Когда Тойода Кийтиро закладывал фундамент автомобильного бизнеса, его целью было развитие японского производственного метода, что требовало большого ума.
«Одна из причин, по которой развивать автомобилестроение в нашей стране было непросто, заключалась в том, что мы не могли производить кузова автомобилей в массовом объеме, как это делалось в Америке. Основать же отрасль по ручному производству кузовов очень сложно. Решение этой проблемы давалось особенно мучительно.
Кто-то предложил нам купить иностранное оборудование. Но это означало импорт американской системы массового производства и не соответствовало нашей ситуации. В то время нам не хватало практически всего, относящегося к автомобильной отрасли, и мы действительно делали детали вручную.
Японский народ от природы склонен к ремесленничеству и многие вещи делает вручную. Но массовое производство, напротив, предполагает использование штамповочных прессов. Мы не собирались производить десятки миллионов автомобилей, как США, и не могли инвестировать много денег в изготовление штампов. Каким-то образом нам надо было объединить использование штамповочных прессов и ручную обработку таким образом, чтобы избежать точного повторения американского метода.
Я был вынужден тщательно проанализировать отрасль, чтобы оценить, как далеко она продвинулась вперед. В сопровождении Кавамата Казуо (Kawa-mata Kazuo) я побывал на заводах под Токио. Во время посещения завода Sugiyama Steel, где штамповались крылья автомобиля с использованием штамповочных прессов, я неожиданно получил помощь.
Возможно, были и другие заводы, выполняющие схожую работу, но я спросил г- на Сугийяма, не будет ли ему интересно изготовить литейную форму для кузова автомобиля. Он ответил согласием. Это был первый подобный опыт, и у нас не было оборудования, на котором это можно было бы сделать, поэтому мы изучили различные способы литья и осуществляли доводку вручную.
В других странах, разумеется, литейные формы изготавливали машинным способом. Отдельные производители специализируются на производстве моделей для различных компаний и, в отличие от Японии, могут поставить оборудование для изготовления тысяч таких форм. Поскольку ручная доводка быстрее и дешевле, мы решили первое время придерживаться этого метода. Первая грубая версия литейной формы появится примерно через полтора года. В этой области предстоят еще дальнейшие исследования.
Следующий пункт программы состоит в том, что высококачественный листовой металл существенно облегчает изготовление литейных форм для штамповочного пресса. Мы попросили профессора Мисима Токусити (Mishi-ma Tokushichi) изучить эту проблему. Во время заграничной поездки он по-
Глава 4. ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ I31
знакомился с некоторыми передовыми методами, которые позволят нам существенно улучшить нашу продукцию. Опыт же в облицовке и внутренней отделке у нас уже есть, и помощь в этих областях нам не понадобится.
Наконец, сборка. В этой области нам необходимы оборудование, его монтаж и наладка и навыки по сборке. У японского народа умелые руки, и обучение не составит труда. Я уверен, в ближайшем будущем мы будем способны производить автомобили, которые станут лучше и дешевле иностранных».
Создавать ценные продукты
С принятием в мае 1936 г. закона об автомобилестроении местные производители автомобилей попали под опеку правительства и могли рассчитывать на его помощь. Согласно этому закону для осуществления автомобильного бизнеса необходимо было получить разрешение правительства, а успех отечественного автомобилестроения должен был гарантироваться за счет ограничения иностранных сборочных производств. Это была очень мощная протекционистская политика правительства6.
Тойода Кийтиро считал, что рынку нужны товары по разумным ценам. Он верил, что законодательство не допустит слишком высокого уровня конкуренции. В то же время опасался, что, если на него будут чрезмерно полагаться, это в конечном счете заставит покупателей отвернуться от отечественных товаров. В своих трудах он не скрывает беспокойства по поводу ответственности частного бизнеса.
«Используя знания, накопленные к настоящему моменту, мы можем создать, по крайней мере, образ автомобиля. В будущем прогресс будет зависеть от научных исследований. И пока мы не сделаем автомобиль экономичным, наши достижения по качеству не приведут к желаемому результату.
В конечном счете это проблема цены. Сколько автомобилей мы должны производить в Японии, чтобы продавать их по разумной цене? Никто не назовет вам эту цифру с уверенностью.
Цена автомобилей должна быть разумной по сегодняшним меркам. Но что такое разумная цена? Мы знаем, что паши автомобили будут продаваться только тогда, когда они будут дешевле иностранных. Взывая к патриотизму, мы можем ежемесячно продавать от 50 до 100 автомобилей. Но продать 200 или 500 машин будет уже сложно. В конце концов, цены должны быть конкурентными. Покупатель устроен так, что автоматически получает удовольствие, покупая что-то по более низкой цене.
132 |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Опыт закупки оборудования научил нас, что в некоторых случаях цены падают ниже, чем необходимо. Мы можем продавать автомобили правительственным учреждениям по желаемой цене, но для других покупателей цены должны быть снижены. Здесь бесполезно взывать к патриотизму. Если цены не будут низкими, мы не сможем продавать тысячи автомашин в месяц.
Хороший маркетинг и искусная реклама могут позволить нам какое-то время обманывать покупателей, но не до бесконечности. Как только люди узнают ценность отечественных автомобилей, они будут покупать их, только если цена будет соответствующей. Они не станут покупать их только ради спасения страны.
Автомобили — это новый продукт, и нам надо инвестировать деньги в обеспечение его высокого качества и поддержание цены на низком уровне. Чтобы производить и продавать автомобили на внутреннем рынке, производители должны хорошо подумать над тем, как не разориться при таком уровне цен.
К счастью, законодательство по автомобильному производству вводит некоторые ограничения. Тем не менее, если оно приведет к увеличению цен как на отечественные, так и на импортные автомобили, нам останется винить только себя. Закон должен позволить отечественным автомобилестроителям улучшить качество автомобилей, с тем чтобы покупатели платили меньше. В этом отношении на нас лежит большая ответственность, но в то же время мы не можем себе позволить изначально устанавливать низкие цены.
А можем ли мы вообще производить экономичные отечественные автомобили? Низкие цены — это хорошо, но если они предполагают плохие детали, низкое качество и, в конце концов, непригодные товары, мы ничего не достигнем. Как нам решить эту дилемму? Закон об автомобильном производстве может быть полезен для снижения давления конкуренции, в особенности чтобы избежать демпинга со стороны уже известных иностранных компаний. Но в условиях честной конкуренции мы можем полагаться только на наши собственные возможности».
Взгляд шахматиста
Тойода Сакити и Тойода Кийтиро понимали бизнес глобально, и их взгляды отличались целостным восприятием мира. Они обладали способностью смотреть в суть вещей. Оба провели свою жизнь в основном на производстве, воспринимая вещи реалистично, спокойно и объективно.
Человек, связанный с производством, может зациклиться на мелких деталях одной проблемы. Тойода Сакити и Тойода Кийтиро были другими: они всегда воспринимали картину целиком,
Глава 4. ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ 133
как единую шахматную доску, и постоянно разрабатывали стратегии. Они умели поставить мат!
Из интервью Харагути Акиры (Haraguchi Akira) мы узнаем, что Тойода Сакити был гениальным изобретателем:
«Он не станет читать каталоги или книги. Он не будет заимствовать идеи из газет или журналов. Он никогда не обращался за советом и не просил помощи у других, чтобы сделать изобретение. Он никогда не изучал математику или физику. Он думал и изобретал сам. Ни один преподаватель математики или эксперт в механике не смогли бы найти ошибку в его изобретениях. Его логика удовлетворяла всем научным принципам.
Поскольку его изобретения основывались на практике, они не всегда следовали научным принципам. Вместе с тем на практике его изобретения приносили лучшие результаты. Он не ограничивался высказыванием идеи на словах, а всегда воплощал ее в действия.
Он не пользовался услугами консультантов или помощников. Он был независим и одинок. У него не было специальной исследовательской лаборатории или каких-либо справочных материалов. Его лабораторией и офисом была гостиная в собственном доме. У него не было посетителей, и сам он никого не навещал. С утра до вечера он сидел в своей комнате, смотря то в потолок, то на пол, неспешно размышляя. В результате на его счету более сотни запатентованных изобретений».
Выберите вопрос, о котором вам хотелось бы подумать, сконцентрируйте свой взгляд на каком-либо предмете и пристально смотрите на него до тех пор, пока вы буквально не продырявите его своим взглядом. Тогда вы получите ответ на выбранный вами вопрос. Встаньте и наблюдайте за ткацким станком соседской бабушки в течение целого дня. Именно так Тойода Сакити находил вдохновение и исследовал факты.
Он отправился за границу, чтобы получить опыт из первых рук. Мы не можем не восхищаться его прогрессивным характером. Раскрыв идею до ее полного естества, он был способен тут же свести ее к мельчайшему зерну разума. Говоря шахматным языком, он ясно представлял общую ситуацию на шахматной доске и был способен поставить мат.
В 1911 г. Тойода Сакити путешествовал по Европе и США. Незадолго до этого, при неблагоприятных и запутанных обстоятельствах, он покинул прядилъно-ткацкую фабрику Toyoda Spinning and Weaving Company. Однако в Америке, когда он увидел автоматические ткацкие станки Northrop и Ideal System, считавшиеся наиболее выдающимися достижениями того времени, он осознал превосходство своих изобретений. Возвратившись
134 |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
из-за границы, он вернулся в компанию и вновь продемонстрировал свой несгибаемый дух.
Тогда же, в Америке, он впервые увидел автомобили и тут же решил уйти из текстильной промышленности в автомобилестроение. В его представлении ткацкие станки и автомобили были неразрывно связаны.
Действительно, автоматический ткацкий станок и ткацкий станок кольцевого типа Тойода Сакити, имели общие с автомобилями черты. Все они функционировали автоматически с использованием механической энергии. Даже идея ткацкого станка кольцевого типа, снимающего ограничение длины нити, была схожа с неограниченной природой автомобиля, свободно перемещающегося по дорогам без рельсов.
Воображение Тойода Сакити, хотя и безграничное, всегда было реалистичным. Говорят, что, вернувшись из Америки, он объявил: «Отныне и всегда — автомобиль». Таким образом, в его голове наряду с ткацкими станками начала формироваться общая картина японской автомобильной промышленности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.