Урок 62 (вариант I). Восстание декабристов
Урок 62 (вариант II). Ролевая игра «Суд над декабристами»
Урок 63. Внутренняя политика Николая I
Урок 64. Внутренняя политика Николая I (продолжение)
Урок 65 (вариант I). Общественная жизнь России при Николае I
Урок 65 (вариант II). Общественная жизнь России при Николае I (урок-игра)
Урок 66. Крымская война (1853-1856)
Урок 67. Образование и наука в первой половине XIX в.
Урок 68. «Золотой век» русской культуры
Урок 69. Обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»
Россия во второй половине XIX в .
Урок 70. Отмена крепостного права. Накануне реформы
Урок 71. Подготовка реформы
Урок 72. Отмена крепостного права
Урок 73. Либеральные реформы 60-70-х гг.
Урок 74. Промышленность и транспорт в пореформенной России
Урок 75. Сельское хозяйство после отмены крепостного права
Урок 76. Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в.
Урок 77 (вариант I). Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в.
Урок 77 (вариант II). Общественное движение в 60-70~е гг. XIX в.
Урок 78. Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в.
Урок 79. Игра-реконструкция «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»
Урок 80. Оживление оппозиционных движений после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Урок 81. Россия в конце XIX в.
Урок 82. Россия в конце XIX в. (продолжение)
Урок 83. Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты
Урок 84. Россия в первые годы правления Николая II
Урок 85. Россия в первые годы правления Николая II (продолжение)
Урок 86. Образование и наука во второй половине XIX в.
Урок 87. Культура России во второй половине XIX в.
Урок 88. Культура России во второй половине XIX в. (продолжение)
Урок 89. Русская православная церковь и религиозность в России в XIX в.
Урок 90. Обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX в.»
Урок 91. Обобщение по всему курсу
Вводная часть
Урок 1. Вводный
Цель урока: выявить главные факторы своеобразия исторического развития России.
План урока:
1. Что является предметом изучения российской истории. Хронологические рамки курса.
2. Связь географического положения народа с природно-географической средой.
3. Природа России и ее влияние на судьбы страны.
Оборудование урока: историческая карта Евразии.
Рекомендуемая организация урока
I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Курс истории России включает в себя историю не только русского народа, но и многочисленных народов, населяющих Россию сегодня и населявших ранее, а это были не только славянские народы. Россия является крупнейшей в мире страной (ее площадь составляет более 17 млн. км") на территории Евразии.
Работа с картой: Покажите на карте границы России как региона на Севере, Юге, Западе и Востоке. Покажите соседние с Россией регионы: Европа (Центральная и Восточная), Азия, так называемый Восток.
Учитель продолжает: Хронологические рамки курса охватывают период от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины (V-VI вв. н. э.) и до конца XVII в.
2. Учитель сообщает: Историю страны невозможно понять, не зная се географических условий. Основные типы хозяйственной деятельности, быта, техники обусловлены именно природно-географической средой. Влияние географической среды многообразно (природные, демографические и другие факторы). Некоторые географические зоны настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие же настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям. Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы. Ведь каждый из нас знает, что жизнь в условиях тропической Африки или северной тундры - это совершенно разные вещи. И географические условия оказывали, особенно на ранних этапах человеческой истории, большое влияние на развитие человеческого общества. Поэтому нам важно понять каковы же были эти условия в России и как они воздействовали на жизненный путь народа.
3. Учитель сообщает: Беспредельные открытые пространства губили Россию, делали ее легкой добычей завоевателей как с востока, так и с запада. Эти же огромные пространства давали возможность отступать в глубь территории, спастись от вторжения, создавали трудности для завоевателей, сталкивавшихся с длительными переходами по малодоступным местам.
С момента возникновения государства в IX в. и до начала XVIII в. (правление Петра I) для России был чрезвычайно актуален вопрос выхода к морю (как к Черному, так и Балтийскому), через которые возможно было осуществлять экономическое и военное сотрудничество с иными государствами.
Работа с учебником: Предложите ученикам прочесть сведения из учебника о географическом положении России (Введение, с. В) и ответить на следующие вопросы:
- Как повлияло географическое положение России на русское общество? (Постоянная опасность нападений и с востока и с запада приводили к тому, что русское общество было проникнуто военными, как оборонительными, так и наступательными, настроениями.)
- Как повлияло географическое положение России на систему государственного управления? (Наиболее удобной формой государственного управления была сильная централизованная власть.)
- России - это Европа или Азия? (Россия, ее история и культура всегда были связаны как с европейским, так и азиатским регионами. В процессе колонизации восточных земель Россия становилась частью евразийского геополитического пространства, в котором издревле существовали авторитарные формы власти, характерные для Китая, Ирана, Византии. Если Древняя Русь была «повернута лицом к Европе», то Московское государство в XV- XVII вв. - «лицом к Азии», что отразилось на характере его государственного устройства, возникновении самодержавия и крепостного права.)
(Вы можете дополнить рассказ, используя Дополнительные материалы.)
Учитель сообщает: Особенности природной среды расселения народа во многом определили и его национальный характер. Регион европейской России - центр государственности по климатическим и почвенным характеристикам отличался коротким летом и не очень благоприятными для повышенного урожая почвами. Длительная зима и глубокое промерзание почвы (40 см в центре страны), короткая весна, переходящая в жаркое лето, заставляли крестьянина после домашних забот зимней поры быстро переключаться на сельскохозяйственные заботы - пахоту, сев, от скорости проведения которых зависит его благосостояние в течение всего года. Лето для русского крестьянина - период предельного напряжения сил (период страды). Это выработало в русском человеке способность «выложиться», провести огромную работу за короткий срок. Но этот период невелик, снег в России лежит 5-6 месяцев. Поэтому основной формой отношения к работе является отношение неторопливо- пассивное. В. О. Ключевскией отмечал: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на Короткое время, какое может развить великоросс. Эта ситуация также отразилась и в пословице: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет».
II. Итог урока
Таким образом, особенности исторического развития России, как и любого другого государства, зависели (и до сих пор зависят) от географических условий. В свою очередь особенности природной среды во многом определили основные типы хозяйственной деятельности, быта, техники, национальный характер русского народа.
Домашнее задание
1. Прочитать Введение, сделать краткий конспект. *
2. Сравнить природно-климатические условия региона проживания с особенностями географического положения любого другого региона России или зарубежного государства, отметить главные их отличия.
3. Или на примере истории членов собственной семьи рассмотреть связь конкретных исторических событий с судьбой конкретного человека (семьи).
Дополнительные материалы для преподавателя
Государство и экономика. Желая того или нет, но Россия выбрала скорее Восток, чем Запад. В России государство стояло, как утес среди моря. Все замыкалось на его вссмогущсстве, на его самовластии как по отношению к городам, так и по отношению к церкви, или к массе крестьян (которые принадлежали прежде царю, а потом уже барину), или к вотчинникам и помещикам. Сверх всего государство присвоило себе контроль над важнейшими видами обмена: оно монополизировало соляную торговлю, торговлю поташем, водкой, пивом, медами, пушниной, табаком, а позднее и кофе. Зерновой рынок хорошо функционировал в национальном масштабе, но на экспорт зерна требовалось разрешение царя.
Бродель Ф. Время мира. 1979.
Урок 2. Происхождение славян
Цель урока: рассказать о предках славян, показать место славянских племен среди других народов Европы и Азии, перечислить основные восточнославянские племена, дать краткую характеристику их быта, занятий, языка, определить территорию расселения.
План урока:
1. Неолитическая революция. Индоевропейцы.
2. Расселение и хозяйство праславян. Появление славян.
3. Великое переселение народов. Западные, восточные и южные славяне.
Основные понятия: неолитическая революция, индоевропейцы, славяне, группы славян (восточные, южные, западные); анты, венеды, скифы; великое переселение народов.
Оборудование урока: карты «Расселение восточных славян». «Византийская империя и славяне».
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
1. Проверить конспекты учеников. Вызвать двух учеников к доске:
а) Одного из них попросить написать значение термина колонизация. (Заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны, а также основание поселений за ее пределами.)
б) Другого ученика попросить объяснить, как сказалось на истории России ее отдаленность от центров мировых цивилизаций. (Народы Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других государств, сложившихся на развалинах Римской империи, получили богатейшее наследство: передовой хозяйственный опыт римлян, высокую духовную культуру, разработанную систему законов, христианство. Русь же, хотя и имела постоянные торговые и культурные контакты с Византией, но они возникали благодаря дальним и рискованным путешествиям по Днепру и Черному морю и то лишь в теплое время года.)
2. Для учеников, выбравших сравнение России (данного региона) с иными странами и регионами: а) ответ должен опираться на знания физической географии своего региона (страны); б) ученики должны связать эти особенности с особенностями исторического развития народов на этих землях.
Пример: наличие разветвленной сети рек способствовало раннему расселению людей вдоль водных артерий. Наличие густых лесов способствовало обороне земледельческого населения от степных вторжений. Разветвленная сеть притоков Днепра предопределила контроль над обширной территорией киевских князей. Наличие плодородных земель способствовало развитию земледелия. И, наоборот, суровый климат в некоторых регионах способствовал развитию охоты и рыболовства. 3. Для учеников, выбравших рассказ о своей семье: они должны ответить, как именно политические, социальные, экономические события в стране повлияли на историю их семьи (или отдельных ее членов). Особое внимание следует обратить на такие факторы, как крупное строительство (что вызывало миграции населения), политические репрессии и т. д.
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: В период неолита («нового каменного века») (VIII— III вв. до н. э.) произошел переход от собирательного хозяйства к производящему. Именно тогда происходит одомашнивание животных и их разведение, складываются основные виды ремесел, прядение, ткачество и т. п. Наличие домашних животных создало предпосылки для сельскохозяйственной обработки земли. Все эти факторы позволили племенам стать мобильными и более приспосабливаемыми к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Запись в тетрадях:
Неолитическая революция - переход в период неолита от собирательного типа хозяйства к производящему.
Учитель сообщает: Основную часть населения Европы и значительную часть Азии и до сих пор занимают народы, некогда принадлежавшие к единой индоевропейской этно-языковой группе. Вплоть до 3 тыс. до н. э. общность еще сохранялась единой, затем началось ее разделение на различные племена и группы племен.
Запись в тетрадях:
Индоевропейцы - одна из наиболее крупных групп племен и языков. В индоевропейскую группу пародов входит 17 языковых семей, среди народов, к ней относящихся, - англичане, немцы, французы, греки, иранцы, армяне, ирландцы и др. Беседа с учащимися по вопросам:
- К какой группе относятся славянские племена и языки? (К индоевропейской.)
- Какие народы Азии относятся к индоевропейской группе? (Индийцы, иранцы, таджики, из древних - хетты.)
- Какие соседи славянских племен относились к индоевропейской группе? (Скифы и сарматы, германские племена, все балтские племена, романские племена (предки румын), греки и прочие.)
- Были ли индоевропейцами исторические соседи славян - чудь, меря, весь? (Нет, они принадлежали к урало-самодийской ветви народов.)
- Хазары? (Нет, они тюрки.) Половцы, печенеги? (Они также тюрки.)
- Булгары? (Нет, они принадлежат к уральской группе народов.)
- Индоевропейцы были скотоводами или земледельцами? (Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие, но в то же время существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало и скотоводство.)
Учитель сообщает: Некогда славяне входили в состав еще не разделившейся на отдельные ветви индоевропейской группы народов. Таким образом, у славян, балтов, германцев, романцев, греков, иранцев, таджиков, индийцев и других народов изначально были общие предки. Согласно одной из наиболее авторитетных гипотез, прародина индоевропейской общности - в северной части Малой Азии (территория современной Турции). Именно оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу через Среднюю Азию, а затем через Поднепровье и Северное Причерноморье (в III-II тыс. до и. э.).
2. Учитель сообщает: Прародиной славянских племен считается междуречье Вислы и Одры. Именно отсюда происходило расселение славянских племен на восток и на юг - на Балканский полуостров. Некоторыми историками считается, что уже во II тысячелетии до нашей эры протославяне (предки славян) заселили бассейн реки Вислы. Затем часть этих славян продвинулась на восток - до берегов Днестра, Днепра, истоков Оки, Волги (покажите на карте).
В I тысячелетии до н. э. предки славян расселились в Поднепровье, где столкнулись со скифами, которые, по-видимому, их покорили. По мнению академика Б. А. Рыбакова именно этих славян древние историки именовали скифами-пахарями. У более поздних византийских историков славяне именуются венедами или антами.
Тогда же протославяне столкнулись с причерноморскими государствами, возникшими во время греческой колонизации VII—VI вв. до нашей эры. Греки основали на побережье Северного Причерноморья города-государства: Ольвию, Пантпкапей, Хер- сонес, Керкинитиду и др. (покажите па карте). Греки принесли на эти земли и свой уклад жизни, политические традиции. В V в. до н. э. полисы, расположенные на берегах Керченского пролива, объединились и основали Боспорское царство. В III-I вв. до н. э. причерноморские государства приходят в упадок. В это же время на скифов усиливается давление со стороны наступающих сарматов. Как раз в скифское время формируется население, говорившее уже по-славянски, а не па балто-славянском языке.
3. Учитель сообщает: Так называемое Великое переселение народов происходило в III—VII вв. н. э. В эту эпоху Северное Причерноморье превращается в своего рода магистральный путь для движения народов с востока на запад. Политическая гегемония в причерноморских степях от сарматов в III в. п. э. переходит к готам, а с IV в. здесь доминируют гунны. Гунны разгромили римские города в Причерноморье, что подорвало важнейшую статью процветания славян Среднего Поднепровья - экспорт хлеба. В результате славяне в определенной мере уравнялись со своими менее развитыми соседями, заселявшими северную лесостепную полосу. Гунны осели в Панонии (Венгрия). Т. к. гунны ушли с юга, то славяне двинулись на их место, т. е. в VI в. началось массовое вторжение славян на Балканский п-ов.
(Вы можете дополнить свой рассказ о племенах сарматов, готов и гуннов, используя Дополнительные материалы.)
В ходе этого движения происходил распад единой славянской общности на три ветви: на западных, южных и восточных славян.
Запись в тетрадях:
Предложите ученикам начертить в тетрадях следующую таблицу (учитель рисует таблицу на доске):
Три ветви славян
|
Работа с историческим источником: Предложите ученикам прочитать отрывок из Повести временных лет (можно скопировать материал прямо из пособия либо воспользоваться хрестоматией) и ответить на вопросы.
... Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нес и получили название полочане. Тс же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суде, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская»*;...>
Повесть временных лет, начало XII в. // А. С. Орлов и др. Хрестоматия по исто- рии России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999. - С. 14.
- О расселении каких групп славян говорится в тексте? (Западных и восточных.)
- Какие племена относятся к западнославянским, а какие - к восточнославянским? (Западные славяне - морава, чехи, белые хорваты, сербы, хорутане, поляки, лутичи, мазовшане, поморяне. Восточные славяне - поляне, древляне, дреговичи, полочане, славяне около озера Ильмень, северянами.)
Работа с картой: Вызовите одного ученика к доске и попросите показать на карте расселение восточных славян, как это описано в Повести временных лет.
Вывод: Разделение славянских племен в результате их продвижение на восток и на юг стало составной частью Великого переселения народов. Они расселились но территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
III. Итог урока
Разделение славянских племен в результате их продвижения на восток и на юг стало составной частью Великого переселения народов. Славяне расселились по территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Домашнее задание
1. §§ 1-3, работа с контурной картой.
2. Дополнительное задание. Подготовить небольшой доклад по краеведению: местные названия населенных пунктов (топонимы - названия мест, городов, сел) и водных объектов (гидронимы - названия рек, озер, ручьев и т. п.). Их происхождение - древность, к какому языку они относятся и какие народы, следовательно, населяли данную местность раньше.
Дополнительный материал для преподавателя
Сарматы - объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, савроматы, роксоланы). В VI-IV вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до Волги. В III в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. В IV в. н. э. разгромлены гуннами.
Готы - группа германских племен. В III в. н. э. жили в Северном Причерноморье. Делились на вестготов и остготов.
Гунны - кочевой народ из Средней Азии. Упоминается в 300 году до н. э. в китайской литературе. Когда китайцы смогли отразить набеги гуннов, их непрочное государственное образование распалось на орды. Часть гуннов отправилась на Запад. Они разрушили в 375 году остготское государство на Дону (дав таким образом толчок к великому переселению народов) и угрожали Римской империи. Наиболее известным и могущественным вождем гуннов был «Бич Божий» Аттила.
Образование Древнерусского государства с центром в Киеве
Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.