I
Основными результирующими и оценочными показателями хозяйственной деятельности торгового предприятия является – валовой доход и прибыль.
Валовой доход - выручка от реализации товаров и услуг за вычетом затрат на оплату стоимости закупаемых товаров и прочие доходы предприятия.
Валовой доход представляет собой основной источник средств для возмещения текущих затрат на торговую деятельность , расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и выплат других обязательных платежей и налогов.
Для торгового предприятия валовой доход представляет собой суммарный показатель, который включает:
ВД = ТН + У +П
ТН – сумма реализованных торговых наценок ТН=Т- С приобретения товаров;
У – дополнительные сопутствующие услуги (ремонт, доставка)
П – сальдо (доходы – расходы) операций.
Наиболее важным является самостоятельное определение величины торговой наценки в стоимости товара, на величину которой влияют 2 группы факторов:
1) Издержкообразующие, формируют уровень ИО.
Именно этот уровень ИО служит нижним пределом для определения торговой надбавки.
2)Факторы, формирующие рентабельность нормально работающего предприятия, определяющие направления расходования прибыли.
Факторы, формирующие валовой доход
2) Объём, состав и структура товарооборота.
3) Условия поставки товара и выбор поставщиков.
4) Экономическая обоснованность торговой наценки.
5) Количество и качество оказываемых услуг, предоставление более широкого спектра – это резервы увеличения валового дохода.
II
Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в сфере материального производства и предназначенный для производственной деятельности.
Она выполняет оценочную и стимулирующую функции и играет важнейшую роль в работе предприятий.
Прибыль конкретного предприятия – это превышение доходов предприятия над его расходами.
П = Доходы – Расходы
Факторы, влияющие на объём прибыли
1. Внешние факторы. К ним относится политическая стабильность, состояние экономики, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, темп инфляции, %-ая ставка за пользование прибылью.
2. Внутренние факторы:
· Объём валового дохода
· Размер издержек обращения
· Производительность труда
· Скорость оборачиваемости товаров
· Наличие собственных оборотных средств
· Эффективность использования основных фондов.
В зависимости от источников образования различают следующие основные виды прибыли:
1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
2. Прибыль (убыток) от прочей реализации;
3. Доходы и расходы от внереализационных операций;
4. Общая (ранее балансовая) прибыльхарактеризует общий финансовый результат всей хозяйственной деятельности предприятия;
5. Налогооблагаемая прибыль, как основа расчета налога на прибыль;
6. Прибыль в распоряжении предприятия (после уплаты налога на прибыль);
7. Чистая прибыль.
Методы определения прибыли
1. Балансовая Общая прибыль: Пб = Пр + Ппр + Пво
Пр – прибыль от реализации товаров
Ппр - прибыль от прочей реализации
Пво – доходы и расходы от внереализационных операций.
2. Прибыль от реализации товаров: Пр= Т- СПТ - ∑ИО = Др - ∑ИО;
где Т – товарооборот,
СПТ – стоимость приобретения товаров (без НДС и акцизов),
∑ИО –издержки обращения,
Др – доход от реализации товаров (сумма реализованной торговой наценки) или валовая прибыль, торгового предприятия
3. Налогооблагаемая прибыль – как база для расчета налога на прибыль определяется в соответствии с действующим законодательством.
4. Чистая прибыль формируется после уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства и ряда других обязательных платежей (налог по операциям с ц/б) и расходуется на развитие предприятия.
III
Основные направления использования прибыли:
1. Выполнение обязательств перед бюджетами.
2. Расчёты с банками, предприятиями, организациями.
3. Инвестиции в развитие предприятий.
4. Выплата дивидендов по акциям
5. Удовлетворение социальных и материальных потребностей работников.
Прибыль распределяется между Государством (виде бюджетных и внебюджетных фондов) и самим предприятием на его нужды.
Чистая прибыль должна отправляться на накопление, обеспечение условий для его развития.
В процессе распределения прибыли на предприятии могут формироваться следующие фонды:
1. Резервный фонд. Создается для обеспечения стабильного финансового положения в случае ухудшения экономической конъюнктуры.
2. Фонд развития производства и НТР, который представляет собой средства накопления.
3. Фонд материального поощрения и фонд социальной сферы, представляют собой средства направленные на потребление. Они направляются на выплату пособия и др.формы стимулирования, а также на содержание объектов соцкультбыта, жилого фонда, образование проведение различных мероприятий.
IV
В деятельности предприятий всех организационно-правовых форм широко применяется для оценки результатов работы, наряду с абсолютными показателями, его относительные показатели прибыльности или доходности, которые называются – рентабельностью.
Показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли к затратам или капиталу, обеспечившим ее получение.
Для оценки прибыльности предприятия используется система показателей рентабельности, основными из них являются:
1. Рентабельность продаж: Рп = Пр
── * 100% ;
Вр
где Пр - прибыль от реализации товаров, продукции;
Вр – выручка от реализации (для торгового предприятия –товарооборот).
2. Для производственного предприятия – рентабельность изделий, видов продукции.
Пр
Рпрод = ── * 100% ( прибыль на 1 рубль затрат)
с/с
Для торгового предприятия – рентабельность текущих затрат или торговых услуг.
Пр
Рту = ── * 100%
∑ИО
3. Общая рентабельность всей деятельности предприятия.
По
Ро = ───────── * 100%
среднегод.ст-ть и
оборот.средства
V
Задачи
Дата: 2019-02-19, просмотров: 201.