Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Проверка домашнего задания

а) Проверка контурных карт и знания материала учебника. Можно вызвать к доске двух учеников. Первого попросить рассказать о племенах скифов и сарматов, попросить показать на карте, где они жили. Второго - о Великом переселении народов, о его причинах; попросить показать на карте.

б) Проверить доклады по краеведению.

П. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: К VII—IX вв. восточная ветвь славянства населяла значи­тельную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского зали­ва, а на юге - до Черного моря (показать на карте). Размещение восточнославян­ских племен подробно описано летописцем Нестором. Причем, расселение племен, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.

Работа с учебником: Предложить учащимся, пользуясь картой и учебником (§ 5, с. 37-38), составить таблицу следующего содержания.

Расселение восточнославянских племен

Название племенного союза Место расселения
Поляне Среднее течение Днепра
Древляне В бассейне реки Припять, город Искоростень
Дреговичи На территории современной Беларуси
Полочане Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк
Ильменские славсне (или словене) Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород
Северяне В бассейнах рек Десна, Сейм и Суда. Город Чернигов
Радимичи По рекам Сож и Сейм
Кривичи Верховья Западной Двины и Днепра, главный город Смоленск
Вятичи В лесных чащах междуречьях Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов и Суздаль
Волыняне (бужанс) По реке Буг
Уличи Нижнее Поднепровье, побережье Черного моря
Тиверцы Между реками Днестр и Прут

 

Учитель сообщает: Зона расселения восточных славян была лишена естествен­ных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиях соседних народов.

2. Учитель сообщает: Среднее Поднепровье - наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же время существовали различия в системе земледелия восточных славян живущих на юге и на севере.

Работа с учебником: Для лучшего усвоения материала можно также составить таблицу, используя материалы учебника (§ 5, с. 39-40) (можно использовать в каче­стве домашнего задания):

Развитие хозяйства восточных славян

  Юг Север
поселения Был недостаток воды и постоянные опас­ности, люди селились крупными массами, скучивались в огромные села. На Юге было много городов, служивших центрами торговли Болотистая и лесистая местность, было мало сухих мест. Преобладали села с не­значительным населением (3-4 двора) Городов было мало.
земледелие Перелог: 2-3 года пользовались землей, а когда почва истощалась, переходили на другое место Подсечно-огневая система: 1 год: вырубали лес 2 год: сжигали и сеяли прямо в золу
 

земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо

 

огородные: репка, капуста, свекла, морковка, редька, чеснок

 

технические: лен, конопля

орудия Соха, рало, плуг с железным лемехом Топор, мотыга, соха, заступ
 

Юг                                                                  | Север

 

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне выводили свиней, коров, мелкий рогатый скот

скотоводство Волы Лошади
промыслы Собирательство и охота продолжают иг­рать существенную роль в жизни славян. Основные промыслы: лыкодерство, зверо- гонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство. Хлебопашцам севера побуждения расши­рять пахоту не было, т. к. земля была бед­ной, вспахивать ее было тяжело, были сильно удалены от крупных рынков. В восполнение скудного заработка от хлебопашества жители обращались к про­мыслам: лыкодерство, звсрогонство, соле­варение, борт-ничество, охота и рыболов­ство.
  Главным в хозяйстве была внешняя тор­говля. Торговали хлебом, воском, медом, мехом с Римом и Византией. Слишком удален от приморских рынков, внешняя торговля не стала движущей силой народного хозяйства.
торговля Путь «из варяг в греки» (конец IX в.) По Днепру —♦ возле Смоленска волоком до Ловоти —> в оз. Ильмень —» в Волхов —» в оз. Нсво —> в Варяжское морс —♦ до Рима —> до Царьграда —> Понтийскос (Черное) море  
 

Внутренний рынок был развит слабо, в основном происходил обмен сельскохозяйст­венной продукции на ремесленные изделия

 

 

Работа с картой: Покажите на карте торговый путь «из варяг в греки». Учитель сообщает: Города как центры ремесла и торговли обычно располага­ются на холме у излучины рек.

Учитель может нарисовать на доске следующую схему древнего города:


 

Учитель сообщает: Летописец Нестор приводит в своем труде легенду об осно­вании города Киева. Жили-были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и тре­тий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

3. Учитель сообщает: Низкий уровень развития производительных сил требовал больших затрат труда. Наиболее трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни славян играла община (мир, вервь).

Запись в тетрадях:

Родовая община - коллектив кровных родственников, которые имеют об­щую собственность и вместе ведут хозяйство.

Учитель сообщает: Постепенно на смену родовой общины пришла соседская. Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным.

Пахотное земледелие - Вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколения­ми, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья.

Запись в тетрадях:

Соседская община - более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.

Учитель сообщает: Но все же в обществе усилилось значение отдельной лично­сти, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.

Запись в тетрадях:

Частная собственность - форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.

4. Работа с картой: Покажите на карте, с какими племенами и народами сосед­ствовали восточные славяне. Предложите ученикам в виде домашнего задания со­ставить таблицу «Соседи восточных славян» (си. Домашнее задание №2).

5. Учитель сообщает: Религия была существенной частью жизни древних сла­вян. Каждое событие в жизни человека, от рождения до самой смерти, сопровожда­лось определенными обрядами и заклинаниями.

Запись в тетрадях:

Политеизм - (от греческих слов «поли» — много и «теос» - бог) вера во мно­гих богов.

Язычество - (от старославянского слова «языци» - народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.

Учитель сообщает: Восточные славяне поклонялись многим различным явле­ниям природы. У них имелось и одно верховное божество, к которому все остальные находились в подчиненном состоянии. Это был бог Сварог - бог вселенной, неба и небесного огня. Однако по мере утверждение власти князей, начала великих воен­ных походов, на первый план все больше выдвигается божество молнии, войны, покровитель князей - Перун.

Работа с учебником: Для лучшего усвоения материала рекомендуется составить таблицу на основе учебника (§4 С. 33-34) или с привлечением материалов книг и энциклопедий (такой вид работы можно использовать и в виде домашнего задания):

Сварог   Бог неба и небесного огня

Сварожичи Сыновья Сварога                 ,

Перун    Бог молнии, войны, покровитель князей

Даждьбог Бог Солнца и света

Ярило    Бог воздушных стихий

Велес     Бог скота, богатства

Симаргл Бог подземного царства

Мокошь Богиня плодородия, женщин, домашнего очага.

Также существовал годовой цикл земледельческих праздников, были распро­странены приметы и гадания.

Чтение дополнительного материала (см. в конце урока).

III. Итог урока

Социально-экономическое развитие во многом повлияло па развитие общества у восточных славян, на появление у них стремления к созданию государства. Первые зачатки государства появились в тех восточнославянских землях, где хозяйство раз­вивалось быстрее по сравнению с другими землями. Это были земли полян и новго­родских словен.

Домашнее задание

1. § 4, 5, ответить на вопросы 1-3, с. 42.

2. С помощью учебника, карт и дополнительной литературы составить таблицу «Соседи восточных славян» по принципу: в середине - восточные славяне, а соответственно на севере, юге, западе и востоке - их соседи. Литература: Славянская энциклопедия. В 2-х тт. - М., 2002; Мир русской истории. Эн­циклопедический справочник. -М., 1999 и др.;

3. Предложить учащимся подготовить небольшие сообщения о том, что симво­лизируют образы и обряды древнейших славянских праздников, таких, как Новый год, Масленица, день Ивана Купаны и др. Так же можно охарактери­зовать народные приметы (о погоде), загадки и т. п.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.