассуждение и вера. Логическая структура доказательства. Построение доказательства, его роды и виды. Способы доказательства: прямое и косвенное.

Прямое и косвенное подтверждение тезиса. Виды косвенного подтверждения тезиса: апагогическое и разделительное. Методы прямого и косвенного подтверждения тезиса.

Прямое и косвенное опровержение тезиса. Виды косвенного опровержения тезиса: апагогическое и разделительное. Способы опровержения: опровержение тезиса, опровержение аргументов и опровержение демонстрации.

Правила доказательства и возможные ошибки при их нарушении. Паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы, их роль в развитии специальных таможенных знаний.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите, являются ли доказательством приведенные рассуждения:

- Если все посылки истинны и из них логически следует заключение, то оно также истинно. Заключение ложно. Следовательно, или не все посылки истинны, или из них не вытекает заключение.

- Закон сохранения (первое начало термодинамики) запрещает вечный двигатель первого рода. Есть также второе начало термодинамики, и, значит, нет вечного двигателя второго рода. Это же можно сказать и о вечном двигателе третьего рода, запрещаемом третьим началом термодинамики. Однако четвертого начала термодинамики нет. Следовательно, ничто не мешает создать вечный двигатель четвертого рода. И тем более вечный двигатель пятого и так далее рода.

- Если действие обязательно, то оно не запрещено. Не запрещенное – разрешено. Значит, если действие обязательно, оно разрешено.*

2. Установите вид и структуру доказательства:

- «Доказательства вины подозреваемого вполне достаточно, – сказал следователь. – Судите сами. Во-первых, потерпевшая при опознании однозначно указала на подозреваемого. Во-вторых, подозреваемый был задержан при попытке продать валюту, которой у него раньше никогда не было. Это подтверждают все знакомые подозреваемого. А в сумочке, которую отняли у потерпевшей, была немалая сумма в долларах. В-третьих, в тот день, когда было совершено ограбление, подозреваемого видели примерно за полчаса до этого недалеко от места преступления».*

- Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемого: обвиняемый был на месте преступления – в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви; соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший, примерно в то время, когда была совершена кража; обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему.

Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры.

- Врач, убеждая пациента, что тот не болен малярией, рассуждал таким образом: если бы действительно была малярия, имелся бы ряд характерных для нее симптомов, в частности общая слабость и озноб. Однако таких симптомов нет. Значит, нет и малярии.

- Данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения. Причинами опрокидывания автомобиля могут быть превышение скорости на поворотах, резкое торможение, неправильное расположение груза. Экспертизой установлено, что ни превышение скорости на поворотах, ни неправильное расположение груза не имело места. Значит, данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения.*

- «Кражу мог совершить кто-то другой, – сказал задумчиво следователь.

«Нет, это исключено. Никто другой в квартиру не входил, – убежденно возразил участковый, – следов-то никаких других, кроме этих нет. Да и соседи никого в этот день не видели».*

3. Постройте прямое или косвенное подтверждение тезиса:

- Человек желает счастья.

- Ни одно преступление не должно остаться не раскрытым.

- В слове «мышление» ударение делается на втором слоге.*

- Неполное деление понятий ведет к нарушению правила соразмерности.*

- Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.

4. Постройте прямое или косвенное опровержение тезиса:

- Все люди злы.

- Каждое преступление является умышленным.*

- Понятия «человек, имеющий высшее образование» и «интеллигентный человек» находятся в отношении равнозначности.*

- Любое общеутвердительное суждение обращается с ограничением.

5. Определите, какое правило доказательства нарушено и какая ошибка возникла в рассуждении:

– На солнце появились пятна, значит, в стране наступает экономический кризис.

– То, что должно быть, является добром. Но зло должно быть. Значит, зло есть добро.

– Если бы не было времени, то не было бы ни одного дня. Если бы не было дня, то всегда стояла бы ночь. Но если бы всегда стояла ночь, было бы время. Следовательно, если бы не было времени, то оно было бы.*

– «Пальто» – слово, и, так как пальто греет, то можно сделать вывод о том, что некоторые слова греют.*

– Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.*

– Что является естественным, то является хорошим. Делать ошибки естественно. Значит, делать ошибки хорошо.

– Пегас есть крылатый конь. Следовательно, Пегас есть (существует).

– «Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить?» – «Нет». – «Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо?» – «Конечно, знаю...» – «Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, вы знаете то, чего вы не знаете».*

– Студент такими словами доказывал, что надо или поставить ему удовлетворительную оценку, или экзаменовать его дальше: «Я прочел весь курс. Так неужели же я ничего не знаю? Может быть, я и отвечу на какой-нибудь вопрос».

– Отчет директора фабрики слушают в соответствующем комитете, а он говорит: «Граждане, я вижу, тут дело оборачивается выговором. За что же? Неужели вы думаете, что наши расчески и пуговицы по качеству ниже всех? Да никоим образом. Вот посмотрите, какую продукцию делают наши дорогие соседи! Два раза проведешь гребенкой по голове – и облысеешь...».*

– Единообразные законы о браке – хорошие законы, поскольку законодательство, вносящее единство в нормы о браке, снижает количество разводов.… А снижает оно количество разводов, потому что единое брачное законодательство стандартизирует нормы, относящиеся к заключению брака.*

– В Подольск на постоянное место жительства прибыл отбывший срок заключения М., в прошлом – «медвежатник». Через месяц из сейфа офиса фирмы была похищена крупная сумма денег. За последние годы в Подольске не было зафиксировано ни одного случая кражи с взломом сейфа. Следовательно, данную кражу совершил прибывший из заключения М.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Положение об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

2. Положение о балльной системе оценки успеваемости обучающихся Российской таможенной академии.

3. Руководство по оформлению рукописных учебных и научных работ, рукописей печатных изданий Российской таможенной академии.

4. Методические указания по выполнению контрольных работ.

5. Положение о самостоятельной работе обучающихся в Российской таможенной академии.

 

Примерные тесты

 

1. Логика- это:

а. Наука об умозаключениях и доказательствах.

б. Наука о правилах мышления.

в. Наука о формах и законах мышления.

г. Наука о формах и законах познания.

 

2. Формальная логика появилась:

а. В Средние века.

б. В Античности.

в. В Новое время.

г. В эпоху Возрождения.

 

3. Объектом логики как науки является:

а. Сознание.

б. Абстрактно-логическое мышление.

в. Наглядно-практическое мышление.

г. Психика человека

 

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

 

1. Мышление как объект изучения логики. Роль мышления в познании.

2. Формальная логика: ее предмет, место и роль в системе научного знания.

3. Основные исторические этапы развития логики.

4. Понятие как форма мышления.

5. Логические приемы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

6. Содержание и объем понятия.

7. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

8. Виды понятий.

9. Отношения между понятиями.

10. Логическая операция обобщения понятия.

11. Логическая операция ограничения понятия.

12. Логическая операция определения понятия. Виды определения.

13. Определение через ближайший род и видовое отличие.

14. Правила определения понятий.

15. Логическая операция деления понятия. Виды деления.

16. Правила деления понятия.

17. Суждение: сущность и логическая структура.

18. Виды простых категорических суждений.

19. Объединенная классификация простых суждений.

20. Распределенность терминов в суждениях. Правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений: А, Е, I, О.

21. Виды и структура сложных суждений.

22. Соединительное суждение (конъюнкция) и его строение.

23. Разделительное суждение (дизъюнкция), его строение и виды.

24. Условное суждение (импликация).

25. Логические отношения между совместимыми суждениями.

26. Логические отношения между несовместимыми суждениями.

27. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями.

28. Понятие о модальности суждений. Виды модальности.

29. Сущность и логическая структура вопроса.

30. Виды вопросов.

31. Правила постановки вопросов.

32. Логическая сущность и виды ответов.

33. Умозаключение как форма мышления: сущность, логическая структура и виды.

34. Непосредственные дедуктивные умозаключения: превращение.

35. Непосредственные дедуктивные умозаключения: обращение.

36. Непосредственные дедуктивные умозаключения путем противопоставления предикату.

37. Непосредственные дедуктивные умозаключения по логическому квадрату.

38. Простой категорический силлогизм, его структура и аксиома.

39. Правила терминов простого категорического силлогизма.

40. Правила посылок простого категорического силлогизма.

41. Первая фигура простого категорического силлогизма, ее правила и роль в познании.

42. Вторая фигура простого категорического силлогизма, ее правила и роль в познании.

43. Третья фигура простого категорического силлогизма, ее правила и роль в познании.

44. Чисто условное умозаключение.

45. Условно-категорическое умозаключение, его правильные модусы.

46. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы и роль в практике таможенника.

47. Сокращенный силлогизм (энтимема).

48. Индуктивное умозаключение, его виды и логическая структура.

49. Полная индукция, ее роль в познании.

50. Неполная индукция и ее виды.

51. Популярная индукция.

52. Научная индукция и ее познавательная роль.

53. Метод сходства как метод научной индукции.

54. Метод различия как метод научной индукции.

55. Научная индукция: метод сопутствующих изменений.

56. Метод остатков как метод научной индукции.

57. Умозаключение по аналогии: сущность и логическая структура.

58. Виды аналогии и ее роль в познавательном процессе.

59. Закон тождества в формальной логике, его требования к мышлению таможенника.

60. Закон противоречия и его значение для деятельности специалиста в таможенной сфере.

61. Закон исключенного третьего и его роль в познании таможенных явлений и процессов.

62. Закон достаточного основания в мыслительной и практической деятельности таможенника.

63. Логическая природа и познавательная роль гипотезы.

64. Виды гипотез. Требования к научной гипотезе.

65. Логическая структура гипотезы.

66. Основные этапы разработки гипотезы и их характеристика.

67. Способы доказательства гипотезы.

68. Сущность логического доказательства и его структура.

69. Прямое и косвенное подтверждение тезиса.

70. Опровержение в логике, его формы и способы.

71. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении.

72. Паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы.

 

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

    Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:

     1) посещать все занятия, т. к. весь тематический материал взаимосвязан между собой, и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;

     2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь, а документы, оформленные студентами, подшивать в папку;

     3) обязательно выполнять все домашние задания. Отсутствие на практических занятиях не освобождает студента от выполнения домашнего задания. Выполнение задания необходимо предоставить преподавателю в письменном виде;

    4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т. к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

- Комплексную тренажерную систему для подготовки должностных лиц таможенных органов.

- Пакет прикладных программ MSOffice.

- Справочно-правовую систему «Консультант плюс».

- Справочно-правовую систему «Гарант».

- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется следующие образовательные технологии:

- решение логических задач и выполнение упражнений;

- обсуждение и решение ситуационных задач;

- блиц-опрос по определениям;

- решение кроссвордов по темам;

- тестирование.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

« ЛОГИКА »

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

          

Дата: 2019-03-05, просмотров: 592.