При плавании судна на мелководье возрастает волновое сопротивление, которое зависит как от скорости движения судна, так и отношения глубины фарватера к осадке (Н/Т).
Влияние мелководья перестает сказываться при глубине воды, вычисляемой по формуле:
где H - глубина, не считающаяся мелководьем, м;
T - осадка судна, м;
v - скорость судна, уз;
g - 9,81 м/с^2.
Предположим, что судно двигается на глубокой воде со скоростью, характеризуемой точкой 1. При переходе на мелкую воду, вследствие возрастания сопротивления движению судна винт утяжелится, частота его вращения уменьшится и скорость упадет до значения, характеризуемого точкой 2. Если двигатель управляется всережимным регулятором, то последний, стремясь поддержать заданную частоту вращения, будет увеличивать цикловую подачу топлива, чтобы преодолеть сопротивление, характеризуемое точкой 3. Двигатель в этом случае будет перегружаться по тепловой и механической напряженности. Чтобы этого не произошло, необходимо при переходе с глубокой воды на мелководье перерегулировать всережимный регулятор на уменьшенную частоту вращения, либо органы управления поставить на упор.
Что и происходило - "умный" регулятор задерживал разгон, не позволяя перегружать ГД, или умный стармех ставил ограничение на топливную рейку.
Считаем
Как видно из формулы, если глубина меньше четырех осадок судна, то это уже мелководье, даже без учета скорости судна. Т.е. если осадка судна 10 метров, то глубина должна быть уже больше 40 метров.
А если судно движется со скоростью, к примеру, 6 узлов, то это будет (3*6*6)/9,8 =11, т.е. еще плюс 11 метров.
Итого глубина должна быть больше 50 метров!!!
Вывод
Если под судном глубина меньше 5ти-6ти осадок, то это уже считается мелководьем, что увеличивает сопротивление движению судна и не позволяет ГД разогнаться в штатном режиме.
При переходе судна с глубокой воды на мелководье или при входе в канал, ширина которого невелика, в большом диапазоне скоростей изменяется сопротивление движению судна, а следовательно, и нагрузка на главный двигатель по моменту возрастает из-за повышения сопротивления трения и волнового сопротивления в 2 раза, а в отдельных случаях и в 3 раза; поэтому при переходе судна на мелководье рекомендуется снижать частоту вращения главного двигателя. Если глубина под килем не превышает пятикратной осадки судна, следует двигаться только малым ходом (в этом случае сопротивление на мелководье примерно равно сопротивлению на глубокой воде). Глубокой водой, на которой возможно движение с любыми скоростями, с достаточной для практики точностью принято считать воду, в 15 раз превышающую по глубине осадку судна.
Отвечая на данный вопрос, необходимо сделать весьма существенную оговорку: при некотором соотношении скорости судна и глубины воды сопротивление на мелководье становится меньше сопротивления на глубокой воде, и, казалось бы, на мелководье выгодно плавать с большими скоростями. Однако данным обстоятельством воспользоваться практически невозможно, так как возникающее при этом волнообразование вызывает размыв берегов, повреждения судов, стоящих у стенок, береговых сооружений и т. д.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.