Особенности процесса профессионального обучения в условиях производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особенностью процесса производственного обучения является приоритет формирования профессиональных умений и навыков перед формированием профессиональных знаний. Знания являются основой умений, но главной целью, определяющей специфику производственного обучения как части процесса профессионального образования, выступают профессиональные умения и навыки. Это обусловливает высокие требования к мастеру производственного обучения как к специалисту-профессионалу. Профессиональные умения и навыки учащихся формируются постепенно, в течение всего периода обучения. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации.

Основным средством производственного обучения является производительный труд учащихся. Участие учащихся в производительном труде, необходимость самостоятельного принятия решений в разнообразных производственных ситуациях объективно определяют высокие требования к уровню познавательной и учебно-производственной активности учащихся. Все это влияет на характер, методику и организацию процесса производственного обучения.

Производственное обучение осуществляется на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются. Этим определяется необходимость, во-первых, координации изучения специальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория, как правило, опережала практику как по содержанию, так и по времени изучения; во-вторых, высокого уровня специальных знаний мастера производственного обучения; в-третьих, осуществления тесных межпредметных связей в деятельности мастеров и преподавателей специальных предметов (специальной технологии).

Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях (учебных мастерских и учебных лабораториях, учебных участках, полигонах, учебных хозяйствах, тренажерах и учебных установках и т. п.) и в условиях реального производства.

Основная цель процесса производственного обучения – формирование у учащихся профессиональных умений и навыков - определяет специфику средств осуществления этого процесса. Наряду с дидактическими средствами особое значение имеет учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация.

Обычно в процессе производственного обучения выделяются следующие периоды:

вводный - ознакомление учащихся с содержащем будущей их профессии, с традициями учебного заведения, с учебной мастерской (лабораторией), с образцами учебно-производственных работ, с условиями обучения, правилами внутреннего распорядка и поведения в учебном заведении и др. При возможности учащихся в экскурсионном порядке ознакамливают с предприятием, на котором им предстоит работать после окончания учебного заведения;

подготовительный, основной целью которого является предварительное овладение учащимися основами профессии – трудовыми приемами и способами, а также трудовыми операциями, из которых состоит целостный трудовой процесс выполнения учебно-производственных работ, характерных для содержания осваиваемой профессии, специальности. Выделение подготовительного периода носит чисто условный характер, он, как правило, не имеет определенных временных рамок, выделение его обусловлено прежде всего содержанием и целью обучения. Как правило, в процессе производственного обучения изучение трудовых приемов, способов, операций сочетается с закреплением и отработкой их в процессе выполнения учебно-производственных работ комплексного характера, т. е. работ, включающих ранее предварительно изученные операции – частично или все трудовые операции в комплексе. В результате производственного обучения на этих периодах у учащихся формируются первоначальные профессиональные умения, закладывается, образно говоря, фундамент для последующего формирования основ профессионального мастерства. В этом важность и ответственность этого периода (этих периодов) в общем процессе производственного обучения, что требует от мастера особого педагогического мастерства;

период освоения профессии - основной период производственного обучения. В данный период происходит становление, формирование, развитие профессиональных умений учащихся, отрабатываются их профессиональные навыки. В отношении большинства профессий это, как правило, производственное обучение в учебных мастерских, учебных лабораториях, в учебных хозяйствах, на учебно-производственных участках учебного заведения и др. Вещественным содержанием производственного обучения в этот период является выполнение учащимися постепенно усложняющихся характерных для соответствующей профессии, специальности учебно-производственных работ, функций, обязанностей, видов работ и т. п. Мастер обучает учащихся выполнять учебно-производственные работы с соблюдением необходимого ритма и темпа, технических и других требований; развивает их самостоятельность в выполнении заданий, воспитывает чувство ответственности за порученное дело, развивает навыки самоконтроля;

совершенствование основ профессионального мастерства учащихся и их специализации - заключительный, период производственного обучения. В этот период учащиеся выполняют учебно-производственные работы, соответствующие по содержанию и уровню сложности требованиям, определенным профессиональной характеристикой Государственного стандарта. Основной задачей заключительного периода производственного обучения является не только закрепление полученных знаний, умений и навыков, но и их совершенствование с применением современного оборудования, современной технологии, с применением современной технической и технологической оснастки, освоение передовых приемов и способов труда. К концу данного периода производственного обучения учащиеся выполняют производственные работы с производительностью труда, равной производительности труда квалифицированных рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации.
Период совершенствования включает отработку учащимися профессиональных умений и навыков путем выполнения сложных работ комплексного характера в учебных мастерских, а также производственную практику на предприятиях в условиях реального производства.

Производственная практика проводится либо на государственных или акционерных предприятиях, стройках, производственных участках и других объектах, где предстоит работать учащимся после окончания учебного заведения, либо на училищных или межучилищных хозрасчетных производственных предприятиях. При необходимости в этот период учащиеся специализируются на выполнении определенных видов производственных работ в зависимости от/реальных условий и предъявляемых требований.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

 

1. Разработайте программу тренинга развития одной общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетенций согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (уровень бакалавриата) (на выбор).

 

 

2. Разработайте тематику курсов повышения квалификации работников образовательной организации (согласно базы исследования).

 

1. Нормативное и методическое обеспечение внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО

2. Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании

3. Современные методы преподавания дисциплин

4. Онлайн-обучение в контексте современного образовательного процесса.

 

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 180.