Тема 1.1. Объект и предмет логики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логический процесс мышления как познавательный процесс отражения объективной реальности. Виды мышления. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мышление как объект формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Объективная обусловленность мышления в его содержании и формах.

Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Взаимосвязь и взаимодействие форм мышления в реальной практике мыслительной деятельности. Связь мыслей. Закон мышления. Понятие логического закона. Объективный характер законов мышления. Взаимосвязь и единство законов мышления. Основные средства мышления: принципы мышления, правила мышления, формально-логические законы. Предмет формальной логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Логика формальная и диалектическая, ограниченность функций формальной логики. Логика и язык.

Задания для самостоятельной работы

1. Установите, какие из приведенных ниже выражений естественного языка имеют одинаковую логическую форму:

- Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности;

- Все адвокаты - юристы;

- Некоторые работники нарушают трудовую дисциплину;

- Среди юрисконсультов есть женщины;

- Иванов окончил экономический факультет и стал брокером на финансовой бирже.

- Москва - столица России;

- Если у человека есть деньги, то он может купить товар*;[1]

- Каждый человек имеет право на труд;

- В библиотеке есть интересные книги;

- Все финансовые разногласия между партнерами были урегулированы в результате переговоров*;

- Фирма вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству;

- Михайлов с отличием окончил РТА и получил диплом юриста*;

- Каждая страна имеет свой гимн;

- Ни один продавец не имеет права нарушать права покупателя;

- Если потребители получают общественные товары в равных объемах, то и платить за них налоги они должны в равной мере*;

- Масштаб цен устанавливается государством;

- Дж. Кейнс предложил новую концепцию макроэкономического равновесия*.

2. Укажите, какие из приведенных высказываний являются истинными, ложными или бессмысленными:

- Системный подход является адекватным методом исследования рыночной системы*.

- Александр Македонский мало чему научился у своего учителя Аристотеля.

- «Конкресцирование абстрактных идей в сфере пластики представляет ту фразу самоищущего духа, в которой он, определяясь для себя, потенциируется из естественной имманентности в гармоническую сферу образного сознания в красоте».

- Самая высокая горная вершина была заметно ниже окружающих ее вершин.

- «Обращаясь к рационально-апоплексическому анализу дисгармонии фазисов современного апогея, мы эфемерно субъективируемся в рационально-трансцендентном апофеозе и симбиозе» *.

- Гоголь писал «Мертвые души» в Риме.

- Доход от реализации продукции – это выручка, полученная от реализации продукции*.

- Получение прибыли является главной целью бизнеса.

- «Затруднено выявление при описании лексического сочетания слов константных, а тем самым приписываемых языку характеристик контекста, элиминирование экстралингвистических обусловностей и эксплицирование именно сочетаемостных характеристик»*.

- Если паровоз, то идет снег, или дует сильный ветер.

- Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

- Не все то золото, что блестит*.

3. Выразите свое согласие или несогласие с мнением о том, что особое место в профессиональном мышлении юриста занимает язык. Обоснуйте свою точку зрения.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

 

Студентам следует рассмотреть ступени процесса познания: чувственное познание и мышление. При этом особое внимание нужно уделить особенностям абстрактного мышления, трем его основным формам: понятию, суждению и умозаключению. При изучении этой темы следует понять роль естественного и искусственного языков в познании. Необходимо ознакомиться и иметь представление об искусственных языках науки логики: о языке логики высказываний и языке логики предикатов.

Основные проблемы темы должны быть глубоко усвоены. Это - понятие логической формы, конкретное содержание и логическая структура мысли; понятие логического закона; истинность мысли и правильность рассуждений по форме; основные черты правильного мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «логика», «наука», «форма мышления», «чувственное познание», «рациональное познание», «формальная логика», «язык», «знак», «знак-образ», «знак-символ», «семиотика», «синтаксис», «семантика», «язык логики высказываний», «язык логики предикатов».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Что представляет собой чувственное познание, в каких формах оно протекает?

2. Что такое абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании?

3. Что составляет предмет формальной логики? Каково ее место и роль в системе научного знания?

4. В чем состоит отличие формальной логики от логики диалектической?

5. Что такое логическая форма?

6. В чем отличие истинности мысли от ее логической правильности?

7. Как, на ваш взгляд, соотносятся логические формы и объективный мир?

8. Как соотносятся язык и мышление?

 

Тема 1.2. История логики

Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Причины и условия возникновения логики. Аристотель как основатель логики. Развитие дедуктивной логики в Древнем мире. Логические проблемы Средневековья. Номинализм и реализм в решении проблем общих понятий (универсалий). Кризис средневековой логики в эпоху Возрождения. Разработка индуктивной логики Ф.Бэконом и Дж.-С.Миллем в эпоху Нового времени. Логические проблемы в трудах Р.Декарта и его последователей. Вклад российских ученых в развитие формальной логики (М.Ломоносов, А.Радищев, М. Каринский, Л.Рутковский, С.Поварнин). Изменение методов логики в процессе ее исторического развития.

Логика классическая и неклассическая. Фундаментальные направления неклассической логики. Роль Г.Лейбница в разработке проблем символической (математической) логики. Создание символической логики Дж. Булем и Г. Фреге во второй половине XIX в. Дедуктивно-аксиоматическое построение логики Б.Расселом и А.Уайтхедом. Особенности современного этапа развития формальной логики. Становление диалектической логики. Систематическое изложение диалектической логики в трудах Г. Гегеля. Вклад К.Маркса в развитие диалектической логики. Соотношение формальной логики и логики диалектической.

Задания для самостоятельной работы

1. Одной из причин возникновения науки логики называют необходимость развития ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Основой для этого является объективная связь языка и наших мыслей. Обоснуйте, каким же образом связаны речь и мышление.

2. Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединенных позднее под общим названием «Органон». С чем связано такое название? Какие основные формально-логические идеи он здесь высказывает?

3. Как использовал аппарат формальной логики средневековый философ Фома Аквинский для доказательства бытия Бога?*

4. Ознакомьтесь с основными идеями произведений философов Нового времени Ф. Бэкона «Новый Органон»; А. Арно и П. Николя «Логика, или Искусство мыслить». Обратите внимание на то, как авторы выходят за пределы традиционной логики и уделяют главное внимание методологии научного познания, логике открытий*.

5. Рассмотрите становление символической логики, диалектической логики и других логических систем.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

Студентам следует обратиться к истории логики. Важно уяснить: как логика возникла, какие исторические этапы она прошла в своем развитии и чем является сегодня. Необходимо обратить внимание на то, что выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства: 1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения; 2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств. Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально-речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «древняя логика», «средневековая логика», «диалектическая логика», «символическая логика», «модальная логика», «математическая логика».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Когда и где возникла логика как наука?

2. Кого принято считать создателем науки логики?

3. Что составляет предмет формальной логики? Каково ее место и роль в системе научного знания?

5. Назовите основные этапы развития логики.

6. Каковы особенности развития древней логики?

7. Что нового появилось в логике в эпоху Средневековья?

8. Охарактеризуйте содержание логики Возрождения и Нового времени.

9. Какова специфика современной логики?

10. В чем состоят особенности развития логики в России?

Тема 1.3. Значение логики

 

Социальное назначение и функции логики. Место и роль логики в общей системе культуры. Основные функции логики: познавательная, мировоззренческая, методологическая. Возрастание роли логики в обществе на современном этапе.

Роль логики в формировании логической культуры человека. Понятие логической культуры. Необходимость и значимость логики для выработки культуры мышления. Возрастание требований к логической культуре специалиста в современном обществе.

Овладение логикой - важное условие сознательного развития и совершенствования способности специалиста к творческому и правильному мышлению.  Использование логических средств в современной таможенной практике и необходимость овладения ими каждым таможенником. Значение логики для сотрудников таможенной службы Российской Федерации.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 626.