Ділення істинного горизонту на чверті, румби, градуси. Системи рахування напрямів, що використовуються в судноводінні
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ділення істинного горизонту на чверті, румби, градуси. Системи рахування напрямів, що використовуються в судноводінні.

Плоскость истинного горизонта делится линиями истинного норда-зюйда (NS) и истинного оста-веста (OstW) на четыре четверти: NO, SO, SW и NW. Направления N, S, Ost, W считаются главными румбами и получили название стран света.

Если наблюдатель станет лицом к норду, то справа у него всегда будет находиться восток (Ost), слева — запад (W).
В современной навигации применяется круговая (градусная) система деления горизонта. Счет градусов идет от северной части линии истинного меридиана по часовой стрелке, от О до 360°. Таким образом, как видно из рис. 73, направлению (румбу) N соответствует 0°(360°), Оst —90°, S —180°, W —270°.
В четвертной системе за начало отсчета принимают направления от 0 до 90° от N и S к Оst и W. Четвертная система применяется при решении некоторых навигационных задач.
При переходе от круговой системы к четвертной направления от 0 до 90° не изменяют; от 90 до 180° величину угла вычитают из 180°; от 180 до 270° из величины угла вычитают 180° и от 270 до 360° величину угла вычитают из 360°. При этом впереди полученного результата (числа градусов) приписывают наименование четверти соответственно NO, SO, SW и NW, например NO 30°, SO 45°, SW 20°, NW 15°.

При обратном переходе — от четвертной системы к круговой — величины углов в NO четверти соответствуют углам от 0 до 90° круговой системы, в SO четверти величины углов вычитают из 180°, в SW четверти прибавляют к 180°; в NW четверти величины углов вычитают из 360°. Применяя круговую систему, перед числом градусов наименования четверти не пишут.

Румбовая система основана на делении горизонта на 32 румба (1 румб—11,25°), из них —четыре главных (N, S, Ost, W), четыре четвертных (NO, SO, SW, NW), делящих каждую четверть горизонта пополам, восемь промежуточных (NNO, ONO, OSO, SSO, SSW, WNW, NNW), являющихся средними направлениями между главными и четвертными, и шестнадцать, являющихся промежуточными между рассмотренными выше 16 румбами. Название последних 16 румбов составляется из букв ближайшего главного или четвертного румба с прибавлением слова «тэнь» (искаженное произношение голландского предлога «к»), обозначаемого буквой t, и буквы главного румба, в сторону которого данный промежуточный румб направлен (например, Nt0, NOtN и т. д.).



Різниця широт та різниця довгот.

Разности широт и долгот

Географические координаты однозначно определяют положение точки на земной поверхности. Но при плавании судна в море, при переходе его из одной точки в другую происходит изменение координат его места.

Величинами, характеризующими изменение географических координат при переходе судна от одной точки к другой, являются разность широт и разность долгот (рис. 1.4).

Пункт (т. А или т.А ′), откуда вышло судно, называетсяпунктом отхода. Пункт отхода характеризуется начальными координатами (φ 1 , λ 1 илиφ 1 ′ , λ 1 ′). Пункт (т.Б или т.Б ′), в который пришло судно, называетсяпунктом прихода. Пункт прихода характеризуется конечными координатами (φ 2 , λ 2 илиφ 2 ′ , λ 2 ′).

Тогда: – изменение широты (φ), при переходе судна из одного пункта в другой будет называтьсяразностью широт и сокращенно обозначается как φ – основное обозначение или как РШ – запасное обозначение.

Разность широт ( φ) измеряется отрезком дуги (меньшей дуги) меридиана между параллелями пунктов отхода и прихода.

РШφ) =φ 2 − φ 1 – формула алгебраическая. (1.1)

Если судно перемещается в направлении северного полюса P N (рис. 1.4 судно № 2), то разности широт (Δφ) дается наименование«к северу» («к норду»), и обозначается –к N, а при вычислениях ей приписывается знак «+».

Пример: φ 1 ′ = 75°00,0′S,φ 2 ′ = 25°00,0′S (судно № 2), тогда:

РШ ′ φ ′) =φ 2 ′ − φ 1 ′ =–25°00,0′–(–75°00,0′)= +50°00,0′ или 50°00,0′ кN.

Если же судно перемещается в направлении южного полюса PS (рис. 1.4 судно № 1), то разности широт (Δφ) дается наименование«к югу» («к зюйду»), и обозначается –к S, а при вычислениях ей приписывается знак«–».

Пример: φ1 = 70°00,0′N,φ2 = 45°00,0′N (судно № 1), тогда:

РШ φ) =φ2 − φ1 = 45°00,0′– (+70°00,0′) =–25°00,0′или 25°00,0′ кS.

Разность широт измеряется в пределах от 0° до ±180° (к N или к S).

Разностью долгот называется изменение долготы (λ) при переходе судна из одного пункта в другой и сокращенно обозначается какλ – основное обозначение, или как РД – запасное обозначение.

Разность долгот ( λ) измеряется меньшей дугой экватора, заключенной между меридианами пунктов отхода и прихода.

(РДλ =λ2 − λ1 – формула алгебраическая. (1.2)

Если судно перемещается к востоку (восточная долгота увеличивается, западная долгота уменьшается), то разности долгот дается наименование «к востоку» («к исту»), и обозначается –к Е, а при вычислениях ей приписывается знак «+».

Пример: λ1 = 85°00,0′Е,λ2 = 130°00,0′Е (рис. 1.4 оба судна), тогда:

(РД)λ =λ2 − λ1 = 130°00,0′ – (+85°00,0′) = +45°00,0′ или 45°00,0′ кЕ.

Если же судно перемещается к западу (восточная долгота уменьшается, западная долгота увеличивается), то разности долгот дается наименование «к западу» («к весту»), и обозначается –к W, а при вычислениях ей приписывается знак«–».

Пример: λ1 = 130°00,0′Е,λ2 = 85°00,0′Е (обратный переход судов 1, 2 из т.Б (т.Б ′) в т.А (А ′) рис.

1.4).

(РД)λ =λ2 − λ1 = 85°00,0′ – (+130°00,0′) =–45°00,0′или 45°00,0′ кW.

Разность долгот измеряется в пределах от 0° до 180° (к Е или кW).

Если при вычислениях значение λ превышает 180°, то необходимо абсолютное значение полученного результата отнять от 360°, а наименование разности долгот (знак) изменить на противоположное.

Пример: λ1 = 150°00,0′W,λ2 = 150°00,0′Е, тогда:

(РДλ =λ2 − λ1 = +150°00,0′ –(–150°00,0′)= +300°00,0′ или 300°00,0′ кЕ,

но т.к. λ ≤ 180°, тогда: 360° – (+300°) = 60° иλ = 60°00,0′ кW.

Зная координаты исходной точки (φA, λA) и значения разности широт (φ) и разности долгот (λ), которые получились при переходе судна, – можно рассчитать координаты пункта прихода по формулам:

ДОП.

Судовые радиостанции, оснащенные радиооборудованием ГМССБ, должны иметь следующие документы:
8. List VIIA. List of Call Signs and Numerical Identities of Stations Used by the Maritime Mobile and Maritime Mobile-Satellite Services (список позывных сигналов и цифровые опознаватели станций, используемых в МПС и МПСС).
9. Inmarsat Maritime Communications Handbook. Issue 2. London (руководство по использованию спутниковой системы INMARSAT) – при условии, что на борту судна есть судовая спутниковая станция.
10. Оригинал договора с береговой организацией, если судовое радиооборудование поставлено на береговое техническое обслуживание.
11. Документ, подтверждающий регистрацию АРБ в международном координационном вычислительном центре системы КОСПАС/SARSAT.





Види фрахтування суден.

1. Фрахтование на условиях рейсового чартера — при ко­тором за судовладельцем практически полностью сохраняется контроль за использованием и работой судна и экипажа, а так­же связанный с этим коммерческий риск:

· Фрахтование на один рейс - за определенную плату (фрахт) для перевозки конкретного груза между двумя или более портами.

· Фрахтование на круговой, рейс — фрахтование судна на рейс между двумя или более портами, при котором фрахтователь обеспечивает загрузку судна в пря­мом и обратном направлениях с возвращением судна в район первоначального отправления.

· Фрахтование на последовательные рейсы — применяется при перевозках значи­тельных количеств однородного груза в одном и том же направ­лении одним и тем же судном. Обычно такие договоры заклю­чаются с условием, что судно после окончания выгрузки долж­но немедленно вернуться в первоначальный порт погрузки для совершения следующего рейса и так до выполнения всего со­гласованного количества рейсов.

· Фрахтование судов по контракту. К его числу отно­сятся, так называемые: генеральный контракт; фрахтовый контракт; гру­зовой контракт; контракт на количество груза; контракт на объем груза. В контрактах такого вида — груз, а не судно, занимает центральные позиции, что отличает их от других договоров на перевозку. Они представляют собой соглашения, по которым судовладелец обязуется в течение определенного времени (обычно года или нескольких лет) перевезти обусловленное количество груза.

2. Фрахтование судна на время — при котором судовла­делец частично или полностью утрачивает контроль за исполь­зованием и работой судна и экипажа, и коммерческий риск перелагается на фрахтователя:

· Фрахтование на условиях тайм-чартера — при котором судовладелец сдаст свое судно в аренду фрахто­вателю на определенный период времени;

· Фрахтование на условиях димайз-чартера — судовладелец передает фрахтователю судно на обусловленный срок в полное владение, включая и право контроля над командой Фрахтователь действует как перевозчик и контролирует работу судна;

· Фрахтование на условиях бербоут-чартера или договор фрахтования судна без экипажа — разно­видность димайз-чартера, судно сдается фрахтователю в аренду (обычно на несколько лет) без экипажа и судовладелец никакого участия в его формировании не принимает, фрахтователь осуществляет не только коммерческую, но и техническую эксплуатацию судна.

Агент.

По двум пеленгам.

Влияние неодновременного измерения пеленгов. Пересечение последовательно измеренных пеленгов не соответствует действительному месту судна. Это видно из рис. 81, на котором показаны точные места судна Fx и F2в момент пеленгования ориентиров А и В. Место судна, принятое в точке пересечения пеленгов F', будет ошибочным на величину отрезка F2F'. Для уменьшения влияния неодновременности измерения пеленгов устанавливают уже известную нам по § 31 очередность пеленгования или выполняют приведение пеленгов к одному моменту.

Практическое выполнение способа.

1. Подобрать на местности два наиболее близко расположенных к судну ориентира с таким расчетом, чтобы угол пересечения их пеленгов был близок к 90° или, в крайнем случае, находился в пределах 30 — 150°.

2. Определив очередность пеленгования, измерить в быстрой последовательности пеленги на оба ориентира. При скорости более 12 уз или малом удалении ориентиров измерить три пеленга на два ориентира в последовательности KАА1, КПв2, КПA3 и наблюдения первого ориентира осреднить КПA2 = (КПА1 + КПл3)/2. Время и отсчет лага заметить в момент измерения второго пеленга.

3.Исправить компасные пеленги поправкой компаса и проложить их от места обозначения ориентиров на карте.

4. На основании предыдущих данных о месте и элементах движения судна проанализировать полученную обсервацию.

Географическая широта.

Географической широтой некоторой точки на поверхности земного сфероида называется угол между плоскостью экватора и нормалью (отвесной линией) к этой поверхности. Для модели Земли в виде шара нормаль совпадает с земным радиусом ОМ, проведенным через данную точку М в центр шара. Широта измеряется дугой меридиана (угол МОЛ) от экватора до параллели данной точки. Широта принимает значения в диапазоне от 0 до 90 градусов. Если точка находится в северном полушарии, то широте приписывают наименование N (северное), если в южном — S.

Географическая долгота.

Географической долготой какой-либо точки называется двугранный угол между плоскостями начального (нулевого) меридиана и меридиана, проходящего через заданную точку. Так, долгота точки М определяется углом GOL. Долгота измеряется меньшей дугой экватора GL, а, к примеру, не дугой GEQL. Счет долгот ведут к востоку или западу от начального меридиана, от 0 до 180 градусов.

Если точка находится в восточном полушарии, то долготе приписывает наименование Е (восточная), если в западном — W (западная). Иногда, для обозначения полушарий точки, в координатах используются знаки +/-. Причем знак минус приписывают координатам, находящимся в южном и западном полушариях. Для географических координат в GPS-навигаторах используются следующие форматы :

— ddd.mm.ss.s — градусы, минуты, секунды,
— ddd.dddd — градусы, десятичные доли градусов,
— ddd.mm.mmm — градусы, минуты, десятичные доли минут.



Як часто під час несення ходової вахти повинна проводитися перевірка функціонування ходових і сигнальних вогнів, робота суднового навігаційного обладнання, звірка свідчень гіро- і головного магнітного компасів?

не менее одного раза за вахту и, если это возможно, после каждого значительного изменения курса определять поправки главного магнитного компаса, сверять его показания с показаниями гирокомпаса;

обеспечить нормальное функционирование пультов управления главными двигателями, аварийно-предупредительной сигнализации, ходовых и сигнальных огней, индикаторов радиооборудования сигналов бедствия;

Ділення істинного горизонту на чверті, румби, градуси. Системи рахування напрямів, що використовуються в судноводінні.

Плоскость истинного горизонта делится линиями истинного норда-зюйда (NS) и истинного оста-веста (OstW) на четыре четверти: NO, SO, SW и NW. Направления N, S, Ost, W считаются главными румбами и получили название стран света.

Если наблюдатель станет лицом к норду, то справа у него всегда будет находиться восток (Ost), слева — запад (W).
В современной навигации применяется круговая (градусная) система деления горизонта. Счет градусов идет от северной части линии истинного меридиана по часовой стрелке, от О до 360°. Таким образом, как видно из рис. 73, направлению (румбу) N соответствует 0°(360°), Оst —90°, S —180°, W —270°.
В четвертной системе за начало отсчета принимают направления от 0 до 90° от N и S к Оst и W. Четвертная система применяется при решении некоторых навигационных задач.
При переходе от круговой системы к четвертной направления от 0 до 90° не изменяют; от 90 до 180° величину угла вычитают из 180°; от 180 до 270° из величины угла вычитают 180° и от 270 до 360° величину угла вычитают из 360°. При этом впереди полученного результата (числа градусов) приписывают наименование четверти соответственно NO, SO, SW и NW, например NO 30°, SO 45°, SW 20°, NW 15°.

При обратном переходе — от четвертной системы к круговой — величины углов в NO четверти соответствуют углам от 0 до 90° круговой системы, в SO четверти величины углов вычитают из 180°, в SW четверти прибавляют к 180°; в NW четверти величины углов вычитают из 360°. Применяя круговую систему, перед числом градусов наименования четверти не пишут.

Румбовая система основана на делении горизонта на 32 румба (1 румб—11,25°), из них —четыре главных (N, S, Ost, W), четыре четвертных (NO, SO, SW, NW), делящих каждую четверть горизонта пополам, восемь промежуточных (NNO, ONO, OSO, SSO, SSW, WNW, NNW), являющихся средними направлениями между главными и четвертными, и шестнадцать, являющихся промежуточными между рассмотренными выше 16 румбами. Название последних 16 румбов составляется из букв ближайшего главного или четвертного румба с прибавлением слова «тэнь» (искаженное произношение голландского предлога «к»), обозначаемого буквой t, и буквы главного румба, в сторону которого данный промежуточный румб направлен (например, Nt0, NOtN и т. д.).



Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.