Постановка научно-технической проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является весьма важной задачей. Актуальные проблемы, как правило, формулируются в директивных государственных документах, а также в документах отраслевых министерств и ведомствах в виде различных целевых и комплексных программ общегосударственного или регионального значения.

Выбор научного направления обычно предопределяется спецификой научного учреждения и отраслью науки, в которых работает отдельный исследователь или группа исследователей.

Определяющее влияние на выбор проблемы оказывают социально-исторические задачи, к решению которых привлекается наука, проблемные ситуации, складывающиеся в ходе развития самой науки в результате открытия принципиально новых фактов. Проблемная ситуация возникает и тогда, когда не удается преодолеть расхождение между фактами и принципами, теориями, законами, привлекаемыми для их объяснения.

Постановку и формулирование проблемы в какой-либо области знаний или отрасли народного хозяйства начинают с анализа задач, обусловленных социальными запросами и потребностями общества. Затем осуществляют краткий литературный обзор научной и технической информации по рассматриваемой проблеме. Анализ научной и технической информации в рассматриваемой области знаний позволяет вскрыть проблемную ситуацию, показать наличие противоречий между социальной потребностью общества и необходимостью решения выдвигаемых задач, показать их актуальность и методологическую ценность в познании причинных и функциональных связей между явлениями и процессами объекта исследования.

Далее определяется основная концепция народнохозяйственной проблемы, цели и объект исследования, научная новизна и практическая ценность результатов решения данной проблемы. При этом обычно используются теоретические предположения, гипотезы, возникающие на основе интуиции ученого, его собственные знания, а также соответствующие знания в смежных областях науки и техники.

Завершают постановку проблемы формулированием самой проблемы, разработкой ее структуры, выделением тем, вопросов, установлением их актуальности и определением ожидаемых результатов.

При определении тем научного исследования руководствуются следующими требованиями (критериями) к теме:

· тема должна быть актуальной и иметь научную новизну, т. е. должна вносить вклад в науку;

· быть экономически эффективной для народного хозяйства (или быть значимой, определяющей престиж отечественной науки);

· иметь возможность быстрого внедрения результатов в производство;

· обладать потенциальными возможностями использования не только на предприятиях заказчика, но и на других предприятиях отрасли.

В заключение, перечислим несколько весьма важных задач, решаемых в области технологии машиностроения. Это:

повышение качества, надежности и долговечности машин и приборов;

разработка высококачественных прогрессивных технологических процессов, обеспечивающих повышение прочности, контактной жесткости и износостойкости узлов трения;

технологическое обеспечение оптимальных характеристик качества поверхностного слоя деталей машин;

выявление количественных зависимостей между выходными и входными параметрами технологических процессов.

 

Оценка экономической эффективности

Темы научных исследований

 

Приведенные требования к выбираемой теме исследований позволяют всесторонне оценить и установить пригодность ее для данной научно-исследовательской организации. Однако во многих случаях при планировании тем возникает потребность в выборе наиболее перспективных, экономически обоснованных тем. В этих случаях используют количественные критерии оценки экономической эффективности темы исследований.

Предварительная оценка экономической эффективности выбранной темы научного исследования может быть выполнена с использованием критерия экономической эффективности kэ = Эп / Зи , где Эп – предполагаемый экономический эффект от внедрения; Зи – затраты на научные исследования.

Однако критерий kэ не учитывает объем внедряемой продукции, период внедрения, поэтому более объективным является критерий, вычисляемый по формуле

,

в которой: Сг – стоимость продукции за год после освоения результатов научного исследования и внедрения в производство; Т – продолжительность производственного внедрения в годах; Зо – общие затраты на выполнение научного исследования, опытное и промышленное освоение продукции и годовые затраты на ее изготовление по новой технологии.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.