Тема 1.1.  Природа, предмет и формы философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Лекция.

Содержание учебного материала.

2        2 1

Проблема определения предмета философии. Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности.

 

1,2

2

Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения, философия как теоретическая форма мировоззрения. Понятийный характер зрелого философского мышления. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзестенционально-личностного начала. Философия и наука. Функции философии. Основные разделы философии.

3

Понимание природы бытия в материализме и идеализме. Проблема познаваемости мира. Человек как философская проблема. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Диалектика, метафизика, герменевтика.

Семинарское занятие 1. «Философия: ее место в культуре, жизни человека и общества».

      2

            

1. Предмет философии

2. Философия и другие формы духовного освоения действительности

3. Роль философии в современном мире.

Семинарское занятие 2. «Специфика философского знания. Структура и функции философии».

1. Структура и основные функции философии.

2. Главные философские направления.

      2

. Самостоятельная работа обучающихся:

2

1. Работа с учебными пособиями. Поиск ответов на вопросы:

- Какова польза философии?

 - Какие характерные черты главных философских направлений вы можете перечислить ?

 2. Подготовка докладов и сообщений по следующим темам:

 - Понятие мировоззрения;

 - Философская и научная картина мира (единство и различие);

 - Философия и политика;

 - Философия и религия;

 - Функции философии;

 - Личность философа (философия как образ жизни);

 - Почему большинство философских тем относится к разряду «вечных»?

Это недостаток или достоинство философии?

 - Как вы думаете, являются ли естественнонаучные теории окончательными ответами на вопросы ученых?

- Почему многие люди считают естественные науки полезными, а к философии относятся       как к праздной болтовне?

Раздел 2. История философии

 

13

 

Тема 2.1. Особенности античной и средневековой философии.

Лекция.

Содержание учебного материала.

2

1.

Древний Восток – колыбель философской мысли. Особенности философии Древней Индии и Древнего Китая. Возникновение и основные этапы развития античной философии. Истоки и социокультурные основания греческой философии. Периоды развития: досократовский, классический, эллиническо-римский. Космоцентризм ранней античной философии. Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты. Сократ.       1,2

2

Философская система Платона. Теория и идеи. Идеальное государство Платона.  

 

Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Человек, общество, государство в философии Аристотеля. Духовные последствия завоеваний Александра Македонского. Римское государство и его отношение к культуре. Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков. Неоплатонизм. Натурфилософия античности и медицина.

3

Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии и ее особенности в христианстве. Патристика. Философия отцов церкви. Схоластическая философия.

Семинарское занятие 1. «Особенности античной философии».

2

1. Классическая греческая философия.

2. Философия эпохи эллинизма.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1. Подготовка докладов и сообщений по следующим темам:

 - Философия милетской школы и зарождение медицинской науки;

 - Идеализм Платона. Место Платона в мировой философии;

 - Философское учение Аристотеля;

 - Философские учения Др. Китая

Тема 2.2. Философия Возрождения и Нового времени.

 

Лекция.

Содержание учебного материала

2 1

Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Возникновение возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и

натурфилософское естествознание эпохи Возрождения.

 

1

  2

Эпоха научной революции. Формирование нового типа знаний. Проблемы методологии научного познания. Фрэнсис Бекон и идея опыта как источника новых знаний о природе. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта как источник целенаправленного построения систематического научного знания. Декарт и становление экспериментально-математического и медицинского естествознания. Философское обоснование дедуктивного метода. Учение о субстанции.

Рационализм Спинозы и Лейбцина. Проблема человека. Философское обоснование «Естественных прав» человека.

  3

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.

Критическая философия И.Канта. Обоснование активности субъекта. Понятие традиционного субъекта. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта.

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Тождество мышления и бытия в философии Гегеля. Диалектическая логика и саморазвития понятия. Категории и принципы диалектического мышления.

 

  4.

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Марксистская философия – синтез диалектики и принципа материализма.

 

Самостоятельная работа обучающихся:

  1  

Работа с пособием (Г.И. Козырев). Подготовка докладов и сообщений по следующим темам:

- У истоков философии Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт;

- Французские просветители XVII века;

- Философия И.Канта. Место Канта в мировой филосо

фии;

 - Философия Гегеля. Система и метод;

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 370.