РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ОГСЭ.01 Основы философии
Специальности:
Сестринское дело
Акушерское дело
базовой подготовки
очная форма обучения
2015
Одобрено на заседании кафедры кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Протокол № 10 от «03» июня 2015г. Заведующий кафедрой _______________ /Ж.В.Дородная/ | Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело |
Согласовано на заседании ЦМС Протокол № 10 от « 26 » августа 2015г. Зам. директора по НМР ____________/О. В. Ледянкина / | УТВЕРЖДАЮ Заведующий учебным отделом ________/ С.П. Устьянцева/ |
Разработчики:
А.Л. Колосов - преподаватель философии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
К.А.Стерликов - преподаватель философии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
Ж.В.Дородная - преподаватель философии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
Рецензент:
И.М.Устинова - декан факультета инфокоммуникаций, информатики и управления, доцент кафедры общегуманитарных и социально - экономических дисциплин УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание дисциплины | 8 |
3. Условия реализации рабочей программы дисциплины | 2 2 |
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 5. Тематический план | 2 5 26 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 74 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 14 |
в том числе: | |
составление таблиц | 1 |
написание рефератов, докладов и сообщений, проектов | 6 |
работа с учебным пособием | 7 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества |
| 8 | |||
Тема 1.1. Природа, предмет и формы философского знания.
Лекция.
Содержание учебного материала.
Проблема определения предмета философии. Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности.
1,2
Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения, философия как теоретическая форма мировоззрения. Понятийный характер зрелого философского мышления. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзестенционально-личностного начала. Философия и наука. Функции философии. Основные разделы философии.
Понимание природы бытия в материализме и идеализме. Проблема познаваемости мира. Человек как философская проблема. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Диалектика, метафизика, герменевтика.
Семинарское занятие 1. «Философия: ее место в культуре, жизни человека и общества».
1. Предмет философии
2. Философия и другие формы духовного освоения действительности
3. Роль философии в современном мире.
Тема 2.1. Особенности античной и средневековой философии.
Лекция.
Содержание учебного материала.
1.
2
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Человек, общество, государство в философии Аристотеля. Духовные последствия завоеваний Александра Македонского. Римское государство и его отношение к культуре. Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков. Неоплатонизм. Натурфилософия античности и медицина.
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии и ее особенности в христианстве. Патристика. Философия отцов церкви. Схоластическая философия.
Лекция.
Содержание учебного материала
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Возникновение возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и
натурфилософское естествознание эпохи Возрождения.
1
Эпоха научной революции. Формирование нового типа знаний. Проблемы методологии научного познания. Фрэнсис Бекон и идея опыта как источника новых знаний о природе. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта как источник целенаправленного построения систематического научного знания. Декарт и становление экспериментально-математического и медицинского естествознания. Философское обоснование дедуктивного метода. Учение о субстанции.
Рационализм Спинозы и Лейбцина. Проблема человека. Философское обоснование «Естественных прав» человека.
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
Критическая философия И.Канта. Обоснование активности субъекта. Понятие традиционного субъекта. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Тождество мышления и бытия в философии Гегеля. Диалектическая логика и саморазвития понятия. Категории и принципы диалектического мышления.
Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Марксистская философия – синтез диалектики и принципа материализма.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с пособием (Г.И. Козырев). Подготовка докладов и сообщений по следующим темам:
- У истоков философии Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт;
- Французские просветители XVII века;
- Философия И.Канта. Место Канта в мировой филосо
фии;
- Философия Гегеля. Система и метод;
Лекция.
Содержание учебного материала.
Место и роль философии в культуре XX века. Основные направления современной философии. Сциентистские направления в современной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм). Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер.
1,2
Антисциентистские направления в современной философии (экзистенциализм, персонализм, религиозная философия). М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти в качестве бытийных феноменов.
Герменевтика, постмодернизм, философия психоанализа. Современный марксизм.
Особенности русской философии. Западники и славянофилы в русской философии (П.Я. Чаадаев). Русская религиозная философия (В.С. Соловьев). Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Лекция.
Содержание учебного материала.
Понятие бытия. Признаки бытия. Основные формы бытия: природа, вещи, процессы, соотношения. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Идея Бога в религии и философии.
1,2
Материальное единство мира. Основные атрибуты материи (пространство, время, движение). Формы движения материи. Концепция пространства и времени в философии и физике. Уровни организации материи и их диалектическая взаимосвязь.
Современные естественнонаучные представления о строении мира и роль философии в их
интерпретации.
Тема 4.1.
Лекция.
Содержание учебного материала.
От понятия «души» к понятию «сознания». Религиозные представления о душе. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания.
1
1,2
Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).
Основные структурные компоненты сознания. Мышление и его виды. Функциональная асимметрия мозговых функций. Сознание и самосознание. Рефлексы. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация мозговых функций. Функция сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Бессознательное, природа и форма его проявления.
Диалектика сознательного и бессознательного в человеке. З.Фрейд и индивидуальное бессознательное. Бессознательное в медицинском аспекте.
Лекция.
Содержание учебного материала.
Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании. Понятие «знания». Преднаучные, вненаучные и научные формы знания. Знание и мнение. Вера и убеждение. Знание, познание и язык.
Абсолютное и относительное в познании.
1,2
Сенсуализм и рационализм. Этапы познания. Понимание и объяснение как формы познания. Субъект и объект познания. Познание как онтология субъекта: проблема внешней реальности и возможности познания.
Проблема истины.
Лекция.
Содержание учебного материала.
Формы научного знания: эмпирический и теоретический. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Роль приборов в современном научном и медицинском познании и диагностике. Проблема интерпретации эмпирических данных.
1,2
Методы теоретического познания: индукция, дедукция, анализ, синтез, классификация, обобщение, идеализация. Понятие гипотезы и теории. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории. Проблема соотношения и роли эмпирического теоретического в познании. Понятие «картина мира». Классическая и неклассическая наука. Становление научной медицины. Медицина в системе современного научного знания.
Этические проблемы науки. Вненаучные формы знания: искусство, религия, миф, игра. Современная медицина и иные медицинские практики.
Лекция.
Содержание учебного материала.
Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие социальной реальности. Взаимодействие природы и общества. Структура общества. Соотношение общества и индивида. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.
1,2
Этносы и онтогенез. Нация – новоевропейская этическая общность. Понятие «общественно-экономической формации», «способ производства». Политика и государство. Философия истории. Соотношение цивилизационного и формационного подходов. Социальное время и его необратимость. Этапы развития общества: традиционное общество, неолитическая революция, промышленная революция. Проблема исторического прогресса.
Духовная жизнь общества. Формы общественного сознания. Религиозное, нравственное, политическое. Понятие «культура». Человек как творец и творение культуры. Культура и природа: противопоставления к коэволюции. Глобальные проблемы современности. Философские аспекты будущего цивилизации.
Лекция.
Содержание учебного материала.
Человек и его свойства как предмет философии. Фундаментальные особенности человека. Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Духовное и материальное в человеке.
Предметно-практический характер человеческой деятельности. Личность и общество. Проблема отчуждения. Проблема социализации.
Человек перед лицом мировоззренческих проблем. Фундаментальные человеческие ценности. Проблема ценности человеческой жизни.
Лекция.
Содержание учебного материала.
Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Философия человеческой ответственности. Жизненное пространство личности. Нравственные основы личности.
Медицинская проблема форм и пределов человеческой личности. Проблема здоровья как глобальная проблема современности. Гуманизм как философско-этический менталитет медиков.
Медико-биологические эксперименты и их философский анализ: клонирование, паспортизация наследственности, эвтаназия, клинические испытания, трансплантология.
Философско-методические проблемы. Определение понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др. Экстрафизиологические состояния. Клиническая смерть.
Связь экономики, образа жизни, культуры общения и здоровья населения. Взаимосвязь социального, психологического и соматического. Социально-психологические аспекты ятрогения. Медицина в социально-политическом контексте
Лекция.
Содержание учебного материала.
Объект и предмет социологии. Социология и социальная философия. Сходства и различия. Понятие «социального». Структура социологического знания. Особенности социологического исследования. Сбор социологической информации.
Методы социологических исследований. Функции социологии.
Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины.
Становление и развитие социологии в XIX начале XX вв. О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс. М. Вебер. Современный период развития социологии.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа с учебным пособием (Г.И. Козырев).
Поиск ответов на вопросы:
- Каков научный статус социологии?
- В чем отличия социологии от философии в понимании социальных процессов?
2. Составление таблицы «Основные методы социологического исследования»
Лекция.
Содержание учебного материала
Социальные институты как структурные механизмы, обеспечивающие устойчивость и воспроизводство общественных систем. Типы и функции социальных институтов.
Социальная структура. Статусы и роли. Статусы и социальные отношения.
1,2
Социальные группы и общности. Виды и структуры социальных групп. Особенности малых групп. Социальные организации.
Процессы групповой деятельности и групповые феномены. Динамика социокультурных изменений. Типология общества.
Социальная ролевая концепция личности. Социализация личности и становление социального «Я». Агенты и институты социализации. Этапы социализации. Социализация и социальный контроль. Девиантное поведение и его формы. Социальное действие и социальное взаимодействие.
Лекция.
Содержание учебного материала.
Сущность и функциональная природа социальной стратификации, ее основные измерения: собственность, власть, доход, богатство, престиж, образование.
1,2
Исторические типы стратификации. Классовая система. Особенности стратификации в современной России.
Бедность и неравенство. Этническое неравенство. Неравенство по полу и возрасту.
Социальная мобильность. Виды, объем и дистанция мобильности. Социальная мобильность и миграция. Глобализация и обострение межэтнических отношений.
Дифференцированный зачет
Всего
УСЛОВИЯ РЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- компьютерный стол;
Технические средства обучения:
- Мультимедийный компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- Мультимедийный проектор.
- DVD-проигрыватель.
- Видеомагнитофон.
- Телевизор.
- Аудиоцентр.
- Экран проекционный.
Словари и первоисточники
1.Краткий философский словарь [ Текст ] / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев [и др.]; под ред. А.П.Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 496 с.
2.Словарь общественных наук [ Текст ] / Авторы – составители: Подольская Е.А., Погорелый Д.Е., Лихвар В.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 20061. Мир философии, книга для чтения, т. 1-2, М., Политическая литература, 2012
2. М.Фуко, Забота о себе, Киев, Дух и Литера, 2013
3. Ж.Батай, Внутренний опыт, СПб., Аксиома, 2014
4. Современный философский словарь, М., Принт, 2011
5. Ж. Делез, Ф. Гватари, Анти-Эдип (капитализм и шизофрения), Екб, У.Фактория, 2013
6. К. Поппер. Предположения и опровержения, М., АСТ, 2012
7. Г. Маркузе. Критическая теория общества, М., АСТ-Астрель, 2011
8. Х. Ортего-и-Гассет. Восстание масс, М., АСТ, 2013
Интернет-ресурсы:
1. http:/labrip.com/
2. http:/www.filosofia-totl.narod.ru/
3. http:/intencia.ru/FAQ-5.html
4. http:/skepsis.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления конспектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Форма и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения: - ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | -оценка выполнения заданий по сопоставлению содержания основных философских категорий и понятий; - результаты тестирования; - решение учебных заданий; -участие в групповых дискуссиях и обсуждениях; - решение проблемных заданий; |
Усвоенные знания: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; -основы научной, философской и религиозной картин мира; - условия формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | -оценка точности определений философских понятий в форме терминологического диктанта; -оценка индивидуальных устных ответов; -оценка результатов письменных опросов в форме тестирования; -оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; -оценка результатов защиты рефератов. - дифференцированный зачет в форме тестирования |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование тем
Макс. уч. нагр. студ.
Сам. раб. студ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование тем
Макс. уч. нагр. студ.
Сам. раб. студ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ОГСЭ.01 Основы философии
Специальности:
Сестринское дело
Акушерское дело
базовой подготовки
очная форма обучения
2015
Одобрено на заседании кафедры кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Протокол № 10 от «03» июня 2015г. Заведующий кафедрой _______________ /Ж.В.Дородная/ | Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело |
Согласовано на заседании ЦМС Протокол № 10 от « 26 » августа 2015г. Зам. директора по НМР ____________/О. В. Ледянкина / | УТВЕРЖДАЮ Заведующий учебным отделом ________/ С.П. Устьянцева/ |
Разработчики:
А.Л. Колосов - преподаватель философии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
К.А.Стерликов - преподаватель философии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
Ж.В.Дородная - преподаватель философии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
Рецензент:
И.М.Устинова - декан факультета инфокоммуникаций, информатики и управления, доцент кафедры общегуманитарных и социально - экономических дисциплин УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание дисциплины | 8 |
3. Условия реализации рабочей программы дисциплины | 2 2 |
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 5. Тематический план | 2 5 26 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Область применения программы
Образовательная программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям: 34.02.01 Сестринское дело,31.02.02 Акушерское дело
1.2. Место дисциплины в структуре Программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01.Сестринское дело изучение дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии направлено на развитие общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- Максимальной учебной нагрузки обучающихся 74 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
- самостоятельной работы обучающихся - 14 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 74 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 14 |
в том числе: | |
составление таблиц | 1 |
написание рефератов, докладов и сообщений, проектов | 6 |
работа с учебным пособием | 7 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества |
| 8 | |||
Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.