В 1937-м или 1938 г. мой тогдашний руководитель на фабрике Toyoda Spinning and Weaving попросил меня подготовить листок стандартных ткацких операций. Как я уже отмечал, это задание оказалось очень трудным. С тех пор я не перестаю думать о том, что значит «стандартный» в стандартной работе.
Элементами стандартной работы являются рабочий, оборудование и сырье. Если эта комбинация составлена неэффективно, рабочие будут чувствовать себя отчужденными, а производительность снизится.
Стандарты не должны насаждаться сверху, устанавливать их должны сами рабочие. Только когда заводская система рассматривается как целое, стандарты для каждого производственного отдела становятся безошибочными и гибкими.
В этом смысле стандарты должны распространяться не только на производственный отдел, но и на высшее руководство. Вот что об этом говорит Г. Форд в книге «Сегодня и завтра»:
«К определению стандартных изделий нужно относиться очень осторожно из-за возможности допущения ошибок в этом вопросе. С одной стороны, стандартизация как будто выражает инертность, а с другой — прогресс в производстве. Поэтому существует возможность произвольного толкования понятия стандартизации.
Существует две точки зрения: потребителя и производителя. Предположим, что государственный департамент запросит каждый отдел производства, сколько различных стилей и разновидностей одного и того же предмета было сделано, исключив те предметы, которые он сочтет непригодными как дубликаты, и выделив те из них, которые могут считаться стандартными. Будет ли от этого какая-то польза обществу? Конечно, нет, разве только во время войны, когда вся страна представляет собой производственную единицу.
Во-первых, никто не имел бы возможности и достаточных знаний, чтобы установить стандартные формы, так как подобные знания исходят из самой фабрики, а не извне. Во-вторых, если предположить, что знаний хватило и стандартные формы установлены, они в конце концов остановили бы прогресс, так как фабриканты, вместо того чтобы производить для общества, производили бы для стандартизации, что остановило бы изобретательность»1.
В размышлениях Г. Форда мы находим твердую убежденность в том, что стандарты не должны насаждаться сверху. Будь то федеральное правительство, топ-менеджмент компании или руководитель завода, устанавливать стандарты должен только
148 |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТО ЙОТЫ
производственник. Иначе, подчеркивает Г. Форд, стандарты не приведут к прогрессу. И я с ним согласен.
Стремясь дать определение стандартов, Г. Форд размышляет о будущем частного предпринимательства и промышленности:
«Но целью промышленности вовсе не является стандартизированный автоматический мир, в котором люди вовсе не будут нуждаться в собственных мозгах. Напротив, промышленность стремится создать такие условия, чтобы люди имели возможность проявить деятельность своего ума, так как при этих условиях они меньше всего будут заняты заботами о существовании. Конечная цель промышленности заключается не в том, чтобы привести людей к одной форме или поставить трудящегося в какое-то исключительное положение превосходства; промышленность должна развиваться на пользу человечества, часть которого и представляет каждый из трудящихся. Стремления промышленности должны быть направлены на освобождение души и тела человека от тяжелых условий существования путем производства дешевой и доброкачественной продукции. Насколько продукция должна быть стандартизирована, это уже вопрос не государства, а частного производителя»5.
Здесь уже ясно улавливается замысел Г. Форда. Мы видим, что автоматизация и система производственных потоков, придуманная и разработанная Г. Фордом и его коллегами, никогда не задумывались как способ заставить рабочих трудиться интенсивнее и усерднее, чувствовать себя обойденными станками и отстраненными от непосредственной работы. Впрочем, как и во многих случаях, несмотря на благие намерения, идея не всегда развивается в направлении, задуманном ее создателем.
Исследуя суть и развитие концепции производственных потоков Г. Форда и его коллег, я прихожу к выводу, что их истинный замысел состоял в распространении концепции производственного потока с главной сборочной линии на все другие процессы, от механической обработки к процессу штамповки, что соответствует ранней эволюции системы Тойоты.
Налаживая поток, соединяющий не только главную сборочную линию, но и все остальные процессы, можно сократить общее время производства. Возможно, Г. Форд предвидел такую ситуацию, когда он использовал слово «синхронизация».
Преемники Форда, Тем не менее подошли к созданию производственного потока не так, как задумывал Г. Форд, и разработали концепцию «чем больше партия, тем лучше», каковая, образно говоря, представляет собой плотину, тормозящую поток на стадиях механообработки и штамповки.
Глава 5. ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА_______________________ 149
Как я уже отмечал, американские профсоюзы также могли способствовать ограничению гибкости труда на производстве, но не думаю, чтобы это было единственной причиной. Основной причиной было неправильное понимание последователями Г. Форда самой концепции производственного потока. Завершающий процесс у них действительно является производственным потоком, но в отношении остальных производственных линий, мне кажется, они искусственно подстегивали работу под поток.
В процессе разработки производственной системы Тойоты, переходя от форсированного к настоящему производственному потоку, бесконечному множеству станков передавался элемент человеческого разума. Таким образом, два наших принципа — «точно вовремя» и автономизация — были не только средством достижения цели, но и самой целью.
Профилактика лучше лечения
Чтобы не оказаться беззащитными перед лицом стихии, люди привыкли хранить товары; так поступали, к примеру, племена японских земледельцев. Хотя этот социальный обычай не всегда плох, я отрицаю его уместность в промышленности. Я имею в виду то, как сегодняшние менеджеры запасают сырье и готовую продукцию ради готовности удовлетворить неожиданный спрос.
Бизнес связан с окружающим миром. Почему в таком случае он должен делать запасы ради своей безопасности? Как я уже часто говорил, тенденция к накоплению вещей — это начало потерь в бизнесе.
«Если вы приобрели новый станок, пусть он работает все время. До тех пор, пока он работает нормально, загружайте его на полную мощность. Из-за того, что в будущем у вас могут быть проблемы с этим станком, пусть он работает, пока не выработает свой ресурс». Именно так рассуждают большинство производственников.
В эпоху медленного роста такие идеи абсолютно неприменимы, хотя тенденция к накоплению все еще жива. Если ис-
150_________________________ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
пользуется принцип «точно вовремя» системы Тойоты, то нет никакой потребности запасать дополнительное сырье и готовую продукцию.
Но что мы будем делать, если оборудование остановится и мы не сможем выполнить производственное задание? Что случится в условиях системы «канбан», если на определенном этапе обнаружится, что оборудование на предшествующем этапе сломано и отсутствует необходимая продукция? Конечно, это будет непростая ситуация.
Именно поэтому производственная система Тойоты акцентирует внимание на необходимости предотвращения сбоев на каждой стадии производства. Если мы запасаем детали в ожидании появления проблем со станками, почему бы не постараться предотвратить проблемы, пока они еще не возникли?
По мере того как производственная система Тойоты постепенно распространялась внутри компании Toyota Motor Company и за ее пределами, я спрашивал всех заинтересованных лиц, как можно предотвратить проблемы с оборудованием и производственные сложности. Так превентивная «медицина» или техническое обслуживание стали неотъемлемой частью производственной системы Тойоты.
Г. Форд воспринимал проблему сходным образом. Чтобы продемонстрировать социальную ответственность своего бизнеса, он основал больницы, школы и хорошо известный «Фонд Форда» (Ford Foundation). Когда была построена больница, Г. Форд обнародовал свои взгляды на здравоохранение, лечение, болезни и их профилактику.
В главе под названием «Не лучше ли предупреждать болезни?» своей книги Г. Форд доказывает, что качественная и хорошо приготовленная еда может сохранить здоровье и предотвратить развитие заболеваний.
«Лучшие врачи признают, что болезни следует предупреждать рациональным питанием. Ясно, что если плохая пища порождает болезни, то хорошая должна создавать здоровье. И, приняв это за основу, мы должны стремиться найти наиболее рациональную пищу. Когда будет найдено такое питание, мир сделает большой шаг вперед»6.
Г. Форд отмечал, что справиться с этой задачей было бы легче, если бы необходимое научное исследование было предпри-
Глава 5. ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА_______________________ 151
нято не исследовательской организацией, а бизнесом, и рассматривалось как социальная и деловая потребность. Хотя он и не сказал, что профилактика сама по себе является необходимым условием производственного потока, на котором базируется система Форда, интересен сам факт того, что человек, предложивший автоматизацию, размышлял и о таких проблемах.
Надежная производственная линия подразумевает надежный бизнес. Описывая дополняющие друг друга взаимоотношения между принципом «точно вовремя» и автономизацией — двумя принципами системы Тойоты, я подчеркиваю их роль в построении надежной производственной линии. Сильная сторона системы Тойоты состоит в профилактическом обслуживании, а не в возможности быстрого лечения неполадок процессов.
Есть ли «Форд» после Форда?
Ранее я говорил об истоках системы Форда — системы массового производства, в настоящее время преобладающей в США. По части производственного потока система Тойоты очень много позаимствовала у системы Форда. Система Форда зародилась в Америке и возвестила начало автомобильной эпохи серийно выпускаемой «моделью Т». Я же пытался найти производственную систему в японском стиле, которая бы точно так же соответствовала японской среде.
Что же касается развития автоматизированной системы Форда в американском автомобилестроении, включая саму компанию Ford, мне кажется, истинный замысел Г. Форда был неверно истолкован. Как я уже отмечал, основанием для такого вывода служит то, что по сравнению с ровно протекающим процессом сборки на главной сборочной линии поток на других производственных процессах так и не был внедрен. Кроме того, система, основанная на больших размерах партий, тормозила весь производственный поток.
Почему это случилось? Прежде чем первоначальная цель Г. Форда была четко понята, конкуренция на американском автомобильном рынке усилилась. Компания Ford испытывала серьез-
152
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Глава 5. ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА
153
ное давление со стороны своего соперника компании General Motors. Все это сказалось на том, что система Форда начала развиваться в ином по сравнению с задуманным направлении.
Критическая ситуация, с которой столкнулось американское автомобилестроение в 20-е гг., хорошо описана в книге «Годы в General Motors» (My Years with General Motors) Альфреда П. Слоу-на-мл. (Alfred P. Sloan, Jr.), бывшего председателя совета директоров компании General Motors.
Согласно А. Слоуну, между 1924-м и 1926 гг. случилось событие, кардинально изменившее американскую автомобильную промышленность. Небольшой рынок высококачественных товаров, существовавший с 1908 г., уступил место большему рынку, требовавшему все более качественных автомобилей для широкого круга покупателей.
Другими словами, если целью Г. Форда было производство дешевых транспортных средств, то новый рынок требовал постоянно улучшающихся автомобилей для каждого.
В 20-е гг., с развитием автомобильной промышленности, экономика США вошла в период нового роста, а с ним появились и новые элементы, обусловившие дальнейшее изменение рынка. Эти новые элементы можно разделить на 4 категории:
1) оплата в рассрочку;
2) учет бывшего в использовании автомобиля в счет покупки нового;
3) кузов типа «седан»;
4) ежегодная смена (обновление) моделей.
Если же кроме общей экономической обстановки мы будем рассматривать и автомобильную среду, я бы добавил к этому списку:
5) улучшенные дороги.
Эти изменения и сегодня определяют специфику автомобильной промышленности, рассуждать о ней без их учета практически невозможно. Однако до 1920 г. и некоторое время после этого круг покупателей автомобилей был ограничен теми, кто покупал свой первый автомобиль. Обычно они платили наличными или же брали специальный кредит. Автомобили же были представлены в основном двумя типами: «туристический
автомобиль» и «родстер»*, которые не так-то просто менять из года в год.
Какое то время эта ситуация сохранялась. Даже если модель претерпевала какие-то изменения, они оставались незаметными до тех пор, пока не завершалась модернизация всей модели. Разработка новых деталей была несинхронной. Детали добавлялись по одной до тех пор, пока все вместе взятые изменения не выливались в совершенно новую модель.
А. Слоун ухватился за это существенное изменение и стал выбрасывать на рынок все больше и больше различных моделей. Эта политика «полного ряда» (full-line) была уникальной в своем роде стратегией ответа General Motors на спрос населения. Как же автомобильная промышленность в целом ответила на диверсификацию спроса?7
В процессе перехода от серийной фордовской «модели Т» к политике «полного ряда» General Motors производственный процесс усложнился. Чтобы сократить издержки, возникающие при производстве различных типов автомобилей, необходимо было разработать стандартные детали, подходящие к различным моделям. Система Форда тем не менее не претерпела существенных изменений.
Примерно в это же время стали активно разрабатываться и успешно применяться различные варианты политики ценообразования как ответ на значительное расширение разнообразия товаров, ставшего следствием диверсификации рынков сбыта. Что касается производства, мне кажется, что глубоко укоренившаяся в нем незаконченная система Форда изменилась незначительно.
Выстраивая производственную систему Тойоты, я ориентировался на японский рынок, где доминировал спрос на широкую номенклатуру моделей, выпускаемых небольшими партиями, и который отличается от американского с его спросом на огромные партии узкой номенклатуры моделей.
Производственная система Тойоты позволяет производству адекватно отвечать на требования рынка. Нам известно, насколько оправданным с экономической точки зрения является
Автомобиль с открытым двухместным кузовом, складным верхом и откидным задним сиденьем. — Прим. ред.
154
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Глава 5. ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА
155
производство автомобилей большими партиями, но тем не менее система Тойоты была построена на условии выпуска широкой номенклатуры моделей небольшими партиями, чтобы соответствовать японской культуре. Таким образом, система максимально эффективна в условиях зрелого японского рынка. В то же время мне кажется, что производственная система Тойоты может быть успешно применена и в США, где еще со времен А. Слоуна существует рынок разнообразных моделей, выпускаемых в большом количестве.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.