Лекция.
Содержание учебного материала.
Проблема определения предмета философии. Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности.
1,2
Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения, философия как теоретическая форма мировоззрения. Понятийный характер зрелого философского мышления. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзестенционально-личностного начала. Философия и наука. Функции философии. Основные разделы философии.
Понимание природы бытия в материализме и идеализме. Проблема познаваемости мира. Человек как философская проблема. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Диалектика, метафизика, герменевтика.
Семинарское занятие 1. «Философия: ее место в культуре, жизни человека и общества».
1. Предмет философии
2. Философия и другие формы духовного освоения действительности
3. Роль философии в современном мире.
Семинарское занятие 2. «Специфика философского знания. Структура и функции философии».
1. Структура и основные функции философии.
2. Главные философские направления.
. Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа с учебными пособиями. Поиск ответов на вопросы:
- Какова польза философии?
- Какие характерные черты главных философских направлений вы можете перечислить ?
2. Подготовка докладов и сообщений по следующим темам:
- Понятие мировоззрения;
- Философская и научная картина мира (единство и различие);
- Философия и политика;
- Философия и религия;
- Функции философии;
- Личность философа (философия как образ жизни);
- Почему большинство философских тем относится к разряду «вечных»?
Это недостаток или достоинство философии?
- Как вы думаете, являются ли естественнонаучные теории окончательными ответами на вопросы ученых?
- Почему многие люди считают естественные науки полезными, а к философии относятся как к праздной болтовне?
Тема 2.1. Особенности античной и средневековой философии.
Лекция.
Содержание учебного материала.
1.
2
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Человек, общество, государство в философии Аристотеля. Духовные последствия завоеваний Александра Македонского. Римское государство и его отношение к культуре. Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков. Неоплатонизм. Натурфилософия античности и медицина.
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии и ее особенности в христианстве. Патристика. Философия отцов церкви. Схоластическая философия.
Семинарское занятие 1. «Особенности античной философии».
1. Классическая греческая философия.
2. Философия эпохи эллинизма.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка докладов и сообщений по следующим темам:
- Философия милетской школы и зарождение медицинской науки;
- Идеализм Платона. Место Платона в мировой философии;
- Философское учение Аристотеля;
- Философские учения Др. Китая
Тема 2.2. Философия Возрождения и Нового времени.
Лекция.
Содержание учебного материала
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Возникновение возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и
натурфилософское естествознание эпохи Возрождения.
1
Эпоха научной революции. Формирование нового типа знаний. Проблемы методологии научного познания. Фрэнсис Бекон и идея опыта как источника новых знаний о природе. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта как источник целенаправленного построения систематического научного знания. Декарт и становление экспериментально-математического и медицинского естествознания. Философское обоснование дедуктивного метода. Учение о субстанции.
Рационализм Спинозы и Лейбцина. Проблема человека. Философское обоснование «Естественных прав» человека.
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
Критическая философия И.Канта. Обоснование активности субъекта. Понятие традиционного субъекта. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Тождество мышления и бытия в философии Гегеля. Диалектическая логика и саморазвития понятия. Категории и принципы диалектического мышления.
Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Марксистская философия – синтез диалектики и принципа материализма.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с пособием (Г.И. Козырев). Подготовка докладов и сообщений по следующим темам:
- У истоков философии Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт;
- Французские просветители XVII века;
- Философия И.Канта. Место Канта в мировой филосо
фии;
- Философия Гегеля. Система и метод;
Дата: 2019-03-05, просмотров: 402.