Дополнительный материал для преподавателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Земские соборы. Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрез­вычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные совещания, или соборы, бывали обыкновенно по вопросу: начи­нать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нуж­но призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложи­ли на себя тягость. <...> Выборные, или советные люди, являлись на собор из Москвы и облас­тей, из разных чинов людей, например, из стольников, стряпчих, из дворян московских и жильцов, из чина по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два челове­ка, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было; иногда не вызывались и горожане из областей, призывались только московские гости, из гос­тиной и суконной сотни старосты, из черных сотен сотские. Голос советные люди имели сове­щательный, у них отбирались мнения, или сказки, для соображений: сказки подавались или соединенно, целыми чинами, или по местностям; но каждый советный человек мог подать отдельно свое мнение.

Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. - М, 1989. - С. 272-273.

 Урок 32. Церковь и государство в XVII в.

Цель урока: охарактеризовать причины и сущность раскола в России, рассказать о про­тивостоянии царя и патриарха; выявить значение внутри церковного разделения.

План урока:

1. Авторитет и положение церкви в обществе и государстве. Деятельность пат­риарха Филарета.

2. Реформы Никона.

3. Падение Никона.

4. Последствия реформ.

5. Преследование раскольников.

Основные понятия: раскол, старообрядчество, реформы Никона.

 Важнейшие даты: 1653 г. - начало реформы патриарха Никона.

Выдающиеся личности: патриарх Никон, боярыня Морозова, протопоп Аввакум.

Рекомендуемая организация урока

I. Закрепление пройденного материала

Тест № 1

Укажите хронологическую последовательность событий, связанных с польско- шведской интервенцией в Россию в начале XVII в.:

1. Начало осады Смоленска войсками Сигизмунда III;

2. Создание П. Ляпуновым первого ополчения;

3. Правление Василия Шуйского;

4. Вступление отрядов Лжедмитрия I в пределы России;

5. Создание К. Мининым и Д. М. Пожарским второго ополчения.

Ответ: 4, 3, 1, 2, 5.

Тест №2

Укажите даты следующих событий:

1. Учреждение патриаршества в России;

2. Царствование Федора Иоанновича;

3. Введение «урочных лет»;

4. Восстание Болотникова;

5. Избрание Земским Собором Михаила Романова на царство,

6. а) 1606-1607 гг.             б) 1589 г.

в) 1597 г.                            г) 1613 г.

д) 1584-1598 гг.

Ответы: 1. б); ); 2. д); 3. в); 4. а); 5. г.

II. Проверка домашнего задания

Генеалогическое дерево первых Романовых:


III. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена патриарх Филарет, отец Михаила Романова, фактически соединил в своих

руках прерогативы светской и церковной власти. Своей деятельностью он подготов­лял почву для, по сути, превращения России в теократическое государство. Несмот­ря на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладе­ния (что не удалось сделать Ивану Грозному) и урезало иммунитетные права мона­стырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.

2. Учитель сообщает: Однако церковь не представляла собой единую силу. Ис­токи расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия». Его возглавлял царский ду­ховник Стефан Вонифатьев. Кружок объединял людей самого различного происхо­ждения. В его состав входили, например, представители московской знати (боярин Ртищев, Морозов, его сестра Анна, сам царь), но также и группа простых священни­ков из провинциалов, которых привлек к сотрудничеству Вонифатьев (протопопы И. Неронов, Аввакум, Даниил, Лазарь, Логгин). Их стремления сводились к назревше­му «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и про­тиводействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие - гре­ческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц.

Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу. Наиболее существенные изменения косну­лись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами трое­перстием, в богослужебные книги вписывали слова, по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов. Из Москвы были высланы не­согласные (Аввакум - в Сибирь). Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал пре­восходство духовной власти над светской: «Яко же месяц емлет себе свет от солн­ца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». По сути он становится соправителем царя. В приговорах Боярской думы появилась та­кая формулировка: «светлейший патриарх указал и бояре приговорили».

Вы можете дополнить свой рассказ о Никоне используя дополнительные мате­риалы.

3. Учитель сообщает: Никон, однако, переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны. Тем не ме­нее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес при­говор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь.

4. Учитель сообщает: Несмотря на то, что Никон был отстранен от дел, церков­ный собор объявил проклятие всем противникам реформы, после чего раскол в Рос­сии разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение при­обретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых находилась церковь и государство, вторые защищались только словами. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне, стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец бояре (яркий и хрестоматийный пример - боярыня Морозова). Общим их лозунгом был возврат к «старине», хотя каждая из этих групп понимала его по-своему. По времени раскол совпал с принятием «Со­борного уложения», закрепостившего крестьян. Поэтому многие связывали эти со­бытия в единое логическое целое и пытались найти выход в бегстве в отдаленные районы, бегстве не только от новых церковных канонов, но и от усилившегося тягла.

5. Учитель сообщает: Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб неистовый Аввакум: после многолетнего «сидения» в земляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четверть этого сто­летия озарена кострами массовых «гарей» (самосожжений). Причина отделения ста­рообрядцев заключалась в том, что по их мнению, преобразования Никона проводи­лись в нарушение главного принципа православной церкви - соборности (выраже­нием которого были поместные соборы, в чью компетенцию входило решение о любых изменениях внутрицерковной жизни). В данном же случае все проводилось от имени одно только патриарха, что нарушало автономию церкви и косвенно под­чиняло ее государству.

Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места - на север, в За­волжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII в., ни в Х1Хв., ни даже, иной раз в XX в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своей удаленности, остались хранителями многих древних рукописей. История и историки благодарны им. Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о соло­вецком восстании в учебнике (§ 10, 11, с. 75) и ответить на следующие вопросы:

- Какова была причина восстания? (Монахи соловецкого монастыря отказа­лись принять новопечатные «никонианские» книги.)

- Когда началось восстание? (В 1668 г.)

- Сколько лет продолжалась осада? (Осада продолжалась восемь лет.)

- Каким образом было сломлено сопротивление? (Монах-перебежчик показал осаждавшим войскам потайной ход и в 1676 г. стрельцы ворвались в мона­стырь.)

IV. Итог урока

Таким образом, русское общество после реформы Никона раскололось на два ла­геря. Новый, Никоновский, обряд имел на своей стороне царскую власть, иерархию и верхние служилые слои, а старый обряд - народную массу.

Домашнее задание

§ 33; заполнить таблицу «Основные расхождения Аввакума и Никона».

Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.