В поисках производственного метода в японском стиле
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда Тойода Кийтиро закладывал фундамент автомобиль­ного бизнеса, его целью было развитие японского производст­венного метода, что требовало большого ума.

«Одна из причин, по которой развивать автомобилестроение в нашей стране было непросто, заключалась в том, что мы не могли производить кузо­ва автомобилей в массовом объеме, как это делалось в Америке. Основать же отрасль по ручному производству кузовов очень сложно. Решение этой проб­лемы давалось особенно мучительно.

Кто-то предложил нам купить иностранное оборудование. Но это означа­ло импорт американской системы массового производства и не соответство­вало нашей ситуации. В то время нам не хватало практически всего, относяще­гося к автомобильной отрасли, и мы действительно делали детали вручную.

Японский народ от природы склонен к ремесленничеству и многие вещи делает вручную. Но массовое производство, напротив, предполагает исполь­зование штамповочных прессов. Мы не собирались производить десятки миллионов автомобилей, как США, и не могли инвестировать много денег в изготовление штампов. Каким-то образом нам надо было объединить ис­пользование штамповочных прессов и ручную обработку таким образом, чтобы избежать точного повторения американского метода.

Я был вынужден тщательно проанализировать отрасль, чтобы оценить, как далеко она продвинулась вперед. В сопровождении Кавамата Казуо (Kawa-mata Kazuo) я побывал на заводах под Токио. Во время посещения завода Sugiyama Steel, где штамповались крылья автомобиля с использованием штам­повочных прессов, я неожиданно получил помощь.

Возможно, были и другие заводы, выполняющие схожую работу, но я спросил г- на Сугийяма, не будет ли ему интересно изготовить литейную фор­му для кузова автомобиля. Он ответил согласием. Это был первый подобный опыт, и у нас не было оборудования, на котором это можно было бы сделать, поэтому мы изучили различные способы литья и осуществляли доводку вручную.

В других странах, разумеется, литейные формы изготавливали машинным способом. Отдельные производители специализируются на производстве мо­делей для различных компаний и, в отличие от Японии, могут поставить обо­рудование для изготовления тысяч таких форм. Поскольку ручная доводка быстрее и дешевле, мы решили первое время придерживаться этого метода. Первая грубая версия литейной формы появится примерно через полтора го­да. В этой области предстоят еще дальнейшие исследования.

Следующий пункт программы состоит в том, что высококачественный листовой металл существенно облегчает изготовление литейных форм для штамповочного пресса. Мы попросили профессора Мисима Токусити (Mishi-ma Tokushichi) изучить эту проблему. Во время заграничной поездки он по-


Глава 4. ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ  I31

знакомился с некоторыми передовыми методами, которые позволят нам су­щественно улучшить нашу продукцию. Опыт же в облицовке и внутренней отделке у нас уже есть, и помощь в этих областях нам не понадобится.

Наконец, сборка. В этой области нам необходимы оборудование, его мон­таж и наладка и навыки по сборке. У японского народа умелые руки, и обуче­ние не составит труда. Я уверен, в ближайшем будущем мы будем способны производить автомобили, которые станут лучше и дешевле иностранных».


Создавать ценные продукты

С принятием в мае 1936 г. закона об автомобилестроении мест­ные производители автомобилей попали под опеку правитель­ства и могли рассчитывать на его помощь. Согласно этому зако­ну для осуществления автомобильного бизнеса необходимо бы­ло получить разрешение правительства, а успех отечественного автомобилестроения должен был гарантироваться за счет огра­ничения иностранных сборочных производств. Это была очень мощная протекционистская политика правительства6.

Тойода Кийтиро считал, что рынку нужны товары по разум­ным ценам. Он верил, что законодательство не допустит слиш­ком высокого уровня конкуренции. В то же время опасался, что, если на него будут чрезмерно полагаться, это в конечном счете заставит покупателей отвернуться от отечественных товаров. В своих трудах он не скрывает беспокойства по поводу ответствен­ности частного бизнеса.

«Используя знания, накопленные к настоящему моменту, мы можем соз­дать, по крайней мере, образ автомобиля. В будущем прогресс будет зависеть от научных исследований. И пока мы не сделаем автомобиль экономичным, наши достижения по качеству не приведут к желаемому результату.

В конечном счете это проблема цены. Сколько автомобилей мы должны производить в Японии, чтобы продавать их по разумной цене? Никто не назо­вет вам эту цифру с уверенностью.

Цена автомобилей должна быть разумной по сегодняшним меркам. Но что такое разумная цена? Мы знаем, что паши автомобили будут продаваться только тогда, когда они будут дешевле иностранных. Взывая к патриотизму, мы можем ежемесячно продавать от 50 до 100 автомобилей. Но продать 200 или 500 машин будет уже сложно. В конце концов, цены должны быть конку­рентными. Покупатель устроен так, что автоматически получает удоволь­ствие, покупая что-то по более низкой цене.


 

132

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ

Опыт закупки оборудования научил нас, что в некоторых случаях цены падают ниже, чем необходимо. Мы можем продавать автомобили правитель­ственным учреждениям по желаемой цене, но для других покупателей цены должны быть снижены. Здесь бесполезно взывать к патриотизму. Если цены не будут низкими, мы не сможем продавать тысячи автомашин в месяц.

Хороший маркетинг и искусная реклама могут позволить нам какое-то время обманывать покупателей, но не до бесконечности. Как только люди узнают ценность отечественных автомобилей, они будут покупать их, только если цена будет соответствующей. Они не станут покупать их только ради спасения страны.

Автомобили — это новый продукт, и нам надо инвестировать деньги в обеспечение его высокого качества и поддержание цены на низком уровне. Чтобы производить и продавать автомобили на внутреннем рынке, произво­дители должны хорошо подумать над тем, как не разориться при таком уров­не цен.

К счастью, законодательство по автомобильному производству вводит не­которые ограничения. Тем не менее, если оно приведет к увеличению цен как на отечественные, так и на импортные автомобили, нам останется винить только себя. Закон должен позволить отечественным автомобилестроителям улучшить качество автомобилей, с тем чтобы покупатели платили меньше. В этом отношении на нас лежит большая ответственность, но в то же время мы не можем себе позволить изначально устанавливать низкие цены.

А можем ли мы вообще производить экономичные отечественные авто­мобили? Низкие цены — это хорошо, но если они предполагают плохие дета­ли, низкое качество и, в конце концов, непригодные товары, мы ничего не дос­тигнем. Как нам решить эту дилемму? Закон об автомобильном производстве может быть полезен для снижения давления конкуренции, в особенности что­бы избежать демпинга со стороны уже известных иностранных компаний. Но в условиях честной конкуренции мы можем полагаться только на наши соб­ственные возможности».

Взгляд шахматиста

Тойода Сакити и Тойода Кийтиро понимали бизнес глобаль­но, и их взгляды отличались целостным восприятием мира. Они обладали способностью смотреть в суть вещей. Оба провели свою жизнь в основном на производстве, воспринимая вещи реалистично, спокойно и объективно.

Человек, связанный с производством, может зациклиться на мелких деталях одной проблемы. Тойода Сакити и Тойода Кий­тиро были другими: они всегда воспринимали картину целиком,


Глава 4. ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ  133

как единую шахматную доску, и постоянно разрабатывали стра­тегии. Они умели поставить мат!

Из интервью Харагути Акиры (Haraguchi Akira) мы узнаем, что Тойода Сакити был гениальным изобретателем:

«Он не станет читать каталоги или книги. Он не будет заимствовать идеи из газет или журналов. Он никогда не обращался за советом и не просил помо­щи у других, чтобы сделать изобретение. Он никогда не изучал математику или физику. Он думал и изобретал сам. Ни один преподаватель математики или эксперт в механике не смогли бы найти ошибку в его изобретениях. Его логика удовлетворяла всем научным принципам.

Поскольку его изобретения основывались на практике, они не всегда сле­довали научным принципам. Вместе с тем на практике его изобретения при­носили лучшие результаты. Он не ограничивался высказыванием идеи на сло­вах, а всегда воплощал ее в действия.

Он не пользовался услугами консультантов или помощников. Он был не­зависим и одинок. У него не было специальной исследовательской лаборато­рии или каких-либо справочных материалов. Его лабораторией и офисом бы­ла гостиная в собственном доме. У него не было посетителей, и сам он никого не навещал. С утра до вечера он сидел в своей комнате, смотря то в потолок, то на пол, неспешно размышляя. В результате на его счету более сотни запатен­тованных изобретений».

Выберите вопрос, о котором вам хотелось бы подумать, скон­центрируйте свой взгляд на каком-либо предмете и пристально смотрите на него до тех пор, пока вы буквально не продырявите его своим взглядом. Тогда вы получите ответ на выбранный ва­ми вопрос. Встаньте и наблюдайте за ткацким станком соседской бабушки в течение целого дня. Именно так Тойода Сакити нахо­дил вдохновение и исследовал факты.

Он отправился за границу, чтобы получить опыт из первых рук. Мы не можем не восхищаться его прогрессивным характе­ром. Раскрыв идею до ее полного естества, он был способен тут же свести ее к мельчайшему зерну разума. Говоря шахматным языком, он ясно представлял общую ситуацию на шахматной доске и был способен поставить мат.

В 1911 г. Тойода Сакити путешествовал по Европе и США. Не­задолго до этого, при неблагоприятных и запутанных обстоя­тельствах, он покинул прядилъно-ткацкую фабрику Toyoda Spinning and Weaving Company. Однако в Америке, когда он уви­дел автоматические ткацкие станки Northrop и Ideal System, счи­тавшиеся наиболее выдающимися достижениями того времени, он осознал превосходство своих изобретений. Возвратившись


134

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ

из-за границы, он вернулся в компанию и вновь продемонстри­ровал свой несгибаемый дух.

Тогда же, в Америке, он впервые увидел автомобили и тут же решил уйти из текстильной промышленности в автомобиле­строение. В его представлении ткацкие станки и автомобили бы­ли неразрывно связаны.

Действительно, автоматический ткацкий станок и ткацкий станок кольцевого типа Тойода Сакити, имели общие с автомо­билями черты. Все они функционировали автоматически с ис­пользованием механической энергии. Даже идея ткацкого стан­ка кольцевого типа, снимающего ограничение длины нити, была схожа с неограниченной природой автомобиля, свободно пере­мещающегося по дорогам без рельсов.

Воображение Тойода Сакити, хотя и безграничное, всегда бы­ло реалистичным. Говорят, что, вернувшись из Америки, он объ­явил: «Отныне и всегда — автомобиль». Таким образом, в его го­лове наряду с ткацкими станками начала формироваться общая картина японской автомобильной промышленности.




Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.