В дошкольном периоде физическое воспитание тесно связано с общим воспитанием, так как закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического развития. Учеными (И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.М. Кольцова и др.) доказано: чем выше двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие речи.
Таким образом, овладение двигательными умениями и навыками, развитие координации общих движений, мелкой и артикуляционной моторики является одним из средств коррекции речевых нарушений. С другой стороны: формирование движений происходит при активном участии речи. Речь, особенно ритмичная (стихи, поговорки, считалки и др.) способствует улучшению артикуляционных движений, пальчиковой моторики, общих точных координированных движений. Следует отметить, что у детей с тяжелыми нарушениями наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций наблюдается отставание в развитии двигательной сферы.
Таким образом, содержание работы инструктора по физической культуре включает следующие направления:
- организация взаимодействия педагогов учреждения и родителей по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики дошкольников с ОНР;
- организация НОД, праздников и досугов с учетом коррекционных методик;
- использование логопедических минуток с включением игр и упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики с учетом лексических тем;
- закрепление правильных речевых навыков дошкольников с нарушениями речи;
- создание условий для творческого освоения эталонов движения детьми с ТНР в различных ситуациях.
В учреждении используются разнообразные формы проведения НОД по физической культуре: сюжетные, игровые, контрольно-учетные, на свежем воздухе. С учетом лексических тем разработаны комплексы общеразвивающих упражнений по физической культуре, утренней гимнастике и модели двигательной активности для каждой возрастной группы; создана система игровых упражнений «Речь с движениями».
Основные направления коррекционно-развивающей работы
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет), Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет), Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Образовательная область «Физическое развитие»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (содержание смотри в Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет) автор Нищева Н.В.)
Комплексно-тематическое планирование
Коррекционно-развивающей работы
Средняя группа
Месяц (или квартал) | Образовательные области | Темы\направления деятельности | Основные задачи работы с детьми | Формы работы (занятия, проекты. праздники, концерты и др.) |
IX-2015г | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие | Исследование индивидуального развития детей. Мониторинг развития детей. | Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ доставлять удовольствие от общения со сверстниками и педагогом научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки | НОД физкультурные занятия «День знаний». Музыкально-физкультурное развлечение. Физкультурный досуг |
X-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Осень – дивная пора. | Обобщать знания детей о времени года – осень. Выявлять признаки и описывать словами это время года. Разучивать считалки на тему осени. Формировать правильную осанку. Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения. Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
| НОД (физкультурные занятия) Народные подвижные игры с речевым сопровождением. Физкультурный досуг «Осенние старты» |
Речевое развитие | ||||
Физическое развитие | ||||
XI-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Посуда Народная игрушка Зимующие и перелетные птицы | Учить детей выразительно передавать игровые образы, развивать коммуникатив- ные качества | НОД (физкультурные занятия) Сюжетное занятие «В гости к игрушкам» Физкультурный досуг «Ярмарка» |
Речевое развитие | Совершенствовать диалоговую речь детей. Разучивать новые считалки и игры с речитативом. | |||
Физическое развитие | 1.Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, 2.Отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). 3.Развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др. 4.Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. | |||
XII-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Зима и ее признаки Мебель Домашние птицы Новогодние игрушки Новый год | 1.Формировать у детей обобщенные представления о времени года –зима. 2.Развивать наблюдательность и внимательность детей. 3.Развивать положительные эмоции и дружелюбие. | НОД (физкультурные занятия) Интегрированное занятие «Птичник» Физкультурный досуг «Здравствуй зимушка зима» |
Речевое развитие | 1.Разучивать новые считалки по лексическим темам. 2.Учить поддерживать беседу и отвечать на вопросы по форме и содержанию. | |||
Физическое развитие | 1.Формировать правильную осанку. 2.Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. 3.Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. | |||
I -2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Рождество Домашние животные зимой Дикие животные Зимние забавы | Обобщать и систематизировать знания детей о явлениях природы зимой учить общаться друг с другом. | НОД (физкультурные занятия) Интегрированное занятие «Здоровейка» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр. считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения. Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. | |||
II-2016г. | Социально-коммуникативное развитие | Транспорт Город, в котором мы живем Конец зимы Наша армия сильна
| Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях | НОД (физкультурные занятия) Спортивный досуг «Наша Армия Сильна!» Интегрированное занятие Здоровейка.
|
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании на дальность, равновесии лазании по гимнастич. Стенке Разучивать комплексы ОРУ под музыку. | |||
III-2016г. | Социально-коммуникативное развитие | Мамин праздник Птицы весной Деревья Весна и ее признаки
| Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг вместе с мамами «Наши мамы лучше всех!» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развитие основных видов движений. ОРУ комплексы с палкой и мячом. Развитие быстроты реакции, равновесия, силы, скоростных качеств, координации движений. Разучивать комплексы ОРУ и с предметами и без. | |||
IV-2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Насекомые Правила дорожного движения | Формировать умение двигаться в заданном направлении, используя систему отсчёта | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «путешествие в страну Светофорию» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
V- 2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Птицы прилетели Весенние цветы Скоро лето | Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья» Интегрированное занятие «Птицы прилетели» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. |
Старшая группа
Месяц (или квартал) | Образовательные области | Темы\направления деятельности | Основные задачи работы с детьми | Формы работы (занятия, проекты. праздники, концерты и др.) |
IX-2015г | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие | Исследование индивидуального развития детей. Мониторинг развития детей. | Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ доставлять удовольствие от общения со сверстниками и педагогом научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки | НОД физкультурные занятия «День знаний». Музыкально-физкультурное развлечение. Физкультурный досуг |
X-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Осень золотая Овощи. Фрукты. Одежда Птицы
| Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | НОД (физкультурные занятия) народные игры с речевым сопровождением. Физкультурный досуг «Осенние старты» |
Речевое развитие | ||||
Физическое развитие | ||||
XI-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Домашние животные Дикие животные Продукты питания Посуда «День народного единства» | Побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников во время игр | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг ко дню народного единства «Мы вместе» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр. считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
XII-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Начало зимы Мебель Игрушки Новый год
| Создать педагогическую ситуацию, при которой дети могут проявить свои нравственные качества (доброту, отзывчивость, терпение, дружелюбие) | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «Подарки Деда Мороза»
|
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр, считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
I -2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Святки. Рождество. Зимние забавы. Транспорт. Русские народные сказки.
| Обобщать знания детей о народных праздниках и обычаях. | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «Зимние забавы» |
Речевое развитие | Совершенствовать диалоговую речь детей. Разучивать новые считалки и игры с речитативом. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без | |||
II-2016г. | Социально-коммуникативное развитие | Зимующие птицы Конец зимы Любимый город Наша Армия сильна
| Развитие интереса к сюжетно-ролевым играм и упражнениям | НОД (физкультурные занятия)
|
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
III-2016г. | Социально-коммуникативное развитие | Мамин праздник Профессии Начало весны Комнатные растения
| Формировать навыки безопасного поведения во время проведения занятий физкультурой | НОД (физкультурные занятия)
|
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
IV-2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Домашние птицы Космос Подводный мир Сказки | Обогащать коммуникативный опыт детей через подвижные и сюжетные игры. | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг к дню космонавтики «Ждут нас быстрые ракеты» |
Речевое развитие | Совершенствовать диалоговую речь детей. Разучивать новые считалки и игры с речитативом. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
V- 2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Праздник Победы Цветущий май Насекомые Работа людей весной
| Формировать патриотические чувства Обобщать знания детей о времени года весна. Развивать коммуникативные способности детей. | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «Победный май» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. |
Подготовительная группа
Месяц (или квартал) | Образовательные области | Темы\направления деятельности | Основные задачи работы с детьми | Формы работы (занятия, проекты. праздники, концерты и др.) |
IX-2015г | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие | Исследование индивидуального развития детей. Мониторинг развития детей. | Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ доставлять удовольствие от общения со сверстниками и педагогом научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки | НОД физкультурные занятия «День знаний». Музыкально-физкультурное развлечение. Физкультурный досуг |
X-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Осень. Ягоды. Грибы. Овощи Фрукты Деревья
| Развитие интереса к сюжетно-ролевым играм и упражнениям Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | НОД (физкультурные занятия) народные игры с речевым сопровождением. Физкультурный досуг «Осенние старты» |
Речевое развитие | ||||
Физическое развитие | ||||
XI-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Перелетные птицы Поздняя осень. Осенняя одежда.
| Обсуждать пользу массажа и самомассажа различных частей тела, | НОД (физкультурные занятия) Интегрированное занятие «Микробы и вирусы» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр. считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
XII-2015г. | Социально-коммуникативное развитие | Зима Зимующие птицы Игрушки Новый год
| формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «здравствуй Зимушка – зима» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
I -2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Неделя здоровья Зимние забавы Рождество
| Обобщать знания детей о народных праздниках и обычаях. Формировать знания детей о ЗОЖ.. | НОД (физкультурные занятия) Интегрированное занятие «Я здоровье сберегу сам себе я помогу» |
Речевое развитие | Совершенствовать диалоговую речь детей. Разучивать новые считалки и игры с речитативом. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ | |||
II-2016г. | Социально-коммуникативное развитие | Транспорт День защитника отечества
| Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу | НОД (физкультурные занятия)
|
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр. считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
III-2016г. | Социально-коммуникативное развитие | Мамин праздник. Семья Наша Родина – Россия. Родной город
| Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности | НОД (физкультурные занятия) Интегрированное занятие «Витамины» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
IV-2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Космос Профессии Творчество А.С.Пушкина
| Разучивать речитативы подвижных тематических игр. считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | НОД (физкультурные занятия)
|
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
V- 2016 г. | Социально-коммуникативное развитие | Весна. Цветущий май. Праздник Победы. Скоро в школу. | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу | НОД (физкультурные занятия) Интегрированное занятие «Солнце, воздух и вода» |
Речевое развитие | Совершенствовать диалоговую речь детей. Разучивать новые считалки и игры с речитативом. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. |
Модель календарного планирования непрерывной образовательной деятельности образовательной области
Физическое развитие
СЕНТЯБРЬ (средняя группа)
Содержание организованной образовательной деятельности |
Интеграция
образовательных
областей
Темы
Этапы занятия
Я неделя
Я неделя
Я неделя
Я неделя
Здоровье:
формировать гигиенические навыки: умываться и мыть руки после физических упражнений и игр.
Безопасность: формировать навыки безопасного поведения при выполнении бега, прыжков, подбрасывании мяча, проведении подвижной игры.
Трудовая деятельность: учить самостоятельно переодеваться на физкультурные занятия,
убирать свою одежду.
Познавательное
развитие: формировать навык ориентировки в пространстве при перестроениях, смене направления движения
Ходьба в колонне по одному, высоко поднимая колени, с остановкой на сигнал «Стоп»; бег
в колонне, врассыпную с высоким подниманием коленей.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.