ПРИТЧИ, ПРООБРАЗЫ И ПРОРОЧЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Христос учил притчами ради наглядности и брал примеры вполне понятные и близкие слушателям. В русской школе многое в притчах детям непонятно. Поэтому в каждой притче нужно прежде всего выяснить буквальный смысл, на основании этого объяснения можно говорить и о цели произнесения притчи и, наконец, указать главную точку сравнения. Дети не видят в притчах таинственного смысла, и выяснение его нуждается в особенном внимании.

Объяснение пророчеств и прообразов удобнее делать при повторении новозаветной истории, так как без знания Нового Завета указание на исполнение пророчеств будет указанием на неизвестное.

ЗАУЧИВАНИЕ

Заучивание производится в классе с голоса и дается на дом для закрепления в памяти по книги. В классе урок прорабатывается и повторяется по вопросам, с постепенным обобщением. Если рассказ легок, и если учащиеся достаточно развиты, то повторение по вопросам заменяется связным изложением рассказа учащимися. Но как бы хорошо они не усвоили в классе рассказ, дома они его должны повторить по книге. Отстающих и нерадивых заставляют слушать рассказ более прилежных товарищей и повторять с их слов.

ПРИМЕНЕНИЕ

Для назидательности и для предоставления возможности подражания библейским образцам необходимо каждый рассказ сближать с современной жизнью. Дети понимают повествование лишь буквально, но не замечают идеи. Раскрытие ее и составляет долг учителя. Закон Божий не дает правил на каждый отдельный жизненный случай, а располагает стремиться к доброму во всяком обстоятельстве по собственному разумению каждого.

НЕДОУМЕНИЯ

Недоумения и сомнения неизбежно являются у детей, если они относятся небезучастно к изучению закона Божия. Эти недоумения всегда следует разрешить и отнюдь не убивать в детях любознателтность называнием вопросов детей глупыми. У всякого свой способ мышления. Остановленный однажды ребенок не обратиться со своей думой никогда и ни к кому останется на всю жизнь со своими сомнениями, а через них дойдет и до неверия.

Объяснения должно быть вполне понятны и ясны. Лучше отложить объяснение до другого раза, чем давать его в спутанном виде.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

При всякой возможности полезно показать географическую карту или картину, или прочитать стихотворение, или рассказать. Хотя бы и светского писателя, соответствующий смыслу священно-исторического повествования. Все, что помогает живости и наглядности передачи, то содействует воспитательной стороне преподавания закона Божия.

Картину можно показать или до рассказа или после него. В первом случае производится разбор картины, и на основании его выводится библейский рассказ, во втором - картина служить лишь вспомогательным средством для лучшего запоминания рассказа.

КАТИХИЗИС

ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

Обобщение и связное изложение истин веры и нравственности для укрепления их в сознании учащихся, в надежде памятования их при каждом поступке.

ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ

Преподавание должно пробуждать интерес к познанию истин, к устранению соблазнов в уме и к укреплению воли в добрых чувствах. При сообщении отвлеченных истин особенно полезны примеры делания добра и служения истине в условиях современной жизни. Всякая схоластичность вредит делу.

МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ

Наиболее удобен совместный метод, так как при нем истина освещается всесторонне, прежде приобретенные сведения обобщаются и объясняют новые положения.

Форма изложения - повествовательная, так как вопросо-ответная форма дает ученикам две трудности за один раз: запоминание вопроса и ответа на него. Если бы вопросы следовали один за другим по смысловой связи в полной последовательности, то катехизическая форма была бы пригодной. Но такой последовательности в изложении катехизиса пока никем еще не достигнуто. При заучивании пройденного применима и эта форма. Но ответ учащихся желателен в виде связного изложения.

ПОРЯДОК УРОКА

Повторение пройденного. Установление связи между известным и новыми сведениями. Переход к новому материалу. Беседа с этой целью. Вывод текста объясняемого материала. Обобщение объяснений. Заучивание. Нравственное приложение. Материал для беседы берется из Св. писания, их жития святых, из рассказов светских писателей и из обыкновенной жизни.

ОБЪЯСНЕНИЯ

Ни одно выражение не должно остаться невыясненным, кроме тайн о существе Божием, о троитичности и других непостижимых истинах откровения. Все же трудное для понимания необходимо упростить.

ВЫВОДЫ

Каждая догматическая истина может служить основанием для истины нравственной. Поэтому каждый урок должен сопровождаться нравственным приложением. Это приложение должно быть непременно кратко, но, по возможности, сильно.

ОБЪЯСНЕНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ

Понимание детьми непосредственного смысла молитв, песнопений и священнодействий при совершении богослужения и развитие чувства удовлетворенности при каждом посещении богослужения. "Возвеселихся о рекших мне: в храм Господень пойдем".

СПОСОБ ПРЕПОДАВАНИЯ

Объяснение принадлежностей храма и его вида удобнее вести в храме, так как этим приемом достигается наибольшая степень наглядности. Увлечение изучением уставной стороны отталкивает учащихся от изучения богослужения, и заученное в скором времени забывается.

МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ

Метод преподавания, по возможности, совместный. Форма преподавания - повествовательная. Увлечение объяснениями таинственного смысла в каждом обряде не производит сильного воздействия на учащихся, а искание в каждом действии символа затрудняет запоминание объяснения и главных действий.

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ КАК ПРЕДМЕТ
ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.