I. Проверка домашнего задания
а) Проверка контурных карт и знания материала учебника. Можно вызвать к доске двух учеников. Первого попросить рассказать о племенах скифов и сарматов, попросить показать на карте, где они жили. Второго - о Великом переселении народов, о его причинах; попросить показать на карте.
б) Проверить доклады по краеведению.
П. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: К VII—IX вв. восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге - до Черного моря (показать на карте). Размещение восточнославянских племен подробно описано летописцем Нестором. Причем, расселение племен, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.
Работа с учебником: Предложить учащимся, пользуясь картой и учебником (§ 5, с. 37-38), составить таблицу следующего содержания.
Расселение восточнославянских племен
Название племенного союза | Место расселения |
Поляне | Среднее течение Днепра |
Древляне | В бассейне реки Припять, город Искоростень |
Дреговичи | На территории современной Беларуси |
Полочане | Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк |
Ильменские славсне (или словене) | Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород |
Северяне | В бассейнах рек Десна, Сейм и Суда. Город Чернигов |
Радимичи | По рекам Сож и Сейм |
Кривичи | Верховья Западной Двины и Днепра, главный город Смоленск |
Вятичи | В лесных чащах междуречьях Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов и Суздаль |
Волыняне (бужанс) | По реке Буг |
Уличи | Нижнее Поднепровье, побережье Черного моря |
Тиверцы | Между реками Днестр и Прут |
Учитель сообщает: Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиях соседних народов.
2. Учитель сообщает: Среднее Поднепровье - наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же время существовали различия в системе земледелия восточных славян живущих на юге и на севере.
Работа с учебником: Для лучшего усвоения материала можно также составить таблицу, используя материалы учебника (§ 5, с. 39-40) (можно использовать в качестве домашнего задания):
Развитие хозяйства восточных славян
Юг | Север | |
поселения | Был недостаток воды и постоянные опасности, люди селились крупными массами, скучивались в огромные села. На Юге было много городов, служивших центрами торговли | Болотистая и лесистая местность, было мало сухих мест. Преобладали села с незначительным населением (3-4 двора) Городов было мало. |
земледелие | Перелог: 2-3 года пользовались землей, а когда почва истощалась, переходили на другое место | Подсечно-огневая система: 1 год: вырубали лес 2 год: сжигали и сеяли прямо в золу |
земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо | ||
огородные: репка, капуста, свекла, морковка, редька, чеснок | ||
технические: лен, конопля | ||
орудия | Соха, рало, плуг с железным лемехом | Топор, мотыга, соха, заступ |
Юг | Север | ||
С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне выводили свиней, коров, мелкий рогатый скот | ||
скотоводство | Волы | Лошади |
промыслы | Собирательство и охота продолжают играть существенную роль в жизни славян. Основные промыслы: лыкодерство, зверо- гонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство. | Хлебопашцам севера побуждения расширять пахоту не было, т. к. земля была бедной, вспахивать ее было тяжело, были сильно удалены от крупных рынков. В восполнение скудного заработка от хлебопашества жители обращались к промыслам: лыкодерство, звсрогонство, солеварение, борт-ничество, охота и рыболовство. |
Главным в хозяйстве была внешняя торговля. Торговали хлебом, воском, медом, мехом с Римом и Византией. | Слишком удален от приморских рынков, внешняя торговля не стала движущей силой народного хозяйства. | |
торговля | Путь «из варяг в греки» (конец IX в.) По Днепру —♦ возле Смоленска волоком до Ловоти —> в оз. Ильмень —» в Волхов —» в оз. Нсво —> в Варяжское морс —♦ до Рима —> до Царьграда —> Понтийскос (Черное) море | |
Внутренний рынок был развит слабо, в основном происходил обмен сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия |
Работа с картой: Покажите на карте торговый путь «из варяг в греки». Учитель сообщает: Города как центры ремесла и торговли обычно располагаются на холме у излучины рек.
Учитель может нарисовать на доске следующую схему древнего города:
Учитель сообщает: Летописец Нестор приводит в своем труде легенду об основании города Киева. Жили-были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
3. Учитель сообщает: Низкий уровень развития производительных сил требовал больших затрат труда. Наиболее трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни славян играла община (мир, вервь).
Запись в тетрадях:
Родовая община - коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.
Учитель сообщает: Постепенно на смену родовой общины пришла соседская. Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным.
Пахотное земледелие - Вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья.
Запись в тетрадях:
Соседская община - более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.
Учитель сообщает: Но все же в обществе усилилось значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.
Запись в тетрадях:
Частная собственность - форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.
4. Работа с картой: Покажите на карте, с какими племенами и народами соседствовали восточные славяне. Предложите ученикам в виде домашнего задания составить таблицу «Соседи восточных славян» (си. Домашнее задание №2).
5. Учитель сообщает: Религия была существенной частью жизни древних славян. Каждое событие в жизни человека, от рождения до самой смерти, сопровождалось определенными обрядами и заклинаниями.
Запись в тетрадях:
Политеизм - (от греческих слов «поли» — много и «теос» - бог) вера во многих богов.
Язычество - (от старославянского слова «языци» - народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.
Учитель сообщает: Восточные славяне поклонялись многим различным явлениям природы. У них имелось и одно верховное божество, к которому все остальные находились в подчиненном состоянии. Это был бог Сварог - бог вселенной, неба и небесного огня. Однако по мере утверждение власти князей, начала великих военных походов, на первый план все больше выдвигается божество молнии, войны, покровитель князей - Перун.
Работа с учебником: Для лучшего усвоения материала рекомендуется составить таблицу на основе учебника (§4 С. 33-34) или с привлечением материалов книг и энциклопедий (такой вид работы можно использовать и в виде домашнего задания):
Сварог Бог неба и небесного огня
Сварожичи Сыновья Сварога ,
Перун Бог молнии, войны, покровитель князей
Даждьбог Бог Солнца и света
Ярило Бог воздушных стихий
Велес Бог скота, богатства
Симаргл Бог подземного царства
Мокошь Богиня плодородия, женщин, домашнего очага.
Также существовал годовой цикл земледельческих праздников, были распространены приметы и гадания.
Чтение дополнительного материала (см. в конце урока).
III. Итог урока
Социально-экономическое развитие во многом повлияло па развитие общества у восточных славян, на появление у них стремления к созданию государства. Первые зачатки государства появились в тех восточнославянских землях, где хозяйство развивалось быстрее по сравнению с другими землями. Это были земли полян и новгородских словен.
Домашнее задание
1. § 4, 5, ответить на вопросы 1-3, с. 42.
2. С помощью учебника, карт и дополнительной литературы составить таблицу «Соседи восточных славян» по принципу: в середине - восточные славяне, а соответственно на севере, юге, западе и востоке - их соседи. Литература: Славянская энциклопедия. В 2-х тт. - М., 2002; Мир русской истории. Энциклопедический справочник. -М., 1999 и др.;
3. Предложить учащимся подготовить небольшие сообщения о том, что символизируют образы и обряды древнейших славянских праздников, таких, как Новый год, Масленица, день Ивана Купаны и др. Так же можно охарактеризовать народные приметы (о погоде), загадки и т. п.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.