Свидетель диалектической эволюции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

До того как начать работать с автомобилями, Тойода Кийти­ро занимался ткацкими станками. Многие из наших старейшин помогали Тойода Сакити в работе над изобретением, занимаясь его доводкой. Они работали «за сценой», и их имена неизвестны широкой общественности. Тогда же рядом с ним работал и мо­лодой Тойода Кийтиро, разрабатывая и запуская в производство автоматические ткацкие станки, продавая их иностранцам, про­водя переговоры по контрактам и т.д.

Хотя с самого начала он не интересовался автомобилями, воз­можно, наиболее серьезное влияние на него оказала поездка по Европе и Америке, когда в 1930 г. он отправился в Англию на пе-


Глава 4. ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ  137

реговоры с компанией Piatt Brothers. Должно быть, его особенно шокировал Нью-Йорк с его морем автомобилей.

Когда Тойода Кийтиро вернулся домой, прикованный к посте­ли Тойода Сакити попросил его в деталях описать ситуацию на ав­томобильном рынке Америки и Европы, а затем поручил ему по­тратить заработанный на контракте с компанией Piatt Brothers 1 млн. йен на исследования в области автомобилестроения. Это был замечательный по своей смелости и прозорливости поступок. Получив эти инструкции, Тойода Кийтиро наверняка почувство­вал невероятное возбуждение и чувство ответственности.

Я рассматриваю изменения, произошедшие в автомобиле­строении Японии за период работы Тойода Сакити и Тойода Кийтиро, как эволюцию. В том же самом смысле я воспринимаю изменения, произошедшие со времени Тойода Кийтиро и до на­стоящего момента как сходную и не останавливающуюся ни на минуту эволюцию. Эта эволюция знала подъемы и спады, успе­хи и поражения, благоприятные и неблагоприятные ситуации, движение и стагнацию. Эволюционный поток то убыстряется, то замедляется, а иногда даже кажется, что он пересох.

Но одно в эволюции компании Toyota не останавливалось ни на минуту — это творческий подход японского народа. Тойода Кийтиро понимал лучше, чем кто-либо еще, что за один день всего не достигнешь. Он жаждал как можно быстрее научиться основам автомобилестроения у компаний General Motors и Ford. Он покупал комплектующие детали американских производи­телей, чтобы сравнить их с японскими, а затем искал японский способ производства.

В 1933 г. Тойода Кийтиро объявил, что целью японского авто­мобилестроения было производство автомобилей для широкого круга потребителей:

«Мы должны изучить производственные технологии, основанные на аме­риканском методе массового производства. Но мы не должны просто копиро­вать его. Нам следует использовать наши собственные исследования и твор­ческий подход, чтобы разработать такой производственный метод, который бы подходил к ситуации в нашей стране».

Мне кажется, что это было истоком для возникновения идеи Тойода Кий­тиро «точно вовремя».

Настоящая инновация — я имею в виду настоящую техноло­гическую инновацию — привносит с собой своего рода социаль-


138


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ


 


 


ные изменения. Как и «модель А» Г. Форда, автоматический ткацкий станок Тойода Сакити ознаменовал собой индустриаль­ную революцию.

Автомобильный мир, в котором начал работать Тойода Кий-тиро, был во всех смыслах сложной отраслью. Чтобы сократить разрыв между японскими и американскими автомобилестрои­телями и создать отечественную производственную систему, ему надо было экспериментировать с путями изучения техноло­гий тяжелой промышленности, овладеть различными произ­водственными методами, организовать производственную сис­тему и найти уникальную японскую технологию производства.

Таким образом, Тойода Кийтиро должен был четко представ­лять себе принцип «точно вовремя» как первый шаг в эволюции японской производственной системы. Это и в самом деле стало началом производственной системы Тойоты, ее основой. Мы видим, таким образом, как поиск японской самобытности вы­лился в творческую разработку системы Тойоты.

От Тойода Сакити к Тойода Кийтиро и далее к настоящему времени Toyota как компания развивалась на фоне радикальных внутренних и внешних изменений, придерживаясь процесса, который может быть назван диалектической эволюцией.


Глава 5

ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА


 

 


Глава 5. ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА_______________________ 141

Система Форда и система Тойоты

Генри Форд (1863-1947), без сомнения, был основателем сис­темы автомобильного производства.

Вообще говоря, способов производства автомобилей может быть столько, сколько существует автомобильных компаний или частных заводов. Каждый из них отражает философию биз­нес-управления и индивидуальность людей, руководящих пред­приятием. Тем не менее основа автомобильного производства как современной отрасли промышленности — это система мас­сового производства, примененная Фордом.

В США система Форда даже сегодня продолжает символизи­ровать массовое производство и продажи. Такая система массо­вого производства, иногда называемая автоматизированной системой, основана на концепции производственных потоков.

Это действительно система массового производства, при ко­торой сырье проходит механическую обработку и по мере про­движения вдоль конвейера превращается в сборочные узлы. За­тем различного рода составные элементы поставляются на каж­дый из этапов окончательной сборки, осуществляемой с помощью сборочной линии (конвейера), которая движется с за­данной скоростью, результатом чего являются полностью со­бранные автомобили, один за другим сходящие со сборочной линии.

Чтобы уяснить различие между производственными систе­мами Форда и Тойоты, давайте вначале поближе познакомимся с системой Форда.

Чарльз Е. Сорэнсен (Charles E. Sorensen), первый президент компании Ford, сыграл в истории компании важную роль. Его книга «Сорок лет с Ford» (My Forty Years with Ford) дает советы и


142

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ

описывает историю развития компании Ford. Следующий отры­вок живо описывает зарождение и развитие системы Форда:

«Как упростить сборку машины и сделать ее мобильной по отношению к поставкам необходимых для этого деталей? Мы с Чарли Льюисом, самым мо­лодым и наиболее энергичным из работавших на сборке бригадиров занялись решением этой проблемы. Мы двигались к се решению постепенно, и сначала занялись так называемыми быстро вращающимися деталями. Основные гро­моздкие узлы — двигатель или карданный вал — требовали больших про­странств. Чтобы освободить для них место, мы оставили более легкие, ком­пактные и легко переносимые детали в складском помещении, которое находилось в северо-западной части заводской территории. Затем мы догово­рились с отделом складирования, что они будут в определенные часы подво­зить заранее отмеченное и упакованное нами количество комплектующих.

Такое упрощение поставок в буквальном смысле привело все в порядок. Я же продолжал испытывать недовольство. И тогда меня посетила мысль, что вся сборка будет проходить проще и быстрее, если мы будем перемещать сами шасси начиная с основания в одном конце завода, добавляя к нему оси и колеса, а затем по­степенно перемещая его в складское помещение, вместо того чтобы перемещать детали со склада к шасси. Я попросил Лыоиса разложить детали на полу таким образом, чтобы то, что нам требовалось в начале сборки, находилось в этом конце завода, а все остальные части были разложены вдоль траектории переме­щения шасси. На планирование этого мы потратили все выходные в июле меся­це. Однажды воскресным утром, после того как все запчасти были разложены надлежащим образом, мы с Льюисом и парой помощников собрали первый из когда-либо построенных на движущемся конвейере автомобиль.

Мы просто поместили шасси на полозья, к которым привязали буксирный канат, и тащили их вперед до тех пор, пока не были установлены оси и колеса. Затем шасси уже катили, стремясь показать, что может быть сделано. Демон­стрируя этот своего рода конвейер, мы работали также и на некоторых вспо­могательных линиях, например по сборке радиатора со всеми его шлангами, чтобы в нужный момент быстро разместить его на шасси. То же самое мы про­делали с приборным щитком, устройством рулевого управления и катушкой зажигания»1.

Этот отрывок описывает первый эксперимент по налажива­нию производственного потока в компании Ford. Основные чер­ты поточного производства являются общими для любого авто­мобильного бизнеса в мире. Даже если сегодня некоторые про­изводители — к примеру, компания Volvo — практикуют сборку всего двигателя одним человеком — это скорее исключение, а наиболее распространенной тенденцией является использова­ние системы производственных потоков Форда или автоматиза­ции. Хотя события, описанные Сорэнсеном, происходили еще в 1910 г., с тех пор суть процесса изменилась незначительно.


Глава 5. ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА_______________________ 143

Производственная система Тойоты, так же, как и фордовская, основана на системе производственных потоков. Основное раз­личие состоит в том, что если Сорэнсен думал над решением проблемы складирования запчастей, Toyota просто ликвидиро­вала склады.












Дата: 2019-03-05, просмотров: 186.