Я уже говорил, что спокойно воспринимаю слова «медленный рост».
Макроэкономический рост, превышающий 5 %, можно рассматривать скорее как процветание, а не как спад, а рост в 3-5 %— как нормальный. Поскольку экономические циклы в будущем могут привести к нулевому или даже негативному росту, мы должны быть готовы ко всему.
Японская автомобильная промышленность вошла в период негативного роста сразу после нефтяного кризиса, а однажды пережила даже настоящий спад. Однако после этого объемы экспорта выросли, и в сравнении с вялым состоянием других отраслей индустрии автомобильная промышленность, кажется, единственная находилась в неплохом положении. В то же время нельзя сказать, что настоящее положение так уж оптимистично.
Спрос на внутреннем рынке дошел до определенного уровня, и в настоящее время мы вряд ли можем надеяться на резкий скачок. Рост экспорта тоже приостановится, что понятно. В Европе и Соединенных Штатах постепенно сформировалось политическое и психологическое сопротивление в отношении японских автомобилей. Рост йены, скорее всего, также отразится на конкурентоспособности японских автомобилей на международном рынке. Кроме того, американские фирмы начали производить малогабаритные машины, что негативно сказывается на японском экспорте.
Автомобильная промышленность, возможно, до сих пор оказывалась в слишком благоприятных условиях. Но тут кроется определенная опасность. Если спрос на внутреннем рынке продолжает расти медленными темпами, а экспорт переживает даже небольшой спад, мы окажемся в сложном положении.
Считается, что текстильная промышленность и сфера производства товаров потребления находятся в состоянии экономического застоя, и единственный способ реанимировать их — резкая смена в подходе к бизнесу. Автомобильная промышленность в настоящее время находится на пике экономического взлета, но кто может гарантировать, что для нее тоже не наступят тяжелые времена?
В период серьезного экономического спада или медленного роста частные предприятия должны стремиться выжить любыми способами. Производственная система Тойоты серьезно подошла к проблеме устранения потерь, несогласованности и нецелесообразности в производстве. Это ни в коем случае не пассивная и не оборонительная система менеджмента.
Производственная система Тойоты — своего рода революция в мышлении. Поскольку она требует от нас глобальных изменений в нашем собственном сознании, я сталкиваюсь как с горячей поддержкой, так и с серьезной критикой. Мне кажется, причиной критики является недостаточное понимание самой сущности системы.
Конечно, мы еще недостаточно сделали для объяснения людям природы производственной системы Тойоты. Однако не будет преувеличением сказать, что она уже вышла за пределы самой компании Toyota и стала общеяпонской производственной системой.
Глава 4
ГЕНЕАЛОГИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ
Глава 4. ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ 121
Глобальный мир вокруг нас
Говорят, Тойода Кийтиро однажды сказал Тойода Эйдзи1, в настоящее время занимающему пост президента компании Toyota, что в таких комплексных отраслях промышленности, каковой является автомобилестроение, залогом эффективной работы будет поставка всех комплектующих на сборочную линию для их использования точно вовремя.
Мы уже отмечали ранее, что идея «точно вовремя» является принципом производственной системы Тойоты. В то же время слова «точно вовремя», произнесенные Тойода Кийтиро, были откровением для некоторых управленцев Toyota, в том числе и для меня. Впоследствии я стал приверженцем этой идеи и не перестаю им быть до сих пор.
В тот момент концепция «точно вовремя» была для нас абсолютно новой и весьма привлекательной. Идея поставок необходимых на каждой стадии производственной линии деталей в нужное время и в нужном количестве была удивительно простой, но применить ее на практике было нелегко. Добрую службу в этом непростом начинании мне сослужила вся моя предыдущая трудовая деятельность...
Весной 1932 г. я окончил факультет машиностроения Высшей технической школы в г. Нагоя и начал работать на прядильно-ткацкой фабрике Toyoda Spinning and Weaving. Ее основателем был Тойода Сакити, которого можно назвать отцом-основателем компании Toyota.
Два года спустя произошло падение Нью-Йоркского рынка ценных бумаг. Охватившая вслед за этим весь мир экономическая депрессия сильно повлияла на японскую экономику. Бизнес не развивался, росла безработица, социальная обстановка накалялась. В том же году был убит премьер-министр Японии Инукаи (Inukai)...
122 |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Основанием для начала моей работы на фабрике Toyoda Spinning and Weaving было наличие технического образования. В то время найти работу было трудно, но мой отец был знаком с Тойода Кийтиро, который и помог мне получить работу.
Я никогда не мечтал ни познакомиться с Тойода Кийтиро, ни работать в мире автомобилестроения. Но в 1942 г. прядильно-ткацкая фабрика закрылась, и уже в 1943 г. меня перевели в автомобильную компанию Toyota — беспокойное царство Тойода Кийтиро, где производили автомобили для военных нужд.
Мой опыт работы в текстильной промышленности оказался востребован. Не важно, идет ли речь о производстве автомобилей или ткани, отношения между рабочими и станками в основном те же. В частном бизнесе эту сторону производства часто игнорируют, так как главной проблемой менеджеров — как на Востоке, так и на Западе — остается сокращение затрат.
Еще до [Второй мировой] войны и даже до появления автомобиля японская текстильная индустрия уже боролась за выживание в мировой торговле. Чтобы догнать и перегнать Ланкашир и Йоркшир — основных производителей английского текстиля — и укрепить свое положение на международных рынках, мы уже применяли методы снижения затрат. Таким образом, японская текстильная индустрия имела достаточно глобальный взгляд и активно рационализировала свои методы производства.
Японская автомобильная промышленность, напротив, находилась в состоянии своего становления. Тойода Кийтиро до войны и во время ее возглавлял две команды — автомобильных инженеров и бизнес-менеджеров, пытаясь организовать поточное производство отечественных автомобилей. Надо сказать, что к тому времени производство грузовиков удалось довести до больших объемов. А по выпуску легковых автомобилей было солидное отставание.
В конце 40-х гг. Тойода Кийтиро впервые увидел возможность исполнения своего желания. В октябре 1949 г. было снято ограничение на производство небольших легковых автомобилей и отменен контроль за ценами. В апреле 1950 г. произошел переход к независимым продажам и отменен контроль за распределением. К сожалению, примерно в это же время Тойода Кийтиро вынужден был подать в отставку с поста президента
Глава 4. ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ 123
компании, взяв на себя ответственность при разрешении трудовых споров в связи с сокращением персонала.
Хотя фабрика Toyoda Spinning and Weaving и компания Toyota Motor Company в то время были небольшими предприятиями, чувствовался их глобальный подход к решению проблем отрасли. Когда я начал работать на фабрике Toyoda Spinning and Weaving в 1932 г., спустя два года после смерти Тойода Сакити, дух великого изобретателя все еще ощущался. Сами того не сознавая, мы, казалось, знали, что означают слова «мировой класс». Начав работать в автомобилестроении, я встретил Тойода Кийтиро, дальновидность которого так и осталась непревзойденной. Таким образом, с самого начала наш корпоративный мир был глобально ориентирован.
Две выдающиеся личности
Двумя основными принципами производственной системы Тойоты являются автономизация и «точно вовремя».
Автономизация зародилась на основе идей и деятельности Тойода Сакити. Изобретенный им автоматический ткацкий станок был не только скоростным, но и оснащался механизмом, автоматически останавливающим станок, как только одна из многочисленных нитей рвалась или заканчивалась.
Поскольку основным условием производственной системы Тойоты является полное исключение потерь, несогласованности и нецелесообразности, очень важно, чтобы оборудование останавливалось немедленно при появлении возможности возникновения дефекта.
От Тойода Сакити мы научились, что использование элементов человеческого интеллекта в механизмах было единственным способом заставить их работать на человека. Вот отрывок из статьи Харагути Акира (Haraguchi Akira), озаглавленной «Разговор с Тойода Сакити»:
«Текстильная промышленность в то время была не настолько развита, как сегодня. Чаще всего старушки вручную пряли аома. В моей деревне каждая семья возделывала земельные угодья и в каждом доме был ручной ткацкий
124 |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
станок. Под влиянием своего окружения я постепенно начал размышлять об этом ручном ткацком станке. Иногда я проводил целый день, наблюдая за тем, как прядет старушка-соседка. Я начал понимать принцип работы станка. Сотканная хлопковая ткань сворачивалась во все более и более толстый рулон. Чем больше я наблюдал, тем сильнее меня это интересовало».
Тойода Сакити вспоминал о весне 1888 г., когда ему было 20 лет. Читая эти строки, я не могу не восхищаться тем, как он мог целый день посвятить наблюдению, постепенно приходя к пониманию, как устроен и работает ткацкий станок, и все сильнее увлекаясь процессом.
Сталкиваясь с любой проблемой, я всегда пять раз задаю вопрос «Почему?». Это правило также усвоено от Тойода Сакити, который имел привычку наблюдать. Можно сколько угодно рассуждать об улучшении работы, но конкретные предложения возникнут только после досконального изучения производства. Проведите в производственном отделе целый день и понаблюдайте за происходящим. В итоге вы поймете, что надо сделать. Я не буду останавливаться на этом слишком долго.
Наблюдая, мы не только по-настоящему понимаем, что такое расточительство, но и обнаруживаем пути превращения «действия» в «работу» — два наиболее важных для нас вида деятельности.
Принцип «точно вовремя» восходит непосредственно к деятельности Тойода Кийтиро. Будучи вторым основным принципом системы Тойота, он преследовал иные цели в отличие от автоматического ткацкого станка, подсказавшего идею автономизации. Но он и привел к проблемам другого рода.
Тойода Сакити впервые посетил США в 1910 г., когда автомобилестроение только зарождалось. Популярность автомобилей росла, и многие компании пытались их производить. К тому моменту, когда Тойода Сакити впервые увидел фордовскую «модель Т», Г. Форд уже два года продавал ее на рынке.
Оглядываясь назад, мы понимаем, насколько сильно автомобиль вдохновил такого изобретателя, каким был Тойода Сакити. Четыре месяца, проведенных в Америке, он посвятил изучению автомобиля и его потенциальной роли для человека. По возвращении в Японию он часто говорил, что мы теперь живем в эру автомобиля.
Тойода Кийтиро, как того пожелал Тойода Сакити, занялся автомобильным бизнесом. Он хорошо понимал автомобиль-
Глава 4. ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ 125
ную промышленность и роль в ней Америки. Он осознавал как ее большой потенциал, так и сложности, с которыми столкнется производитель автомобилей, ведя дела с бесконечными частными фирмами и развивая взаимосвязанную бизнес-систему.
На меня сильно повлияли слова Тойода Кийтиро «точно вовремя». Впоследствии я задавался вопросом о том, как он пришел к этой идее. Разумеется, я не знаю точного ответа, потому что никогда не спрашивал его прямо. Но, очевидно, он немало размышлял о том, как обогнать высокоразвитую американскую автомобильную производственную систему.
«Точно вовремя» — уникальная концепция, ее трудно понять даже сегодня. Я не могу не отдать должное богатому воображению Тойода Кийтиро!
Дата: 2019-03-05, просмотров: 214.