Тема: Товарооборот торгового предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Сущность, классификация, состав и значение для предприятия розничного товарооборота.

 

Розничный товарооборот  - это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается и он поступает в сферу потребления.

 

Товарооборот предприятий массового (общественного) питания тоже относится к розничному товарообороту.

 

Под розничным товарооборотом (Тоб) (р. Тоб) – понимают продажу потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

 

1) Юридическими лицами, для которых торговая деятельность – основная (магазины, предприятия общ. питания и т.д).

2) Юридическими лицами, для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины промышленных предприятий).

3) Физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

 

Товарооборот отражает экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары, но в состав р. Тоб может быть включена:

· Продажа по безналичному расчёту продовольственных товаров юридическим лицами социального назначения.

· Продажа товаров юридическим лицами за наличный расчёт с использованием кассовых аппаратов.

 

р. Тоб учитывается в ценах фактической реализации строго за отчётный период на основе первичных документов товарно-денежного отчёта и прилагаемых документов.

 

Весь Тоб учитывается в розничных ценах – фактических продажных ценах, включая торговую наценку, НДС, акциз и налог с продаж.

 

II.Значение розничного товарооборота для предприятия:

 

1) Он может выступать как показатель мощности торгового предприятия, т.к по его величине можно судить об объёме деятельности предприятия, его размере и доле на товарном рынке.

2) Может быть использован для характеристики эффективности используемых ресурсов предприятий и общей суммы затрат - на реализацию товаров(т.к показатель эффективности – это соотношение результата и затрат).

3) Может быть использован для расчёта трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста Тоб.

4) Составляет условие формирования финансового результата.

 

Товарная структура розничного Тоб. включает продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы, виды, сорта, модели и т.д.

 

Показатели, характеризующие товарооборот торгового предприятия:

· Объём Т об. в стоимостном выражении в текущих ценах;

· Объём Т об. в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;

· Товарная, ассортиментная структура Т об по отдельным группам и подгруппам товаров (руб. %);

· Однодневный объём Тоб (в рублях);

· Объём Тоб в расчёте на 1 работника.

· Объём Тобс 1м2  общей, в том числе торговой площади.

· Время обращения товаров, дни оборота.

· Число оборотов, совершаемых товарными запасами.

 

III. Сущность, классификация (типы и виды) оптового товарооборота , его анализ и планирование, в т.ч планирование товарного обеспечения.

Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

В результате оптового Тоб товары не переходят в сферу личного потребления, а реализуются для последующей переработки и для перепродажи.

Назначение оптовой торговли состоит в организации регионального бесперебойного товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.

 

Оптовая торговля осуществляет следующие функции:

· Сбыт и его стимулирование;

· Закупка и формирование товарного ассортимента;

· Разбивка крупных партий товара на мелкие;

· Складирование, транспортировка, финансирование (при продаже с отсрочкой платежа или по предзаказу без оплаты);

· Информирование о рынке, конкурентах, новых товарах, динамике цен;

· Услуги по управлению и консультированию.

 

Оптовый товарооборот является главным количественным показателем оценки объёма работы оптовой торговли.

 

Классификация оптового товарооборота:

 

1) По назначению:

· Продажа розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а так же на экспорт.

· Межгосударственный отпуск (на основе межправительственных соглашений);

· Внутрисистемный отпуск (внутри страны одним оптовым продавцом другому).

 

2) По формам организации товарного движения:

· Складской;

· Транзитный с участием в расчётах – продажа со складов промышленного предприятия потребителю, минуя склады оптовой базы. При этом расчёт с грузоотправителем осуществляет база.

· Транзитный без участия в расчетах.

 

Оптовая торговля с участием в расчётах – сумма транзитного и складского с участием в расчётах.

Анализ товарооборота

Цель анализа – объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствование товародвижения.

 

Задачи:

1)  Дать оценку выполнения плана товарооборота и поставки товаров покупателям;

2) Изучить их в динамике;

3) Выявить и измерить влияние основных факторов на оптовый товарооборот.

4) Установить причины недостатков торгово-коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению.

 

 

Этапы анализа:

1)  Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота:

· оценивается степень выполнения плана и динамика Тоб, анализ состава ассортимента и структуры по отдельным покупателям.

· Оценивается выполнение плана оптового товарооборота по составу, виды оптовой реализации –складская и транзитная с участием в расчётах.

· Оценка выполнения плана по товарным группам и по формам оптовой реализации.

· Оценка по направлениям реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам).

 

Рыночные фонды – отпуск товаров предприятиям розничной торговли и общественного питания для продажи населению. Внерыночные фонды – отпуск товаров предприятиям для производственных нужд.

 

2) Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам, декадам.

3) Анализ рациональности товародвижения (с помощью методов решения транспортной задачи).

4) Анализ внешних факторов на выполнение плана и динамику оптового Тоб.

 

На оптовый товарооборот оказывают влияние следующие факторы:

· Обеспеченность и использование товарных ресурсов;

· Обеспеченность трудовыми ресурсами и повышение эффективности труда.

· Состояние, развития и эффективность использования МТБ оптового предприятия.

 

5) Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.

 

План оптового Тоб включает:

1) План по общему объёму, структуре, видам.

2) Норму Тоб товарных запасов;

3) План товарного обеспечения.

 

Исходная база анализа: при разработке прогноза используют балансовый метод:

Знреспимп + Пдоп.источ. + Пу ближ.зарубеж. = Ореалвнутристр.Тоб + Ммежгос.поставки + Др + Зкон.

 

Зн и Зк - запасы на начало и конце отчетного периода;

Пресп – закупка внутри республики;

Пимп.- поставка по импорту;

     Пдоп.источ – закупка по дополнительным источникам.

     Пу ближ.зарубеж – закупка у стран ближнего зарубежья.

     Ореал – объём реализации – оптовый товарооборот по реализации.

     Ввнутристр.Тоб  - внутрисистемный товарооборот;

     Ммежгос.поставки – межгосударственные поставки.

     Др - собственные нужды и потери (документальный расход).

 

                        

Расчёт начинается с определения потребности в товарах, затем рассчитывается объем товарооборота по реализации:

Ор = Рр + Рв + Рвн

 

Рр – объём реализации розничным торговым предприятиям;

Рв  - объем реализации предприятиям для промышленного потребления и переработки;

Рвн – это объём реализации на экспорт и внутри страны.

 

После этого определяют ассортиментную структуру товара, необходимого для удовлетворения спроса, бесперебойной торговли, нормализации ТЗ.

 

Объём потребности в товарах складывается из следующих величин:

П = С-Знз

 

П – потребность в товаре конкретного вида на планируемый период;

С –прогнозируемый объём спроса на данный товар;

Зн – товарный запас на начало планируемого периода;

Нз – норматив товарного запаса необходимый для бесперебойной торговли.

 

Прогнозируемый объём спроса определяется:

С= Р/Кс

Р – прогноз объема продаж

Кс  - коэффициент изменения спроса.

 

Запас на начало прогнозируемого периода:

 

Знк +П – Рт

 

После расчета объёма и структуры Тоб по реализации определяются величины складского и транзитного оборота с участием в расчетах.

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 184.