Классификация методов по назначению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выделяются следующие методы:

* приобретение знаний

* формирование умений и навыков

* применение знаний

* творческая деятельность;

* закрепление;

* проверка знаний, умений, навыков.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (это уровень самостоятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения).

В данной классификации выделяются следующие методы:

* объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

* репродуктивный;

* проблемное изложение;

* частично-поисковый (эвристический);

* исследовательский.

Виды форм профессионального обучения

В современных реалиях очень важно понимать каким образом необходимо обучать, в какие сроки и с какой степенью нагрузки. Предлагаю рассмотреть типовые варианты форм обучения.

Выделяют три группы:

А) фронтальные

Б) групповые

Фронтальная форма обучения

При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всего коллектива, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество обучающихся и определяет единый для всех темп работы.

Групповая форма обучения

При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся.

Индивидуальная форма обучения

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими коллегами. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего коллектива или группы заданий.

 

К основным критериям эффективности относятся показатели профессионального мастерства:

· самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль;

· выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;

· производительность труда — выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда;

· профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля.

 

 

2. Методология и теория проектирования образовательной среды.

 

 

Образовательная среда представляет собой форму единства людей, складывающегося в результате их совместной деятельности в сфере образования. В основе этой деятельности – согласованные потребности участвующих в ней субъектов, цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами благодаря осваиваемым механизмам культуры.

В широком смысле слова образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней, которые определяются административно, социально, институционально.

Представляется принципиально важным выдвигаемое учеными положение о том, что образовательная среда – профессионально-деятельностная, управляемая и зависит от насыщенности ее образовательными ресурсами.

Качество образовательной среды может определяться способностью этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс их личностного саморазвития. Именно такое понимание требований к созданию развивающей образовательной среды лежит в основе «практико-ориентированного подхода к развивающему образованию», предполагаемого В.П. Лебедевой, В.А. Орловым и В.И. Пановым.

В культурологическом направлении (А.П. Валицкая, Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин) разрабатывается содержательный аспект образовательной среды, определяется ее место в образовательном пространстве социума в целом и соотносится данный социальный фонд знаний, норм, ценностей с потребностями развития личности. В данном случае образование рассматривается как культурный процесс, осуществляющийся в образовательной среде, которая опирается на соответствующую систему ценностей и норм; это такой пространственный континуум, в котором осуществляется образовательная деятельность, базирующаяся на соответствующей системе нравственных норм и ценностей.

Образовательная среда воздействует не только на тех, кто непосредственно в нее погружен, но и на всех остальных членов общества.

Образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние с точки зрения личности и общества. Деструктивный характер среды, например, может быть обусловлен непрофессионализмом педагога, личностными особенностями субъектов среды, целями и ценностями, на основе которых формируется среда, и многими другими факторами.

При проектировании образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса, необходимо соблюдать следующие этапы:

1 этап - диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности).

Такое исследование обеспечивает: возможность диагностики реальной ситуации образовательной среды, ее количественной и качественной оценки; выделение «болевых точек» в развитии проблемы организации образовательной среды; экспериментальное подтверждение социальной необходимости (потребности) в создании проекта образовательной среды; определение формата (логических рамок) проекта; введение проектных ограничений: целевых, временных, финансовых, ресурсных. Всесторонний анализ ситуации основывается на результатах ее исследования или обсуждений разной степени научной глубины: от уровня здравого смысла до применения строгих математических методов и методик.

2 этап - формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей проектирования образовательной среды; построение концепции образовательной среды. Концепция является своего рода информационной системой, содержащей сведения о цели, принципах, методах, условиях проектирования образовательной среды. В ходе концептуализации идет разработка стратегии и принципов проектирования; выявляется структура проектируемого объекта; определяются характеристики образовательной среды в целом и отдельных его элементов; уточняются цели и формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности.

3 этап - создание образа результата проектирования – новой образовательной среды. Образ может быть представлен в виде программы, модели, схемы образовательной среды.

4 этап - поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы действий по созданию образовательной среды). На данном этапе можно использовать один из типов планирования: стратегическое, структурно-содержательное и содержательно-организационное.

Структурно-содержательный планпредставляет собой краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок изложения (или реализации содержания), т.е. его структуру.

Стратегическое планированиедает возможность сформулировать долгосрочные приоритеты, связанные с проектированием, и способствует целенаправленным изменениям действительности. Обычно ведущие цели стратегического плана определяются не только разработкой общего контура развития объекта на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений деятельности.

Содержательно-организационное планированиеобеспечивает комплексный подход к управлению ходом проекта. Цель организационного плана — обозначить способы решения определенной задачи в максимально короткий срок. На этом этапе необходимо показать, что решений может быть множество, следовательно, целесообразным становится сопоставление проектных предложений.

Организационный план определяет заранее намеченный объем содержания и систему действий для его реализации, предусматривающую порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делать, кто делает, с кем во взаимосвязи, когда, где, в какой последовательности?

5 этап - этап реализации проекта: непосредственное построение (создание) образовательной среды. Раскроем общие требования косновному проектировочному этапу.

Прежде всего каждый проектный шаг внутри этого этапа не может быть произвольным. Он определен логикой создания или преобразования предмета проектирования и всегда оказывается соотнесенным с конкретной задачей (локальным заданием), за которое кто-то из участников несет ответственность согласно ранее намеченной программе (плану). В каждый момент проекта любой его участник должен четко представлять, что, зачем, в какой срок ему предстоит сделать, каковы могут быть предполагаемые результаты, какую роль эти результаты призваны сыграть в общей концепции проекта. Особенность деятельности в проекте такова, что только при условии выполнения каждого из заданий и последующего «обмена» полученными результатами между участниками появляется возможность дальнейшего продвижения проекта.

Совершенно необходимыми являются установление и поддержка на всем протяжении этапа системы обратной связи. Она предполагает наличие у самих участников проекта установки на критическое отношение к своим действиям, умение «отслеживать» происходящее с помощью специальных процедур и приемов, разработку приемлемых форм присутствия в проекте наблюдателей (супервайзеров), экспертов или других «сопровождающих» лиц.

6 этап - комплексная экспертиза и рефлексия результатов реализации проекта. Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы, принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику. Оценка проекта проводится различными способами:

на основе привлечения независимых экспертов;

в ходе (само)оценки результатов проекта в соответствии с выбранными критериями;

в ходе рефлексии по поводу успешности и целостности проектирования как совместной деятельности, включая ее цели, содержание, формы, способы осуществления;

входе рефлексии по поводу проектирования как процесса, выстроенного по определенным правилам.

Рефлексивный этап включает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта.

Кроме того следует иметь в виду, что замышляя проект, необходимо учитывать имеющиеся ресурсы (человеческие, финансовые, материальные), которые чаще всего бывают весьма ограниченными. Определение технологического ресурса проектирования требует составления перечня необходимых базовых знаний, умений, навыков, опыта теоретической и практической деятельности, который может понадобиться для реализации проекта. Личностный ресурс проектирования составляют характеристики мышления, поведения, общения людей, непосредственно занятых в проекте. Его успех во многом зависит от сформированности таких качеств, как субъектность и креативность, от уровня развития коммуникативной и рефлексивной культуры.

 

 

3. Современные технологии проектирования образовательной среды.

 

 

В содержании философского уровня проектирования акцент делается на конкретизации философских положений, касающихся развития образовательной среды, применительно к процессам осуществления инновационных сдвигов под воздействием общественной практики. С этих позиций процесс подготовки обучающихся оказывается способным к естественно-эволюционному и искусственно регулируемому развитию.

Общенаучный уровень проектирования основан на использовании в проектной деятельности принципов системного, синергетического, деятельностного и аксиологического подходов, а также инновационных процессов в образовании.

Применение системного подхода при проектировании образовательной среды позволяет оптимизировать данную среду, максимально использовать сильные стороны и взаимно компенсировать недостатки всех ее компонентов. Интеграция элементов среды исключает потери на выполнение различными элементами дублирующих функций, в результате чего эффективность образовательной среды будет значительно выше суммарной эффективности всех ее компонентов.

Синергетический подход к проектированию образовательной среды помогает образовательному сообществу осознать нелинейность, многофакторность и вероятность реальной образовательной деятельности, позволяет наглядно проиллюстрировать единство в многообразии и многообразие в единстве.

По выражению А. В. Москвиной, синергетический подход освобождает педагогическое пространство от однолинейности и штампов, открывает полифункциональность и многомерность гипотез и теорий, позволяет по-новому осмыслить особенности творческого мышления и воображения, оценить постоянно обновляющееся многообразие способов, методов, принципов развития творческой личности, создать новые условия для раскрытия творческих способностей.

Деятельностный подход в проектировании образовательной среды ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения студентов, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

Аксиологический (или ценностный) подход в проектировании образовательной среды выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе).

Конкретно-научный уровень проектирования характеризует его научное содержание, основу которого составляют специфические принципы и конкретные принципы проектной деятельности. К числу первых относятся принципы социальной ценности образовательной среды (удовлетворение потребностей социума, социальная защита обучающихся, рост образовательного потенциала населения), ее педагогической эффективности (сохранение здоровья обучающихся, повышение уровня их воспитанности, образовательной подготовки и т. д.) и экономической целесообразности (для участников процесса подготовки и их окружения).

В состав второй группы входят конкретные принципы проектирования:

· социально-культурной преемственности (соответствие нравственным, эстетическим ценностям, традициям региона);

· достаточности (наличие ресурсов для осуществления образовательной деятельности);

· вариативности (возможность выбора образовательных маршрутов).

Научно-методический уровень проектирования чаще всего рассматривается с позиций конкретных изменений в содержании образования, методике, технологии, формах, средствах обучения и воспитания, организации учебно-воспитательного процесса, управляющей системы, методической (научно-методической) работы и т. д.

 

 

4. Проектирование образовательной среды на основе разработки индивидуального профессионально-образовательного маршрута.

 

 

Схема построения индивидуального образовательного маршрута:

1. Диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей.

2. Определение целей и задач. Проектируются цели и задачи, которые должен достигнуть обучающийся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.

3. Определение продолжительности проекта. По согласованию с родителями и самим обучающимся, определяется время, которое необходимо затратить обучающемуся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.

4. Определение роли родителей (законных представителей) обучающегося в реализации маршрута. Предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.

5. Разработка учебно-тематического плана (почасового). Педагог совместно с воспитанником и родителями подбирают темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.

6. Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.

Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристик и качеств личности, можно определить формы и методы обучения в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута.

1. Интеграция с другими специалистами. На основе анализа диагностики и выбранного содержания программы, педагог принимает решение о необходимости привлечения специалистов из других областей.

2. Определение способов оценки успехов обучающегося на каждом этапе освоения маршрута.Способы выбора оценки и самооценки выбирают педагог совместно с обучающимся. Возможные формы подведения итогов: концерт, показ, открытое занятие, показ достижений, участие в олимпиаде, научно-практической конференции, зачетная работа, экзамен, тест, рефлексия, персональная выставка.

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется также поэтапно, где предусмотрена деятельность каждого субъекта образовательного процесса.

1 этап «Диагностика».

Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств.

Деятельность обучающегося: участие в диагностическом тестировании.

2 этап «Разработка программы».

Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация (адаптация к уровню обученности обучающегося).

Деятельность обучающегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами.

3 этап «Реализация индивидуальной образовательной программы».

Деятельность педагога: организация образовательного процесса, а именно инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки обучающемуся.

Деятельность обучающегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом.

5 этап «Презентация личных образовательных результатов».

Деятельность педагога: Организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки).

Деятельность обучающегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретическое воспроизведение (демонстрация теоретической компетентности в изученном аспекте), практическое решение поставленных задач.

6 этап «Рефлексивно-оценочный».

Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе.

Примерная схема самоанализа обучающегося, проходящего обучение по индивидуальной образовательной программе:

1. Какие цели я ставил перед собой в начале обучения по программе? (Что я хотел?)

2. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)

3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)

4. Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать)?

Деятельность обучающихся: оценка проделанной работы, сопоставление поставленной цели и полученных результатов, решение о продолжении обучения по теме или её смене.

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагог осуществляет ряд функций:

- тьюторство – руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, которое предполагает поддержку (решение проблем самим обучающимся), сопровождение учебной деятельности и фасилитацию (сопровождение личностного развития). Педагог-тьютор осуществляет разработку заданий, организацию обсуждения, работу с субъектным опытом обучающегося, анализ познавательных интересов, намерений, личных устремлений, продумывает способы мотивации и фиксации результатов, разрабатывает результаты деятельности.

- консультирование – взаимодействие между педагогом и обучающимся, организованное особым образом и направленное на решение возникающих проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося.

- экспертная – оценка работ, выполненных обучающимся.

- проектная – сопровождение учебной деятельности обучающегося.

- процессная – сопровождение обучающегося во время реализации индивидуального образовательного маршрута.

 

 

5. Проектная деятельность в процессе проектирования образовательной среды (в условиях профессионального образования)

 

 

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта [2].

Главное условие проектной деятельности, это наличие заранее выработанной схемы конечного продукта деятельности, то есть этапов проектирования (определение целей и задач проекта, имеющихся ресурсов деятельности, плана, программа и т.п.) и реализации самого проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Разработка концепции проекта, определение целей и задач;

2. План проекта, определение источников информации, сбор и анализ информации, распределение ролей и обязанностей;

3. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

4. Защита проекта;

5. Подведение итогов, оформление результатов, выводы, выдвижение новых проблем исследования.

С использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых обучающиеся:

· самостоятельно получают знания;

· учатся пользоваться этими знаниями для решения практических задач;

· приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

· развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.;

· развивают аналитическое мышление.

В настоящее время образовательная система направлена на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Под компетенцией понимают результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели.

Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования наиболее важных компетенций для обучающихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно-коммуникационной), способствует повышению уровня активности, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления обучающемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Практическая значимость проекта в том, что в нем рассматривается возможность использования данной инновационной технологии обучения в единой педагогической системе обучения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.