II. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учитель сообщает: Еще когда Василий Шуйский вел осаду Тулы, в Польше появился новый самозванец - Лжедмитрий II, который в отличие от Лжедмитрия I, выдвинутого внутренними силами, с самого начала был ставленником польского короля Сигизмунда III. В его войско входили польские отряды, казаки, а также ос­татки болотниковцев. Разбив в нескольких столкновениях войска Шуйского, в июне 1608 г. самозванец подошел к Москве и остановился в местечке Тушино. Образовал­ся Тушинский лагерь. Были сформированы приказы и Боярская дума, был и патри­арх (Филарет). Таким образом тушинцы противостояли царской власти и правитель­ству Василия Шуйского. Их власть распространилась на значительную часть терри­тории страны (север и северо-запад).

Учитель сообщает: Через полгода бояре свергают Шуйского с трона и созда­ет собственное правительство во главе с князем Мстиславским - «семибоярщину». Это была группа бояр из 7 человек во главе с князем Ф. И. Мстиславским. В услови­ях разгара Смуты и не имея серьезной поддержки в обществе, бояре нашли, как им

казалось, на тот период лучший вариант: предложить русский трон сыну польского короля Сигизмунда королевичу Владиславу. В ожидании прибытия избранного царя, Семибоярщина пыталась управлять государством от его имени. Для собственной защиты бояре впустили в Кремль польский гарнизон. От имени Владислава бояре потребовали сдать полякам Смоленск. Эти, а также и многие другие действия бояр не добавили им популярности, поэтому в реальности властью они не обладали.

Учитель сообщает: В 1609 г. правительство, понимая невозможность само­стоятельного уничтожения «тушинского вора», подписывает со Швецией договор. Россия отказывается от претензий на Балтийское побережье, Швеция же дает войска для борьбы с Лжедмитрием II. Польша, состоявшая в войне со Швецией, перешла к открытой интервенции в России. В сентябре 1609 г. началась осада Смоленска Сигизмундом III. Летом 1610 г. польская армия двинулась на Москву. Русские войска терпят поражение. Шведы грабят северо-восточные земли.

Работа с картой. Рассказ об интервенции сопровождайте работой с картой.

Учитель сообщает: В 1611 г. в Рязанской земле создано первое ополчение. Предводителем стал Прокопий Ляпунов. В нем участвовали дворяне, посадские лю­ди, казаки из южных уездов. Ополчение двинулось к Москве.

В самой Москве вспыхнуло восстание против поляков. Интервенты по совету бояр-предателей подожгли город. Подошедшие под стены столицы отряды ополче­ния плотным кольцом окружили интервентов, засевших в Кремле. Руководители ополчения восстанавливали власть по стране. Однако между крестьянами и дворя­нами разгорелись разногласия, т. к. пункт о возврате беглых крестьян владельцам и о том, что казаки не имеют права занимать государственные должности, вызвал ярость против Ляпунова. В июле 1611 г. П.Ляпунов был приглашен в казачий «круг» и убит. Первое ополчение распалось.

3 июня 1611 г. после 20-месячной осады, пал Смоленск. Сигизмунд III объявил, что сам станет царем, а Россия войдет в состав Речи Посполитой. Шведы захватили Новгород. России грозила утрата национальной независимости. В этот тяжелый пе­риод в Нижнем Новгороде, посадские люди во главе с Кузьмой Мининым организо­вали сбор средств на создание нового ополчения.

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о втором ополчении в учебнике (§ 32, с. 208) и ответить на следующие вопросы:

- Кто возглавил Второе ополчение? (Второе ополчение возглавили Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский.)

- Что представлял собой «Совет всея земли»? (Это было по сути русское вре­менное правительство. Оно занималось решением не только сугубо военных вопросов, но и ведало хозяйственными, судебными и организационными де­лами; воссоздало приказы; восстановило утраченные права дворянства на земли и крестьян.)

- Кто пытался помочь осажденным полякам и удалось ли это ему? (Гетман Ходкевич. Осажденные в конце октября 1612 г. капитулировали.)

5. Учитель сообщает: Руководство второго ополчения настояло на созыве Зем­ского собора - законного органа власти русского государства для избрания царя. В январе 1613 г. он избрал царем Михаила Федоровича Романова - сына патриарха Филарета, в миру боярина Федора Никитиче Романова, родственника Ивана Грозно­го и его сыновей по женской линии.

Начертите не доске следующую схему:


 

III. Итог урока

Смута оставила тяжелые последствия. Разорены были сельское хозяйство, ре­месла, угасла торговая жизнь, но одновременно смутное время показало и силу рус­ского народа.

Домашнее задание

1. § 31, работа с контурными картами.

2. Выделить периоды и подвести итоги Смуты.

3. Подготовить доклады на следующие темы:

а) «Лукавый царедворец Василий Шуйский». Лит-ра: Абрамович Г. В. Кня­зья Шуйские и российский трон. - Л., 1991; Костомаров Н. И. Русская ис­тория в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - Кн. 1. - М., 1990; Либрович С. Ф. Царь в плену: исторический очерк о В. Шуйском. - М., 1990.

б) «Подвиг Смоленска во время Смуты». Лит-ра: Авраамий Палицын. Ска­зание. - М.-Л., 1955; ПлагоновС. Ф. Очерки по истории Смуты. Любое издание; Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII в. - Новосибирск, 1990.

в) «Минин и Пожарский». Лит-ра: Скрынников Р. Г. К. Минин и Д.М.Пожарский: хроника Смутного времени - М., 1981; Скрынни­ков Р. Г. Лихолетье: Москва в 16-17 вв. - М., 1988; Смута в Московском государстве. Россия в начале 17-го столетия в записках современников. - М., 1989; Стояти заодно (история отечества в романах повестях и доку­ментах. Век 17). -М., 1983.

г) «Михаил Федорович Романов - первый царь из династии Романовых». Лит-ра: Валишевский К. Первые Романовы. - М., 1990; Морозова Л. Е. Михаил Федорович. // Вопросы истории, 1992; Россия под скипетром Романовых. - М., 1991.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.